СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности волшебной сказки «Сивка – Бурка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Особенности волшебной сказки «Сивка – Бурка»»

Конспект урока «открытия новых знаний»

Используемый учебно-методический комплект: Школа России

Учебный предмет (дисциплина): Литературное чтение

Тема урока: Особенности волшебной сказки «Сивка – Бурка»

Цель урока: Определить особенности волшебной сказки «Сивка – Бурка»

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: особенности волшебной сказки.

Умения: пользоваться элементарными приёмами анализа текста; самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;

Метапредметные:

Регулятивные: формировать учебную задачу принимать её, сохранять на протяжении всего урока; находят необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; читать в соответствии с целью чтения; оценивать свои достижения и результаты сверстников;

Познавательные: определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения; сравнивать мотивы поступков героев литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; понимать смысл русских народных и литературных сказок;

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться; понимать цель своего высказывания; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Личностные: умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке; формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования.

Межпредметные связи:

Ресурсы:

- для учителя: учебник, презентация, раздаточный материал.

- для ученика: учебник, ручка







Ход урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Личностные: формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования.


Регулятивные: формировать учебную задачу принимать её, сохранять на протяжении всего урока;

Здравствуйте!

Прежде чем начать наш урок мы должны выполнить все пункты плана «Я готов к уроку»

  1. Приведите себя в порядок.

  2. Проверьте, все ли у вас есть для работы на уроке.

  3. Тихонечко сядьте.

  4. Подравняйте спинки и примите позу ученика.


Молодцы! Теперь мы может начинать наш урок.


Здравствуйте!




Выполняют план.


II. Актуализация знаний.

Регулятивные: формировать учебную задачу принимать её, сохранять на протяжении всего урока;


Познавательные: определять информацию на основе различных художественных объектов;


Коммуникативные: высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться;

Как называется большой раздел, из которого вы читали произведения на последних уроках литературного чтения?

Что значит устное?

Что значит народное?

Назовите сказки прочитанные в этом разделе.


Устное народное творчество.



Передается из уст в уста.

Придумывал сам народ.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка».


III. Постановка учебной задачи.

Личностные: умение высказывать свою точку зрения;


Регулятивные: формировать учебную задачу принимать её, сохранять на протяжении всего урока;


Познавательные: определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения; сравнивать мотивы поступков героев литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; понимать смысл русских народных и литературных сказок;


Коммуникативные: понимать цель своего высказывания; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;



Какие виды сказок вы знаете?

Вспомним черты разных видов сказок.


Какие черты у бытовой сказки?



Какие черты у сказки о животных?



Какие черты у волшебной сказки?




Ребята, давайте вспомним сказку «Иван-царевич и Серый Волк». К какому виду сказок она относиться?

Давайте вспомним особенности этой сказки. Какие волшебные предметы был?

Кто был волшебным помощником?

Что волшебного он делал?



Какие еще особенности волшебной сказки вы можете назвать, на основе этой сказки?




На прошлом уроке мы познакомились со сказкой «Сивка-бурка», как думаете какая тема сегодняшнего урока будет??

Какую цель мы перед собой поставим?



Сказки о животных, бытовые, волшебные.


Герои-простые люди, смешные ситуации и.т.


Герои-животные, животные разговаривают, сильный защищает слабого

Есть волшебство, герои злодеи, необычные (волшебные) испытания, волшебные предметы


К волшебным сказкам.



Волшебные предметы живая и мертвая вода.

Волк.

Волшебные превращения Волк в коня и наоборот. Волк разговаривал.

Повторы событий (троекратные)Три ночи караулили сыновья. Три раза поклонился...Три испытания...Трубы затрубили три раза...


Особенности волшебной сказки Сивка-бурка.


Определить особенности волшебной сказки «Сивка-бурка».


IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Регулятивные: находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; читать в соответствии с целью чтения;


Познавательные: определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения; понимать смысл русских народных и литературных сказок;







Коммуникативные: высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться; понимать цель своего высказывания; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.



Личностные: умение высказывать свою точку зрения;


Регулятивные: формировать учебную задачу принимать её, сохранять на протяжении всего урока; находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; читать в соответствии с целью чтения;



Познавательные: определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения;



Регулятивные: формировать учебную задачу принимать её, сохранять на протяжении всего урока; находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины;



Коммуникативные: высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться; понимать цель своего высказывания; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.


Давайте вспомним какие волшебные предметы были в сказке «Сивка-бурка»?

А почему вы считаете, что он является волшебным?

