СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности газетных заголовков"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа. "Особенности газетного заголовка" (на примере газеты "Зори Маныча"

Просмотр содержимого документа
«"Особенности газетных заголовков"»

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова



Секция: Лингвистика





Тема:«Особенности газетного заголовка»

(на примере газеты «Зори Маныча»).







Автор работы:

Ольховская Екатерина, 10 кл.,

МБОУ ВСОШ №2

п. Весёлый Ростовская область

Руководитель:

Барсукова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ВСОШ №2

п. Весёлый Ростовская область













г. Ростов-на-Дону

2016 год.

Содержание.

стр.



1.Введение. 3

2.Роль и функции газетного заголовка. 5

3.Содержание заголовков местной прессы. 7

4.Структура заголовка газеты «Зори Маныча». 10

5.Изобразительно-выразительные средства газетного заголовка. 13

6.Заключение. 16

7. Библиографический список. 18































Введение.

«Сказать все и – коротко».

Как корабль назовешь, так он и поплывет. Применительно к журналистике это значит, что правильно озаглавленный материал прочтут многие из тех, кому он предназначен, а плохо озаглавленный – нет.

Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналистов газеты использовать заголовки, часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.

Заметим, что еще в начале XIX в. « …тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт – название города, откуда оно пришло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями». [2;12]

Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак. Таким образом, заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании».

Интерес к газетному заголовку как к объекту лингвистического исследования возник в 60-е гг. XX века. Интерес этот не случаен, так как именно в эти годы существенно усложнилась структура газетного заголовка, расширился круг его функций . Заголовок способен самостоятельно, в отрыве от текста публикации, выражать определенное суждение. «Заголовочное чтение» – это первоначальная ориентация читателя в содержании газеты . Отсюда следует важность изучения заголовка как играющего главную роль на странице.

Актуальность моего исследования обуславливается тем, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет.

Целью данной работы является выявление роли заголовка в районной газете «Зори Маныча».

Общая цель предполагает конкретные задачи:

  1. Рассмотреть роль, сущность и структуру газетного заголовка.

  2. Проанализировать доминирующие функции заголовков данного издания, рассмотреть их языковых особенностей и структуру.



Объект исследования – районная газета «Зори Маныча» со сплошной выборкой текстов всех подряд идущих номеров за 2015 года.

Основной метод исследования описательный. Он предполагает следующие приемы: наблюдения, сопоставления, изучения теории, количественной обработки данных, обобщения, анализа языкового материала.





























Роль и функции газетного заголовка.

Анализируя многообразные выразительные возможности газетного заголовка, закономерно встаёт опрос о том, какие функции он выполняет в процессе восприятия газетного сообщения. «Следует перечислить основные общепризнанные функции заголовков:

1) графически-выделительная;

2) номинативная;

3) информативная;

4) рекламная;

5) оценочно -экспрессивная

6) интегративная» [3 ; 6]

Прежде всего, заголовки выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи направлены все заголовки, которые при этом несут графически-выделительную функцию. Эта функция - единственная, которая реализуется неязыковыми средствами: с помощью шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств, приёмов вёрстки. Форма заголовка активизирует непроизвольное внимание читателя, которое не требует волевых усилий.

«При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имён, знаков. Любой заголовок называет текст, с этой точки зрения он, неизменимо от своей синтаксической структуры, выполняет номинативную функцию. Номинативная роль заголовка даёт читателю возможность выделить текст. Можно назвать разные способы привлечения произвольного внимания читателя с помощью заголовка.» [3; 9].

Знакомясь с текстом, читатель держит заголовок в поле зрения. Название материала помогает осознать смысл публикации, понять журналистскую концепцию. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции. Оно в свернутом виде способно выражать содержание текста, которое представляет цепь тезисов, связанных друг с другом и уточняющих друг друга. Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Важность ее для газеты определяется тем, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор, внушить ему определенные политические установки.

Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство. Целостность текста достигается использованием различных видов средств связи. Читатель запоминает публикацию, если она обратила на себя внимание содержанием и выразительными композиционно-речевым построением. Основная функция заголовка при закреплении содержания в памяти читателя – опять номинативная.

Все перечисленные функции газетных заголовков сводятся к главной роли: привлечению внимания к статье, репортажу, интервью, а значит и в целом к газете. От грамотных, умелых, оригинальных и современных заголовков , безусловно, зависит популярность, тираж печатного издания.

Содержание заголовков местной прессы.

