Особенности анализа художественного текста и методика его проведения.
Рабочая предметная программа учителя: структура и содержание.
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Тематическое планирование по математике, русскому языку, окружающему миру или литературному чтению
№ П/П | ТЕМА УРОКА, ТИП УРОКА | ЦЕЛЬ (И) УРОКА | РЕШАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ | ПОНЯТИЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
ПРЕДМЕТНЫЕ | УУД | ЛИЧНОСТНЫЕ |
| | | | | | | |
«…Цели урока – это тоже, что результаты, только проектируемые, еще не достигнутые…»
М.М. Поташник
Особенности анализа художественного текста и методика его проведения.
ТЕКСТ (от лат. textus - ткань, соединение)
Последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение.
Словесное произведение; в художественной литературе - законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т. д.).
Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему.
(Большой Энциклопедический словарь)
Рассказ
или нове́лла (итал. novella — новость) — основной жанр малой повествовательной прозы.
Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.
Рассказ — меньшая по объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман.
Новелла — короткий рассказ, отличающийся стилем изложения
Задача начального образования
Формирование способности к восприятию художественного произведения.
(Противоречие в 1 классе: ребенок не хочет читать то, что он может, и не может читать то, что он хочет) потеря интереса к чтению
Художественное произведение рассматривается в двух планах
Эстетический: Эмоциональные состояния, переживания, чувства…
Аксиологический: Тема, главная мысль, идея, сюжет, действия героев – ситуация оценивания. «Слияние» субъективного взгляда и объективной оценки.
Восприятие читателей бывает:
Дидактические принципы отбора художественных произведений
Доступность темы, содержания и формы произведения близость потребностям детей, соответствие возможностям зрительного и слухового восприятия.
Влияние на воспитание ребенка (возможность использовать для становления нравственных качеств, формирования отношения к окружающему миру, культуры поведения…)
Влияние на развитие ребенка
(культуры речи, формирование коммуникативных, интеллектуальных, художественно-эстетических умений)
Анализ произведения
Выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя.
Выявление художественной ценности произведения.
Осмысление учащимися литературного произведения
Вид деятельности | Методы |
Подготовка к чтению. Введение в тему. | Слово учителя или беседа |
Первичное целостное восприятие произведения. | Чтение в слух (I класс) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителя. |
Проверка первичного восприятия. | Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном. |
I ступень анализа – понимание фактического содержания | Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя. |
II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков. | Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображению. |
Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения). | Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение. |
Приемы подготовки к чтению. Введение в тему.
беседа учителя с детьми,
рассказ учителя,
словарная работа.
предварительное рассматривание иллюстраций,
работа с названием произведения,
выделение из текста ориентирующих слов.
Беседа
Используется, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт.
Во вступительной беседе учитель актуализирует имеющиеся знания детей, обращаясь к читательскому опыту. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей.
Рассказ
Словарная работа
вид деятельности, которая обязательно присутствует на уроках чтения.
В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения.
Вывод: активная роль принадлежит учителю, ученики – пассивны.
Проверка первичного восприятия
Цель:
Правила проведения беседы:
Число вопросов, обращенных к детям, должно быть не велико: три – четыре, не более.
В беседу не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения.
Беседа после первичного восприятия должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.
Например, можно обратиться к детям с вопросами: Понравилось ли вам произведение?
Что особенно понравилось? Когда было страшно? Что вызвало ваш смех?
Когда героя было жалко? А было ли вам стыдно за героя? И т.п.
Беседа может завершиться проблемным вопросом.
Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы детей на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание произведения.
Анализ
Необходим обязательный анализ текста в классе под руководством учителя!
Это обуславливается
особенностями художественной литературы как вида искусства,
психологией восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Система умений анализировать произведение:
- умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
- умение воспринимать образ – персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи;
- умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения;
- умение осознать идею произведения.
Анализ художественного произведения ведется по логически законченным частям.
Части определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения.
Каждая из частей читается вслух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге.
После завершения чтения осуществляется обучение ''думанью во время чтения'', т.е. производится анализ прочитанной части.
Аналитическая деятельность организуется так, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор части осуществляется по трем уровням: фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому.
Прием анализа художественного произведения
– постановка вопросов к прочитанной части.
Вопросы помогают детям:
уяснить факты произведения,
осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е.понять причинно-следственные связи,
осознать позицию автора,
выбрать собственное отношение к читаемому.