Зачитайте отрывки где написано про то как сверкал перстень. (с.31) (с. 32)


Ребята, а были ли волшебные герои в этой сказке?

Почему вы считаете, что он является волшебным героем?






Найдите и прочитайте отрывок из текста где говориться о том, как выглядел конь. (с.27)


Какие еще волшебные вещи происходят в сказке?



Сейчас мы будем читать по ролям ту часть сказки которую вы вчера прослушали. Назовите героев в этой части сказки.


Хорошо, распределение ролей.

Рассмотрите иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки относиться данная иллюстрация? Зачитайте

Так ли вы представляли себе Елену Прекрасную и Иванушку?
Посмотрите на иллюстрацию на слайде

К какому эпизоду сказки относиться эта иллюстрация? Зачитайте


А эта иллюстрация? Зачитайте


К какому эпизоду сказки отнесем эту иллюстрацию? Зачитайте




Что нам показывает эта иллюстрация? Зачитайте

Перстень Елены Прекрасной


Потому что он сиял и сверкал.



Зачитывают


Да, конь Сивка-бурка


Он смог допрыгнуть до окна, в котором была Елена Прекрасная.

Из ушей дым столбом шел, из ноздрей пламя, очень быстро скакал.

Сивка бурка слышит Иванушку где бы он не находился.


Зачитывают


Иванушка залезает в одно ухо и вылезает через другое.



Старик, братья, Сивка-бурка, Иванушка, гонец, жены братьев, народ, слова сказителя.

Читают со страницы 25 по 28



Зачитывают


Рассказывают свои представления.














Эта иллюстрация относиться к эпизоду сказки в которой Иванушка ловил Сивку-бурку.








Эта иллюстрация относиться к части, в которой Иванушка звал Сивку-бурку и описание как он скака к нему.






















Эта иллюстрация относится к эпизоду, где Иванушка сидел на печи и ему захотелось взглянуть на драгоценный камень.












Она показывает как Елена Прекрасная нашла Иванушку.


V. Первичное закрепление.

Познавательные: определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения; сравнивать мотивы поступков героев литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; понимать смысл русских народных и литературных сказок;


Личностные: умение высказывать свою точку зрения;

Давайте вспомним сказку «Конек-горбунок».

Кто написал эту сказку?

А кто написал сказку «Сивка-бурка»?
Как схожи эти сказки «Сивка-бурка» и «Конек-горбунок»?





Как он выглядел?
А как выглядит Сивка-бурка?



Автор, Петр Павлович Ершов

Народ

Они схожи тем что главных героев зовут Иваном. Им помогает волшебная лошадь.

Им надо было достать перстень.

В награду им достаются жены.


Он был маленький с двумя горбами.
Это большой, красивый конь.



VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.



Личностные: умение оценивать свою работу на уроке;





Познавательные: определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения;





Регулятивные: формировать учебную задачу принимать её, сохранять на протяжении всего урока; находить необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; читать в соответствии с целью чтения; оценивать свои достижения и результаты сверстников;


Сейчас я раздам вам листочки с вопросами для первого варианта и для второго. Рядом с вопросом пишем ответ. Ответ должен состоять из одного слова.

1 вариант

1. Сколько сыновей было у старика?

2. Как называли Иванушку братья?

3. Кого звали Сивкой-буркой?

4. Значение слова «вещий».

5. Место, где сидела Елена Прекрасная.

6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?

2 вариант

1. Что посеял старик на поле?

2. Как называли младшего сына - дурачка?

3. Кто был волшебным помощником Иванушки?

4. Значение слова «каурка».

5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?

6. Чем закончилась сказка?







1 вариант

1. Три;

2. Дурачком;

3. Коня;

4. Видящий будущее;

5. Терем;

6. Перстень.

2 вариант

1. Пшеницу;

2. Иванушка;

3. Конь;

4. Цвет лошади светло каштановый, рыжеватый;

5. три;

6. свадьбой.



VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Познавательные: определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения; сравнивать мотивы поступков героев литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; понимать смысл русских народных и литературных сказок;


Личностные: умение высказывать свою точку зрения;

Кто из героев сказки вам понравился больше всего?


– Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»?



– За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?


Иванушка

Сивка-бурка


Тем что Оба Ивана младшие сыновья и добиваются успеха, они смелые и отважные и в каждой сказке есть животное которое ему помогает.
За то что они сдержали слово.


VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Коммуникативные: проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;


Личностные: умение высказывать свою точку зрения;

Какой урок преподносит нам сказка?


А если на минутку представить, что нет
у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?
Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду из сказки и написать описание рисунку.

Сказка учит ответственности и упорству.


Предлагают варианты.