СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности житийной литературы. Житие Сергия Радонежского.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презенация к урокам по изучению Жития Сергия Радонежского.

Просмотр содержимого документа
«Особенности житийной литературы. Житие Сергия Радонежского.»

Жанровые особенности житийной литературы.  «Житие Сергия Радонежского»

Жанровые особенности житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского»

Жанровые особенности жития Житие (агиогафия) – жанр древнерусской литературы Житие - описание жизни святого. В древнерусской литературе образцом поведения считался Христос. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Жанровые особенности жития

Житие (агиогафия) – жанр древнерусской литературы

Житие - описание жизни святого.

В древнерусской литературе образцом поведения считался Христос. Герой жития в своей жизни следует этому образцу.

Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Жанровые особенности жития Житие святого – повествование о жизни святого, которое обязательно сопровождает официальное признание его святости ( канонизацию ). Канонизация в Русской Православной церкви совершалась при наличии трех условий: Святая жизнь; Чудеса при жизни и после смерти; Обретение мощей.

Жанровые особенности жития

Житие святого – повествование о жизни святого, которое обязательно сопровождает официальное признание его святости ( канонизацию ).

Канонизация в Русской Православной церкви совершалась при наличии трех условий:

  • Святая жизнь;
  • Чудеса при жизни и после смерти;
  • Обретение мощей.
Для чего создавались жития? Жанр жития был заимствован из Византии . Житие выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как образец праведной жизни , которой надо подражать. Житие лишало человека страха перед смертью.

Для чего создавались жития?

Жанр жития был заимствован из Византии .

Житие выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как образец праведной жизни , которой надо подражать.

Житие лишало человека страха перед смертью.

В чем отличие от биографии? Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения – канон .

В чем отличие от биографии?

Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения – канон .

Каноны жития 1. Отмеченный благодатью ребенок появляется в семье благочестивых (праведных) родителей. 2. Святой с ранних лет ведет полную лишений, праведную жизнь, проводит время в уединении и молитве. 3 . В течение жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их. 4. Житие обязательно содержит описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. 5.Святой не боялся смерти, мог предсказать её. После смерти его тело оставалось нетленным.

Каноны жития

1. Отмеченный благодатью ребенок появляется в семье благочестивых (праведных) родителей.

2. Святой с ранних лет ведет полную лишений, праведную жизнь, проводит время в уединении и молитве.

3 . В течение жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.

4. Житие обязательно содержит описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.

5.Святой не боялся смерти, мог предсказать её. После смерти его тело оставалось нетленным.

Просмотрите видеоурок и выполните задание Канон жития «Житие Сергия Радонежского» Ребенок появляется в семье благочестивых (праведных) родителей. 2. Святой с ранних лет ведет полную лишений, праведную жизнь, проводит время в уединении и молитве. 3. В течение жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их. 4. Житие обязательно содержит описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. 5.Святой не боялся смерти, мог предсказать её. После смерти его тело оставалось нетленным.

Просмотрите видеоурок и выполните задание

Канон жития

«Житие Сергия Радонежского»

  • Ребенок появляется в семье благочестивых (праведных) родителей.

2. Святой с ранних лет ведет полную лишений, праведную жизнь, проводит время в уединении и молитве.

3. В течение жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.

4. Житие обязательно содержит описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.

5.Святой не боялся смерти, мог предсказать её. После смерти его тело оставалось нетленным.

Домашнее задание Прочитать «Житие Сергия Радонежского»; Закончить таблицу.

Домашнее задание

  • Прочитать «Житие Сергия Радонежского»;
  • Закончить таблицу.
Нравственные проблемы в «Житии Сергия Радонежского», их историческая обусловленность и вневременной смысл

Нравственные проблемы в «Житии Сергия Радонежского», их историческая обусловленность и вневременной смысл

Проверка домашнего задания Почему текст о Сергии Радонежском относится к жанру жития? Каким предисловием начинается повесть? Почему огорчился автор от того, что жизни Сергия Радонежского «не описана»? Кто были родители Сергия? Каково было его учение? Чем завершилась жизнь в родительском доме? Почему после основания Троицкой обители брат Сергия ушёл в Москву?

Проверка домашнего задания

  • Почему текст о Сергии Радонежском относится к жанру жития?
  • Каким предисловием начинается повесть? Почему огорчился автор от того, что жизни Сергия Радонежского «не описана»?
  • Кто были родители Сергия?
  • Каково было его учение?
  • Чем завершилась жизнь в родительском доме?
  • Почему после основания Троицкой обители брат Сергия ушёл в Москву?
Проверка домашнего задания Когда Варфоломей был наречён Сергием? С кем делится Сергий в лесу своим скудным пропитанием? Почему братья-монахи молили Сергия принять их? Как строились кельи? Как переносил Сергий нужду, тесноту и скудность? Почему никогда не пребывал в праздности?

Проверка домашнего задания

  • Когда Варфоломей был наречён Сергием?
  • С кем делится Сергий в лесу своим скудным пропитанием?
  • Почему братья-монахи молили Сергия принять их?
  • Как строились кельи? Как переносил Сергий нужду, тесноту и скудность? Почему никогда не пребывал в праздности?
Первый урок Преподобного - это урок смирения .   Как было обидно терпеть незаслуженные упреки и наказания от учителей и непонимание родителей, когда при всем старании Варфоломею не давалась грамота, пока не явился ангел в образе старца и не благословил чадо читать слово Божие. Варфоломей превосходно усвоил урок: если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи свыше, то что говорить о высочайших деяниях и подвигах, поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой к Богу.

