СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему : Особенности пейзажа в стихотворении "Зимнее утро"А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Особенности пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина»

         Урок литературы в 5 классе  Тема: «Особенности пейзажа  в стихотворении  «Зимнее утро» А.С. Пушкина      

Урок литературы в 5 классе

Тема: «Особенности пейзажа

в стихотворении

«Зимнее утро» А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Термины 1. Эпитет   - красочное прилагательное 2. Пейзаж  - описание  природы 3.  Интерьер   описание жилища, внутреннего помещения

Термины

1. Эпитет

- красочное прилагательное

2. Пейзаж

- описание природы

3. Интерьер

  • описание жилища,

внутреннего помещения

 История создания стихотворения «Зимнее утро»   Стихотворение  написано А.С. Пушкиным  в 1829 году ,  в Павловском под Санкт-Петербургом,  поэт зимой гостил там с друзьями у родственников

История создания стихотворения «Зимнее утро»

Стихотворение написано А.С. Пушкиным

в 1829 году ,

в Павловском под Санкт-Петербургом,

поэт зимой гостил там с друзьями

у родственников

ГИПОТЕЗА - НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ,  ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ  НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ  РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА :    А.С . ПУШКИН – МАСТЕР ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ,   ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ РАЗНООБРАЗНЫЕ ТРОПЫ.   О Н СВЯЗЫВАЕТ ПЕЙЗАЖ С СОСТОЯНИЕМ   ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ .

ГИПОТЕЗА -

НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА :

А.С . ПУШКИН – МАСТЕР ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ,

ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ РАЗНООБРАЗНЫЕ ТРОПЫ.

О Н СВЯЗЫВАЕТ ПЕЙЗАЖ С СОСТОЯНИЕМ

ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ СТИХОТВОРЕНИЯ .

Исследование № 1 Лексика стихотворения вечор -  вчера  нега - наслаждение, удовлетворение Северная Аврора - богиня утренней зари у римлян, здесь - заря запречь -  устар. форма глагола «запрячь» Большинство слов просты и понятны в понимании, разные части речи, есть синонимы лексика стихотворения отличается богатством и разнообразием Вывод:

Исследование № 1

Лексика стихотворения

вечор -

вчера

нега -

наслаждение, удовлетворение

Северная Аврора -

богиня утренней зари у римлян, здесь - заря

запречь -

устар. форма глагола «запрячь»

Большинство слов просты и понятны в понимании,

разные части речи, есть синонимы

лексика стихотворения

отличается богатством и разнообразием

Вывод:

Исследование № 2  Адресат стихотворения КРАСАВИЦА ДРУГ ПРЕЛЕСТНЫЙ Вечор… ТЫ ПЕЧАЛЬНАЯ сидела ДРУГ  МИЛЫЙ …берег милый Вывод: Лирический герой относится к адресату, прекрасной девушке, которая находится рядом, с нежностью, заботой, любовью. Лирический герой не одинок .

Исследование № 2

Адресат стихотворения

КРАСАВИЦА

ДРУГ ПРЕЛЕСТНЫЙ

Вечор… ТЫ ПЕЧАЛЬНАЯ сидела

ДРУГ МИЛЫЙ …берег милый

Вывод:

Лирический герой относится к адресату, прекрасной девушке, которая находится рядом, с нежностью, заботой, любовью.

Лирический герой не одинок .

Исследование № 3  Чувства в стихотворении    Печаль, грусть Вечор (вчера)  Утро  Радость  Продолжение  утра, день  Восторг, призыв  разделить радость  Чувства изменяются от печали до восторга. Есть призыв разделить радость. Близкие люди и в печали, и в радости должны быть вместе  Вывод:

Исследование № 3

Чувства в стихотворении

Печаль, грусть

Вечор (вчера)

Утро

Радость

Продолжение

утра, день

Восторг, призыв

разделить радость

Чувства изменяются от печали до восторга. Есть призыв разделить радость. Близкие люди и в печали, и в радости должны быть вместе