Газета «Зори Маныча» - единственное в Веселовском районе средство массовой информации.Из архива Межпоселенческой библиотке мы узнали, что « Газета была создана в мае 1935 года. Правда называлась тогда «За большевистские колхозы» . В 50-е годы «районка» выходила в свет под названием «За орошаемое земледелие» и выглядела, разумеется иначе, чем сегодняшняя.» [6] Современное название «Зори Маныча» газета получила в начале 90-х годов . Произошла замена высокопарного названия, характерного для советского времени, на нейтральное. Учредителем «Зорей Маныча» является Администрация Веселовского района Ростовской области . Поэтому газета не является общественно независимой. У редакции в районе отсутствует какая-либо конкуренция в СМИ. Тираж издания в неделю 2800 экземпляров при 25 731 населения района. Исследователи особенностей современных СМИ выделяют для местных средств информации еще одну дополнительную функцию- создание позитивного социально-психологического тонуса в своем районе или области. Местные газеты неохотно отражают болевые проблемы : безработицу, ухудшение экологии, демографической ситуации, спад экономики и сельского хозяйства другие . Как правило, издатель, хоть и косвенно, но оказывает влияние на редакцию, корреспондентов в выборе материала, тем для освещения. Поэтому в местной прессе чаще всего многое подается в выгодном для руководства местных властей свете. Большая часть газетного материала носит уведомительный, информационный, нейтральный характер. Газета становится средством донесения до жителей достижений района, поселка, деревень. При этом в сознании подписчиков нивилируются отрицательные стороны жизни .

Газета «Зори Маныча» не исключение. Для исследовательской работы были взяты 52 номера газеты – за 12 месяцев 2015 года. Примерно 60-70% статей опубликованы под рубликами: «Горячая тема», «Старый альбом», « Хроника культура», «Собрания депутатов Веселовского района», «Вести власти». По убывающей идут: «Вам письмо», «Поздравляем», «Новости спорта», «Беседа врача» и некоторые другие.

Подавляющее большинство статей рассказывают о достижениях сельского хозяйства района, о лучших тружениках села, о положительных сторонах в сферах образования, медицины, спорта и особенно культуры. Значительная часть газетных полос – информация из нормативных документов федерального и регионального уровней, новостей региона. Минимум печатного материала о негативных сторонах в различных сферах жизни района.

В ходе данного исследования были выбраны и проанализированы с учетом поставленных задач 250 заголовков статей за указанный выше период выхода газеты. В результате даже поверхностного анализа заголовков можно констатировать, что заголовки исследуемой газеты, безусловно, выполняют все функции, свойственные и центральным, и местным газетам, о которых указывалось выше. Но доминируют при этом 2 функции- номинативная и информативная. И это понятно. Объясняется прежде всего официальностью учредителя, ведущим направлением газеты – давать информацию жителям района о важных, на взгляд законодательной и исполнительной властей, событиях и фактах. А также доводить до сведения подписчиков некоторые региональные новости. Поэтому типичны названия статей с отсутствием эмоционально-оценочного фона: «Почтовое отделение в п. Веселом открылось в новом составе и с новой зарплатой», «Починили мостик», «Экономика России-очередное дно», «Заседание муниципального собрания», «Итоги смотра-конкурса библиотек района», «Выборы депутатов-первые кандидаты» [5] и многие другие.

Читатели, конечно же, предпочитают не только содержательно-рациональные, но и одновременно эмоционально-загадочные заголовки. Произвольное внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие целую гамму эмоций – не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление и т.д. При этом заголовок выполняет рекламную функцию. Рекламный заголовок формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к газетной публикации. Рекламная функция заголовков практически отсутствует. Можно привести единичные примеры: «Наши Казачата-лучшие!», «Энергетики предпочитают, чтобы о них вспоминали только в праздник!», «Дзюдоисты ДЮСШ:урожайная неделя», «Строить надо. Но надо и беречь!» [5]

На фоне большого количества нейтральных заголовков ярче воспринимаются, пусть немногочисленные, но достаточно экспрессивные. На фоне обычных они лучше запоминаются, и выразительность газеты от этого не страдает. Примерное соотношение нейтральных и экспрессивно-оценочных заголовков – 70% к 30%. Такое соотношение опять-таки объясняется сущностью и основной ролью газеты. Все перечисленные выше заголовки экспрессивны, иначе они не выполняли бы рекламную функцию. Другие, типичные для данной газеты, эмоциональные заглавия: «Желаю новых побед!», «Подарите ребенку семью!», «Ярмарка гуляла, гостей созывала!», «Нам не дано предугадать», «Пусть не покинет вас мечта», «И нет у милосердия границ» и другие.

Структура заголовка газеты «Зори Маныча».

Вторым объектом исследования является синтаксическая структура газетного заголовка. В синтаксическом отношении заглавие любого периодического издания строится по определенным моделям, порожденным общими законами синтаксиса. «Зори Маныча» - типичное в этом отношении издание.

