Адаптация - приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
Виды адаптации:
1)Физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:
Острая адаптация (первые 2-3 недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
Неустойчивое приспособление - организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
Период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
2) Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1- классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Уровни адаптации:
1. Высокий уровень.
- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
- Занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень.
- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
- Усваивает основное содержание учебных программ.
- Самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
- Дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень.
- Первоклассник отрицательно относится к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдаются нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
- При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
- К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворенность ребенком процессом обучения.
2. Насколько ребенок легко справляется с программой.
3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий.
4. Удовлетворенность межличностными отношениями
Трудности адаптации:
1. Режимные трудности.
2. Взаимоотношения с учителем.
3. Связаны с изменением семейной обстановки.
4. Новые обязанности.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
Как помочь первокласснику адаптироваться в школе?
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителем, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Задачи адаптационного периода:
1) помочь ребенку вжиться в учебную деятельность, в школьный коллектив (показать различие: школьник - не школьник);
2) ввести понятие оценки, самооценки и её различных критериев;
3) подготовить родителей к новой роли- родителя школьника
Установление контактов с учащимися и учителями:
1) Организация игр на знакомство с одноклассниками и учителями;
2) Поддерживание здоровых контактов в разнообразных формах совместной деятельности (работа в парах и группах);
3) Организация дежурства в классе;
4) Поздравление именинников;
5) Оформление страницы дневника «мой класс».
Формирование адекватного поведения:
1) Знакомство с правилами школьной жизни;
2) Технология «минуты вхождения в день»;
3) Опора на личный опыт ребенка;
4) Обсуждение положительных примеров из литературных произведений и из жизни.
Овладение навыками учебной деятельности:
1) Освоение организационных навыков ( внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей);
2) Умение слушать, действовать по инструкции;
3) Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация;
4) Выполнение логических заданий;
5) Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения и др.
Сохранение физического, психического и социального здоровья детей организация школьной жизни первоклассников:
1) Проведение утренней гимнастики;
2) Организация подвижных игр на перемене;
3) Систематическое проведение физминуток;
4) Смена деятельности на уроке;
5) Организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная, индивидуальная) 6) Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация);
7) Соблюдение режима проветривания классной комнаты;
8) Привитие гигиенических норм поведения;
9) Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен);
10) Формирование самооценки ребенка;
11) Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех);
12) Улыбка учителя и его доброжелательное отношение.