СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правильно организовать внеурочную деятельность в 1 классе.Возрастные особенности первоклассников.

Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС.

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации внеурочной деятельности.»

Внеурочная деятельность в 1 классе: особенности организации





Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет особые требования как к образовательной деятельности в целом, так и к внеурочным занятиям. Как видно из названия, внеурочная деятельность организуется вне классно-урочных занятий. Она является одной из форм организации досуга обучающихся и направлена на:

 

-закрепление знаний, полученных в процессе обучения;

-воспитание различных качеств личности;

-расширение кругозора детей;

-формирование мотивации к саморазвитию.

 

Возрастные особенности первоклассников

 

Внеурочная деятельность в 1 классе особенно важна, так как именно она в большей степени помогает детям адаптироваться к новому ритму жизни, влиться в коллектив. С поступлением в школу в жизни ребенка меняется практически все: друзья по детскому саду могут пойти в другую школу, взрослые становятся более требовательными, сам режим дня существенно меняется, «тихого часа» больше нет, вместо воспитательницы учительница.

Первокласснику очень сложно психологически. Поэтому внеурочная деятельность младших школьников строится с обязательным учетом таких возрастных особенностей, как быстрая утомляемость, неусидчивость, сложности с переключением внимания и его концентрацией, недостаточность развития произвольной памяти, потребность в движении, несобранность и недисциплинированность, предпочтение игровой деятельности, зависимость от мнения взрослого, повышенная потребность в поощрении и одобрении. Во внеурочной деятельности ребенок оказывается в более привычных ему условиях. Именно поэтому такой вид занятий очень важен и требует качественной работы со стороны учителя.



Педагоги разрабатывают специальные программы внеклассных занятий. Такая  программа внеурочной деятельности по ФГОС включает в себя ряд обязательных разделов. Вначале дается пояснительная записка, в которой указываются цель и задачи внеурочной работы, обозначены принципы организации данного вида деятельности, количество отведенных часов, необходимых для успешного усвоения темы. Далее детально описываются формы работы с учащимися и виды деятельности согласно основным направлениям внеурочной деятельности, приведенным ниже. Также приводятся условия реализации данной программы, к которым относятся кадровое и научно-методическое обеспечение обучающихся. В конце программы даются прогнозируемые достижения первоклассников. Программа внеурочной деятельности включается как раздел в основную образовательную программу. Также педагог должен заниматься подготовкой тематического и поурочного плана внеурочной работы с детьми.









Основные направления внеурочной деятельности по ФГОС

 

Спортивно-оздоровительное направление. Здоровье детей и умение соблюдать элементарную технику безопасности признаются приоритетными навыками. В рамках данного направления используются такие формы реализации, как прогулки, соревнования, факультативы, физкультурные праздники, кружки, выезды на природу.

Духовно-нравственное направление призвано формировать общечеловеческие ценности,  развивать внутреннюю культуру ребенка, умение жить в гармонии с самим собой и с коллективом. Способствует становлению гражданской позиции. Часто это направление связывают с патриотическим воспитанием. Организация внеурочной деятельности по ФГОС в данном случае предусматривает такие формы работы, как беседы, конкурсы, игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, викторины, соревнования, издание стенгазет  и т.д.

Общекультурное направление. Иногда его называют художественно-эстетическим. Оно развивает творческие задатки ребенка, учит понимать и ценить прекрасное, формирует вкус. Благодаря работе в этом направление ребенок учится неординарно мыслить, выходить за рамки стандартного восприятия действительности. Обычно используются следующие виды организации: экскурсии, кружки, посещения выставок, кинотеатров, драматических театров, музыкальных выступлений, творческие конкурсы, выставки собственных работ обучающихся, постановка спектаклей и т.п.

Общеинтеллектуальное направление связано с научно-познавательной деятельностью учеников. Развивает аналитическое мышление, умение находить причинно-следственные связи, обобщать, делает ум ребенка более пытливым. Ему становится интересным сам процесс познания, он учится сам получать информацию и анализировать ее, благодаря этому его дальнейшее обучение будет более легким и интересным. В этом направлении актуальны такие формы работы, как дискуссии, обсуждения, игры «За и против», олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны, исследовательские проекты, факультативы, кружки и т.д.

Социальное направление основано на деятельности, связанной с общественно-полезным трудом, с пониманием особенностей взаимоотношений, умением жить, учиться и работать с другими людьми. В ребенке закладываются такие качества, как толерантность, умение решать конфликты мирно, стремление к сотрудничеству при сохранении собственной индивидуальности, уверенность в себе и способность отстаивать свое мнение, уважение и самоуважение. По данному направлению внеурочная деятельность в 1 классе предусматривает следующие формы работы: дежурства в классе, озеленение кабинета, субботники, профориентационные беседы и знакомства с людьми различных профессий, экскурсии, выставки собственных поделок, коллективные творческие дела и т.д.

 

Во время внеурочной работы с первоклассниками используются следующие виды деятельности:



-игровая,

-спортивная,

-оздоровительная,

-туристическая,

-краеведческая,

-трудовая,

-творческая,

-познавательная.

Трудности в организации внеурочной деятельности первоклассников

 

В настоящее время можно отметить, что внеурочная деятельность в начальной школе в процессе организации вызывает ряд трудностей:

 

Все чаще возникают проблемы с кадровым обеспечением, в том числе с нехваткой педагогов дополнительного образования, которые могут вести различные секции и кружки.

Определенные трудности иногда может вызвать организация питания первоклассников, особенного горячего.

Внеурочная деятельность часто требует отдельных звонков, что тоже не всегда возможно устроить.

Недостаточное методическое и материально-техническое обеспечение, дефицит качественных программ именно для первоклассников также затрудняют проведение внеурочной работы.

Подмена внеурочной деятельности внеклассной воспитательной работой. Она по своей сути несколько уже внеурочной деятельности и может быть ее частью, но не заменять ее. Поэтому необходимо искать механизмы оптимального интегрирования трех видов деятельности: внеурочной, внеклассной и учебной.

 

Организация внеурочной деятельности обучающихся 1 класса будет продуктивной и результативной при совместной и целенаправленной работе всех педагогов. Знание детской психологии поможет выстроить программу работы с детским коллективом с учетом интересов и потребностей первоклассников, сделает процесс адаптации к школе легче, разовьет интерес к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Школы должны уходить от хаотичного набора кружков и секций и переходить к четко структурированной организации внеурочной работы.