Достаточно часто (50 из 280 единиц) в качестве заголовков выступают 2 типа словосочетаний, которые приобретают в газете вполне самостоятельное значение. Это С/С типа:

- существительное +существительное в Р.п.: «Аллея памяти», «Слова признания», «Дань уважения», «Профилактика безнадзорности», «Дань мужеству», «Труд газетчиков».

- прилагательное + существительное: «Отчетный концерт родного Веселого», «Профессия творческая», «Новогодний фейерверк», «Счастливые улыбки», «Юные волонтеры из ВСОШ №2». Эти клише практически все лишены экспрессии, метафоричности (за исключением 2). Их функция чисто номинативная. Подобная структура популярна была в журналистике 70-80 годов 20 века. Журналистика современности к ним уже не тяготеет. И подобные заголовки сегодня не очень интересны для читателя. Они хрестоматийны.

«Массовыми в СМИ сегодня являются предикативные(глагольные) конструкции. В них закладывается действие или побуждение к нему, динамичность, стремительность – все, что нужно читателю в «бешеном» ритме жизни»[4;40]. В районной газете предикат в заголовках активен. Можно выделить следующие типы глагольных конструкций:

- предикат + субъект действия = грамматической основе двусоставного предложения: «Выборы состоялись», «Наши спортсмены побеждают на всех уровнях!» «Почта закрыта. Все ушли (два раза)».

- предикат+ объект действия = односоставному определенно-личному или неопределенно-личному предложению: «Отравились левым алкоголем», «Постоянно совершенствуемся», «Служат примером», «Поставим точки над i».

- побудительные усеченные предложения: «Строить не надо-надо беречь!», «Пусть парк будет зеленым», «Обратите внимание!».[5]

Побудительные предложения и инфинитивные конструкции очень близки и по структуре и по доле выразительности. Они несут определенную экспрессию, так как рассчитаны на воздействие, на соучастие. Выразительны всегда и возвышенны вопросительные и восклицательные предложения. Но их доля в объекте нашего исследования, к сожалению, мала: 7% заголовков.

Исследователи языка газеты отмечают активность беспредекативных (назывных) конструкций. «Они очень похожи на словосочетания, но отличаются 1-2 дополнительными словами и относительной законченностью мысли, свойственной любому предложению»[4:51]: «Счастливый человек», «Новые победы борцов мини-футболистов», «Таланты Весёловского края». «Три праздника «Нивы»», «Мастер необычного строительства», «Тепло семейного очага», «Урок длиною в 80 лет». Подобных предложений в общей системе заголовков газеты – 15-20%. Назывные предложения – это лаконичная форма изображения любых событий, описание картин природы, состояния человека. Указывая на предмет, место, время действия, назывные предложения вводят читателя в содержание статьи, которую предстоит прочитать, уже в самом заголовке. Как отмечают исследования, «..именно беспредикативные конструкции «наступают на пятки» предикату(глаголу) в современной публицистике, и в журналистике в частности».[4;57

8-10% в объекте нашего исследования приходится на заголовки, представляющие собой простое предложение с именной частью составного сказуемого (выраженного существительным) с неизменным спутником такого предложения – тире. Такие предложения делают заголовки отрывистыми,емкими, содержательными.

- «Социальная сфера – важнейший аспект работы»,

- Наши земляки – наша гордость»,

- Имя тебе – воспитатель»,

«Надежда - надежный человек».

«Благодарность – улыбки ребят».

Такая конструкция используется корреспондентами газеты «Зори Маныча» при написании коротких заметок и очерков.

Изобразительно-выразительные средства газетного заголовка .

Заголовок – всегда суть, стержень, ядро содержания статьи, репортажа, очерка, интервью в журналистике. Это визитная карточка. Иногда журналисты обдумывают название своей работы дольше, чем пишут саму работу. Меняют, отшлифовывают каждое слово в заголовке, так как осознают, что «встречают человека по одёжке», так же, как статью по названию. Выразительный заголовок может передать не только суть статьи, но и мысль автора или его отношение к изображаемому, эмоционально воздействовать на читателя, «зарядить» его на прочтение.

Выразительность заголовка может достигаться любыми языковыми средствами: фонетическими, словообразовательными, синтаксическими, лексическими.

Можно с уверенностью сказать, что большинство из структурных моделей заголовков, описанных в работе, являются выразительными средствами на уровне синтаксиса. В газете «Зори Маныча» наиболее ориентированы на выразительность все конструкции с тире и побудительные предикативные предложения с восклицательным знаком.

Среди художественно-изобразительных лексических средств можно выделить метафорические словосочетания типа «Аллея памяти», «Крестьянская осень», «День пожилых людей в Свободе: праздник замечательный, добрый и душевный», «Эхо праздника», «Тепло семейного очага», «С открытым сердцем» и другие. Хотя все метафоры в газете трафаретные, можно сказать, штампы. Интересны всегда, не только в заголовках, перифраза – разновидность метафоры. Таких перифраз в газете немного, но они есть: «Уроки Донбаса», «Второй дом для ребят»(школа), «Люди в белых халатах».