Неотъемлемый элемент анализа произведения - Словарная работа
Уточнение лексического значения слов:
помогает прояснить содержание,
включает воссоздающее воображение детей,
помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.
Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдения за изобразительно-выразительными средствами языка произведения.
Основной элемент художественной литературы – образ
Приемы, которые помогают достигнуть яркого восприятия художественных образов:
1) предварительная беседа или рассказ учителя.
Цель: введение учащихся не только в тему произведения, но и в ту эпоху и среду, которая изображается автором;
2) выразительное чтение произведения самим учителем, благодаря которому многое в прочитанном становится совершенно понятным детям без дальнейших разъяснений;
3) работа над изобразительными средствами языка художественных произведений (в единстве с раскрытием их содержания);
4) выборочное чтение отрывков произведения;
5) последующая работа в классе над выразительностью чтения произведения учащимися.
План работы по образному анализу
1. В детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета).
Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).
2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, что бы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей.
3. Если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера, рассматривается роль в тексте.
4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает учащихся к осознанию позиции автора - собеседника, потому что идея - это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.
5. Сначала разбор – это общение с произведением и его автором, ученик так же является собеседником, хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (форме).
Персонаж – действующее лицо в литературном произведении.
Персонажами (литературными героями) могут быть образы:
Людей
Животных
Растений
Неодушевлённых предметов
Природных стихий
Фантастических существ
Портрет (художественное описание кого-нибудь)
Духовный мир (внутренний мир человека, его сознание)
Характер (совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении)
Приемы выявления авторского отношения к действующим лицам:
1) учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;
2) учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризую-щим героя, так называемым ''эмоциональным знаком'', ученики ''расшифровывают'' то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу;
3) совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают их текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристики персонажа;
4) при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем.
Приемы осознания ребенком своего собственного отношения к прочитанному:
чтение по ролям,
пересказ,
выразительное чтение.
Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а так же при чтении таких жанров, как сказка, басня.
Подготовка к чтению по ролям
выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям;
вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде,
определить сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям.
предложить детям найти слова каждого персонажа,
обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению.
В заключении эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками. ?
3 этап работы – синтез
обобщение по произведению.
перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.
Приемы работы:
беседа,
выборочное чтение,
соотнесение идеи произведения с пословицами,
заключительное слово учителя.
Перечитывание - особый вид читательской деятельности. Используется если:
произведение затронуло чувства читателя,
вызвало его размышления, тогда после завершения чтения он испытывает потребность ещё раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитать понравившиеся отрывки.
У неопытного читателя такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание ещё раз «пережить» произведение.
Учителю следует помнить! Бесцельное перечитывание текста не может увлечь младшего школьника. Обращение к тексту должно быть оправданно какой-либо новой поставленной задачей.
Например, подготовкой к чтению по ролям, к пересказу, к выразительному чтению, отбором материала для характеристики главных героев.
Этапы составления плана:
подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
определить, на сколько частей можно разделить текст;
сказать, о чем будет говориться в каждой части;
предложить озаглавить каждую часть;
обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.
Пересказ
Необходимо соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий.
Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста.
Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений.
После этого можно использовать для заголовка назывные предложения.
Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста.
Типы пересказа
подробный;
близкий к тексту;
выборочный;
-
Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа.
Он:
Пересказ: Близкий к тексту
используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ
удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п.
Краткий пересказ
наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения.
Творческий пересказ
Следует брать такие рассказы, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и, так сказать, его глазами посмотреть на тех людей и на те события, о которых рассказывается в произведении.
Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями.
Варианты изменений:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа);
- изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному событию.
Вдумчивость чтения
Вдумчивость чтения можно повысить, обучая учащихся самим задавать вопрос к содержанию отрывка.
Для этого используются следующие вопросы и задания:
Спроси о том, чего ты не понял.
Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка?
О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы.
Прочитайте вопросы учебника. Какого вопроса по вашему, не хватает. Поставьте его.
-
-
-
-
-
-
Оцени свое чтение
-
Критерии чтения | Я как исполнитель | Мнение слушателя |
Названы автор и заглавие произведения | -
| -
|
Передано настроение автора | -
| -
|
Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части | -
| -
|
Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний | -
| -
|
Выбран необходимый темп чтения | -
| -
|
Текст прочитан с достаточной громкостью | -
| -
|
Удачно «нарисован» голосом словесный образ… | -
| -
|
-
-
-
-
-
-
-
-
-