СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания предмета "Информатика" в условиях обновления содержания образования.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновление программ по информатике направлено на развитие ИКТ -  клмпетенции школьников, необходимых в условиях быстроменяющегося мира,  весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания предмета "Информатика" в условиях обновления содержания образования.»

Тулегенова Э.Н.

Особенности преподавания предмета "Информатика" в условиях обновления содержания образования.


Обновление программ по информатике направлено на развитие ИКТ - компетенций школьников, необходимых в условиях быстроменяющегося мира. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

Информатика бағдарламаларының жаңартылуы тез өзгеріске ұшырап отырған әлем жағдайына қажетті оқушылардың ИКТ - құзырлығын дымытуға бағытталған. Білім беру мазмұнын жаңарту аясындағы барлық іс-шаралар білім беру кеңістігінде тұлғаның дамуына арналған.



Особенностями XXI века являются глобализация и модернизация. В мире происходит стремительное развитие технологий, коммуникаций и науки.

      В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы отмечено, что «стандарт обновленного содержания образования будет ориентирован на лучший международный опыт по развитию навыков широкого спектра, совокупность которых обеспечивает функциональную грамотность. Учебные программы будут включать STEM-элементы, направленные на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования».

Обновление содержания образования – это, прежде всего пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижений учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

Результат этого обновления - активизация деятельности самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект своего познания. Учитель – организатор познавательной деятельности учащихся.

Обновление программ по информатике направлено на развитие ИКТ - компетенций школьников, необходимых в условиях быстроменяющегося мира.

В настоящее время в школе учитель информатики - одна из самых трудных и интересных профессий. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин.

 Особая сложность преподавания информатики связана с тем, что в чисто технологических вопросах работы с компьютером осведомленность учащихся зачастую превышает преподавательскую. Учитель не может следить за всеми достижениями науки и техники, физически не может иметь доступ ко всем новым устройствам, книгам, программам. Он вынужден ограничиваться базовым уровнем, включающим основные навыки по эксплуатации компьютера. [3]

Учитель информатики вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, появлением новых программ и изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед учителем информатики постоянно встает вопрос: «Как научить ребенка ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?» Чтобы все успевать, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники необходимы личная целеустремленность и постоянное желание быть в курсе новостей информационных технологий.

Изучение данного предмета способствует формированию и развитию у учащихся, логического, алгоритмического, системного, также критического мышления в условиях работы с большими объемами информации. При этом важную роль играет постепенное развитие академического языка и обогащение понятийного аппарата по предмету.

Изучение предмета «ИКТ» в начальной школе решает задачу пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, создавая необходимую базу для эффективной организации образовательного процесса.

Программа нацелена на формирование у учащихся понимания роли информационных процессов в обществе, технических возможностей и перспектив использования средств ИКТ в различных сферах человеческой деятельности.

Компетенции при использовании цифровых технологий включают в себя их уверенное и критическое использование дома, в школе, на работе, для досуга и в коммуникации. Учащиеся будут развивать свои навыки по ИКТ на протяжении всего курса на основе сбора, создания и управления информацией, совместной работы с ресурсами и идеями, оценки и последующей корректировки своей работы, также путем использования ряда устройств и приложений.

Курс предмета «ИКТ» направлен на воспитание у учащихся ответственного отношения к соблюдению техники безопасности при использовании компьютерного оборудования, правовых и этических норм информационной деятельности, также на формирование опыта коллективной работы над проектами.

Компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) строится на базовых ИКТ-навыках и включает в себя правильное и творческое применение технологий для работы, досуга и коммуникации. Обучающиеся развивают навыки по ИКТ в процессе обучения по всем учебным предметам, находя, создавая и работая с информацией, сотрудничая и обмениваясь информацией и идеями, оценивая и затем совершенствуя свою работу, используя широкий спектр оборудования и приложений. Использование в средней школе ИКТ включает: применение мультимедийных ресурсов и СМИ; поиск информации в Интернете и базах данных; нахождение, выбор и обработка данных с цифровых и Интернет- источников и умение судить об их точности, надежности и важности; умение получать, извлекать и систематизировать данные, используя количественную, текстовую, визуальную информацию и базы данных, включая использование гиперссылки, электронных таблиц, а также графических и других приложений; использование ИКТ для создания и обработки информации; исследование закономерностей и тенденций; изучение возможности использовать модели и моделирование, а также объединение неподвижных и движущихся изображений, звуков и текста для создания мультимедийных презентаций; использование в полной мере гибкости цифровой информации для изучения других вариантов, уточнения и улучшения результатов; сотрудничество, общение и обмен информацией по каналам связи для работы с другими обучающимися и преподавателями через использование электронной связи, участие в онлайн форумах, в виртуальной среде обучения; использование интерактивных досок для технической поддержки активных видов обучения; мультимедийная презентация законченной работы в рамках школы или за ее пределами. [2]

Самая актуальная проблема в рамках обновления содержания преподавания информатики – это полиязычие, необходимость, о которой говорил в своем Послании глава нашего государства. И поэтому нам, учителям, необходимо использовать языковые программы (LinguaLeo), все возможные ресурсы Интернета, в том числе материалы курсов (например, ЕШКО) для эффективного обучения английскому (казахскому) языку. Преподавателям необходимо осваивать не только язык, но и методику преподавания своего предмета на английском. 

Реализация языковой политики отражается в следующих пунктах учебной программы по предмету «ИКТ»:

В пятом пункте «Педагогические подходы, используемые при обучении предмета «ИКТ» рекомендованы эффективные методы обучения, необходимые для освоения предмета.

В восьмом пункте «Развитие коммуникативных навыков учащихся» показано, как учителя будут обеспечивать развитие у учащихся навыков устных и письменных коммуникаций через предмет «ИКТ» (слушание, говорение, чтение, письмо).

В девятом пункте «Об оценивании учебных достижений учащихся» определены язык, модель и виды оценивания. [1]

Одним из наиболее продуктивных методов для достижения этой цели в обучении информатике является метод учебных проектов. Новый предмет «Робототехника», предлагаемый ввести в новом учебном году (1 час из вариативной части), позволит разнообразить учебную деятельность, использовать групповые активные методы обучения, решать задачи практической направленности. Чтобы осуществить обучение робототехнике, необходимо время для организации дополнительных учебных занятий и время на уроке, которое нужно научиться жертвовать для внедрения новой технологии, тем самым перестраивая учебные программы.

Основой для изменения стиля мышления и ценностных ориентаций личности будущего учителя, на мой взгляд, должны стать развиваемые в педагогике подходы к использованию ИКТ в обучении, системное рассмотрение возможностей их применения в той или иной сфере.




Список использованных источников:

  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы - Астана, 2016 год.

  2. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2017-2018 учебном году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017. – 370 с.

  3. https://newtonew.com/overview/kak-mozhno-ispolzovat-byod-v-shkole [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nitforyou.com/byod/