В газете широко используется такой прием как метонимия, например: «Малая Западенка на ремонте», «Чаканиха завершила сев».

Традиционно выразительны заголовки- цитаты. Строки из песен, стихов, поэм, любимых читателями, а также афоризмы, пословицы. Цитирование – прекрасное средство выразительности, потому что такие названия лиричны, трогательны, привлекательны для сельских жителей, особенно среднего возраста и пожилых. Заголовки-цитаты в нашей газете чаще используются для очерков: «После драки кулаками не машут», «В великий день – бессмертный день», «Нам не дано предугадать…», «Поставим точку над i», «Ярмарка гуляла, гостей созывала», «Эй вы там, наверху!» и другие.

Стилистическая фигура речи- антитеза- в сочетании с противительной конструкцией отмечается в таких заголовках, как: «Загс-суд-загс», «Старые и малые», « Интернет в районе: успехи и проблемы». «Мы многое помним – что-то забыли», «Выборы прошли - работа началась», «Нарушил закон- заплати штраф. Выразительность в подобных заголовках заключена в противопоставлении фразы.

Современные СМИ тяготеют к инновационному языку. Особенно это проявляется в рекламе. Заголовок тоже не исключение. В названиях статей смелые журналисты используют словесные игры, перефразирование поговорок, пословиц, афоризмов, используют каламбур (игру слов, основанную на звуковом сходстве при различном смысле), иронию (скрытую насмешку, передаваемую употреблением слова в противоположном значении), неожиданные новообразования. Примеры из московских газет:

- трансформированные цитаты («Любимый урка может спать спокойно», «Человек – это звучит горько», «Внимание: всем послам!»

- окказионализмы – новообразования («Съездонутые», «Кинороддом»).

- ирония («А король-то голый» - об аукционе вещей Ф.Киркорова).

Заголовки, основанные на словесных играх, в газете «Зори Маныча», по понятным причинам, не встречаются. Тенденция к нестандартной экспрессивности характерна для независимых газет, «желтой» прессы или для очень смелых редакций губернских и муниципальных газет с официальными учредителями - органами власти .































Заключение

Во все времена газета была источником информации и средством влияния на людей. Не изменилась ее функция и в третьем тысячелетии. Сегодня, когда человек постоянно ощущает недостаток времени при переизбытке информации, печатные СМИ оказались в условиях жесточайшей конкуренции.

Выпускается огромное количество газет и журналов. Они обязаны не только быстро и полно сообщать читателю о политических, культурных, спортивных событиях, комментировать их, разъяснять суть проектов и решений, формировать общественное мнение, но делать это на высоком профессиональном уровне, постоянно поддерживать интерес у читателя. Иначе неминуема потеря рейтинга, а значит, и подписчиков. Огромную роль в привлечении внимания к газете играет заголовок. Система заголовков периодического издания позволяет читателю быстро познакомиться с содержанием всего номера и выделить то, что представляет особый интерес. Хороший заголовок привлекает внимание, выражает суть журналистского материала, передает его характер, соответствует стилю.

Заголовок способен самостоятельно, в отрыве от текста публикации, выражать определенное суждение. «Заголовочное чтение» – это первоначальная ориентация читателя в содержании газеты . Отсюда следует важность изучения заголовка как играющего главную роль на странице. О выборе заголовка необходимо помнить не только большим издательствам, но и районной прессе.

Реализуя цель нашей работы , решая ряд задач, мы выяснили, что:

1.Газета «Зори Маныча » - основное местное СМИ в Веселовском районе.

2.Газета – рупор учредителя - Администрация Веселовского района Ростовской области.

3.Основное направление печатного материала- создание позитивного имиджа района в глазах его жителей.

4. Доминирующие функции газетного заголовка: номинативная и информативная.

5. Заголовки отличаются разнообразными структурными моделями, отражают общие тенденции современной журналистики.

6.Использование традиционных изобразительно-выразительных средств в заголовках показывает стандартизированность издания. Образность, умеренная. Экспрессивность низкая. Газета не тяготеет к инновациям в области заголовка



























Библиографический список.



1.Виноградов С.И. Культура речи. – М., Инфо 1999г.

2.Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. М., Аспект-Пресс 2004.

3.Кубанова А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы.- «Русский язык и литература»,№6, 2004.

4.Терентьева А.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных заглавий. Автореферат. Куйбышев. 2008г.

5. Газета «Зори Маныча» №1-54 за 2015г.

6.Архив Межпоселенческой районной библиотеки.















-











10