Первый урок Преподобного - это урок смирения .

Как было обидно терпеть незаслуженные упреки и наказания от учителей и непонимание родителей, когда при всем старании Варфоломею не давалась грамота, пока не явился ангел в образе старца и не благословил чадо читать слово Божие. Варфоломей превосходно усвоил урок: если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи свыше, то что говорить о высочайших деяниях и подвигах, поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой к Богу.

Второй урок - урок послушания родителям Как ни хотел Варфоломей еще при жизни праведных Кирилла и Марии принять монашество и уединиться, он не смог отказать им в просьбе охранять их старость до кончины. И только после 40-дневной молитвы об упокоении их душ Варфоломей уходит на гору Маковец, являя нам великий образец сыновней любви.

Второй урок - урок послушания родителям

Как ни хотел Варфоломей еще при жизни праведных Кирилла и Марии принять монашество и уединиться, он не смог отказать им в просьбе охранять их старость до кончины. И только после 40-дневной молитвы об упокоении их душ Варфоломей уходит на гору Маковец, являя нам великий образец сыновней любви.

Третий урок - урок терпения и верности выбранному пути . Оставшись один после ухода из пустыни старшего брата Стефана в Москву, юный Варфоломей претерпевает все скорбные обстоятельства пустынножительства: зной, стужу, голод, страх от диких зверей и темной силы, но любовь к Богу и желание послужить ему на этом месте преодолевают все испытания - и, укрепившись духовно, Варфоломей в монашеском постриге принимает имя Сергий.

Третий урок - урок терпения и верности выбранному пути .

Оставшись один после ухода из пустыни старшего брата Стефана в Москву, юный Варфоломей претерпевает все скорбные обстоятельства пустынножительства: зной, стужу, голод, страх от диких зверей и темной силы, но любовь к Богу и желание послужить ему на этом месте преодолевают все испытания - и, укрепившись духовно, Варфоломей в монашеском постриге принимает имя Сергий.

Четвертый урок - урок необыкновенного трудолюбия Сын ростовского боярина, Варфоломей с детства был научен плотницкому ремеслу. Он вместе с братом Стефаном срубил в лесу первую деревянную церквицу во имя Пресвятой Троицы. Будучи игуменом монастыря, он трудился больше всех и служил всем: носил для братии воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пек хлеб, возводил монастырские постройки. Русский живописец Михаил Нестеров посвятил Радонежскому чудотворцу цикл незабываемых картин под названием «Труды преподобного Сергия».

Четвертый урок - урок необыкновенного трудолюбия

Сын ростовского боярина, Варфоломей с детства был научен плотницкому ремеслу. Он вместе с братом Стефаном срубил в лесу первую деревянную церквицу во имя Пресвятой Троицы. Будучи игуменом монастыря, он трудился больше всех и служил всем: носил для братии воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пек хлеб, возводил монастырские постройки. Русский живописец Михаил Нестеров посвятил Радонежскому чудотворцу цикл незабываемых картин под названием «Труды преподобного Сергия».

Пятый урок - урок безупречной скромности . Первый по чести, по внешности он не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был всегда терпелив и постоянен. В период настроений в монастыре Преподобный не оспаривал своего права на игуменство, уступив его старшему брату, и тихо покинул монастырь. Он всячески запрещал рассказывать о случаях чудесной помощи больным, об исцелениях и воскрешении из мертвых, происшедшим по его молитвам. Вот так действовал в нем дух Христов.

Пятый урок - урок безупречной скромности .

Первый по чести, по внешности он не выделялся среди братии: был одет в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был всегда терпелив и постоянен. В период настроений в монастыре Преподобный не оспаривал своего права на игуменство, уступив его старшему брату, и тихо покинул монастырь. Он всячески запрещал рассказывать о случаях чудесной помощи больным, об исцелениях и воскрешении из мертвых, происшедшим по его молитвам. Вот так действовал в нем дух Христов.

Шестой урок - урок любви к Отечеству. История России хранит память о великом благословении Преподобного, данном великому князю Дмитрию Донскому на Куликовскую битву. Сила молитвы Сергия переносила его на поле битвы, ему открывалась картина битвы, имена погибших, об упокоении душ которых он молил Бога. Он стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.

Шестой урок - урок любви к Отечеству.

История России хранит память о великом благословении Преподобного, данном великому князю Дмитрию Донскому на Куликовскую битву. Сила молитвы Сергия переносила его на поле битвы, ему открывалась картина битвы, имена погибших, об упокоении душ которых он молил Бога. Он стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.

Житие преподобного Сергия - это рассказ о том, как стать Святым; это уроки, помогающие нам не только увидеть и понять красоту совсем иных, часто совсем не известных нам свойств души, но открыть смысл и цель человеческой жизни.

Житие преподобного Сергия - это рассказ о том, как стать Святым; это уроки, помогающие нам не только увидеть и понять красоту совсем иных, часто совсем не известных нам свойств души, но открыть смысл и цель человеческой жизни.

Домашнее задание Письменный ответ на вопрос «Чему учит нас Сергий Радонежский?» (200 слов); *В отдельной тонкой тетради Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Домашнее задание

  • Письменный ответ на вопрос «Чему учит нас Сергий Радонежский?» (200 слов);

*В отдельной тонкой тетради

  • Прочитать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».