Особенности введения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Савалага Екатерина Сергеевна
02 ноября 2023 г.
Разграничение понятий
«грамотность» и «функциональная грамотность»
« Функционально
грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных
отношений»
(Леонтьев А.А.)
Грамотность - степень владения человеком навыками чтения и письма на родном
языке
Международные исследования качества образования
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA исследуются знания и навыки школьников в возрасте 15 лет по четырём основным направлениям: грамотность чтения,
математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность
Международное
исследование TIMSS рассматривает качество школьного математического и естественно-научного образования
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS
оценивает читательскую грамотность школьников заканчивающих 4-й класс
Составляющие функциональной грамотности
Функциональная грамотность – способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности
Информа-
ционная
грамотность
Читательская
грамотность
Г ра ж дан с к ая
грамотность
Е с т е с т в ен н о - научная грамотность
Математи- ческая г р а м о т но сть
Компьютер-
ная
грамотность
?
Налоговая гр а м о т н о ст ь
?
Финансовая
грамотность
Глобальные
компетенции
Креативное
мышление
?
Коммуникативная
?
Умение и желание учиться
Читательская грамотность
- это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Математическая грамотность
- это способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира
Она помогает людям
- понять роль математики в мире
- формулировать ситуацию математически
- применять математические понятия, факты,
процедуры
- интерпретировать, использовать и оценивать
математические результаты
- рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом)
Естественно-научная грамотность
- это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно
грамотный человек обладает следующими компетенциями:
- научно объяснять явления
- оценивать и планировать научные исследования
- научно интерпретировать данные и приводить доказательства
Глобальные компетенции
Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей
- вступать во взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Креативное мышление
Под креативным мышлением понимается способность ребенка:
- к продуктивному творческому труду
- самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи
- предлагать инновационные и эффективные решения
- использовать свое воображение для выработки и
совершенствования идей, формирования нового знания,
решения задач, с которыми он не сталкивался раньше
Финансовая грамотность
- это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия
эффективных решений, направленное на
улучшение финансового благосостояния
человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни
Развитие функциональной грамотности: межпредметная основа и метапредметный результат
Невозможно формировать функциональную грамотность в рамках одного какого-либо предмета
Из результатов исследования PISA : высокая зависимость результатов по финансовой грамотности от уровня читательской и математической
грамотности
Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
> Задачи , поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний
> В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая
понятная учащемуся
> Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в
повседневной жизни
> Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
> Вопросы изложены простым, ясным языком
> Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области
(математики, физики и др.)
> Используются разные форматы представления информации : рисунки, таблицы,
диаграммы, комиксы и др.
Пример ситуации «жизненного» характера
Математика, 6 класс
«Пропорции»
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»