Вывод:

Исследование № 4  Время и пространство  в стихотворении   У Т Р О    ВЕЧЕР  контраст

Исследование № 4

Время и пространство

в стихотворении

У Т Р О

ВЕЧЕР

контраст

 Эпитеты в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина Положительно окрашенные Отрицательно окрашенные прелестный, чудесный, великолепными, прозрачный, веселым, янтарным, милый (друг), милый (берег) мутном, мрачные, печальная, пустые, 4 эпитета 8 эпитетов Эпитеты с положительной окраской преобладают, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья. Есть связь с пейзажем Вывод :

Эпитеты в стихотворении

«Зимнее утро» А.С. Пушкина

Положительно окрашенные

Отрицательно окрашенные

прелестный, чудесный,

великолепными,

прозрачный,

веселым, янтарным,

милый (друг),

милый (берег)

мутном, мрачные,

печальная, пустые,

4 эпитета

8 эпитетов

Эпитеты с положительной окраской преобладают,

способствуют формированию чувства радости, веселья,

счастья. Есть связь с пейзажем

Вывод :

Результаты исследований  В стихотворении много эпитетов, помогающих поэту описать прекрасную картину, которая его окружает: интерьер комнаты, пейзаж. Положительных эпитетов наблюдаем больше, чем отрицательных.  Описание природы поэт связывает с чувствами лирического героя.  Это описание яркое и образное настолько, что мы проникаемся эмоциями лирического героя, который сначала печалится, а потом радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом.  Можно утверждать, что А.С. Пушкин – величайший мастер пейзажной лирики

Результаты исследований

  • В стихотворении много эпитетов, помогающих поэту описать прекрасную картину, которая его окружает: интерьер комнаты, пейзаж. Положительных эпитетов наблюдаем больше, чем отрицательных.
  • Описание природы поэт связывает с чувствами лирического героя.
  • Это описание яркое и образное настолько, что мы проникаемся эмоциями лирического героя, который сначала печалится, а потом радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом.
  • Можно утверждать, что А.С. Пушкин – величайший мастер пейзажной лирики
Домашнее задание: 1. Выучить стихотворение, 2. Закончить работу на карточке. 3. Повторить определение тропов: эпитета, метафоры, олицетворения 4.1. Ответить на вопрос: «Какой пейзаж в стихотворении самый поэтичный?» , свое мнение объяснить 4.2. Написать отчет о проведенных исследованиях на уроке 4.3. Сочинить стихотворение «Зимнее утро»

Домашнее задание:

  • 1. Выучить стихотворение,
  • 2. Закончить работу на карточке.
  • 3. Повторить определение тропов: эпитета, метафоры, олицетворения
  • 4.1. Ответить на вопрос: «Какой пейзаж в стихотворении самый поэтичный?» , свое мнение объяснить
  • 4.2. Написать отчет о проведенных исследованиях на уроке
  • 4.3. Сочинить стихотворение «Зимнее утро»
Тест по изученному на уроке  1. Когда А.С. Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро»? 2. Сколько времен в стихотворении? 3. Сколько пространств? 4. В каком значении употреблено слово «вечор»? 5. Блеск какого камня упоминается в стихотворении? 6. Каких тропов в стихотворении больше всего? 7. Назовите два тропа, употребленных поэтом в строке «Трещит затопленная печь» 8. Как изменяются чувства лирического героя от начала к концу стихотворения?

Тест по изученному на уроке

  • 1. Когда А.С. Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро»?
  • 2. Сколько времен в стихотворении?
  • 3. Сколько пространств?
  • 4. В каком значении употреблено слово «вечор»?
  • 5. Блеск какого камня упоминается в стихотворении?
  • 6. Каких тропов в стихотворении больше всего?
  • 7. Назовите два тропа, употребленных поэтом в строке «Трещит затопленная печь»
  • 8. Как изменяются чувства лирического героя от начала к концу стихотворения?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!