СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

О проблеме преемственности в преподавании русского языка в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 55

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» ГОРОДА КУРСКА

____________________________________________________________________________

Российская Федерация, 305038, Курская область, г. Курск, ул. Косухина, 25

Телефон: 51-60-11, факс: 50-34-17, e-mail: school_55@list.ru












Особенности преподавания

русского языка и литературы в 5 классе












Учитель русского языка и литературы

Долженкова Л.А.











Курск 2017


Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят:

- изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;

- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;

- согласование программ и учебников смежных классов;

- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;

- пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.

Однако отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Всё это говорит об актуальности вопроса преемственности.

Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается - запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке. Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности. Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами. На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения. В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе. Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся.

Преподавание русского языка в 5 классе ведётся по учебнику Ладыженской, что позволяет осуществить коммуникативный подход к изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Анализ сформированности основных учебных умений

Большинство учащихся показали глубину и осознанность знаний при работе над ВПР. Особенно хочется отметить учащихся, которые обладают высокой мотивацией к овладению новым материалом, всегда работают, им интересно всё. 5Е: Мухин В, Сваволя Т, Устинов И, Александров И; 5Г: Нагродский А, Сальников, Лащева, Быкова. Наряду с этим нужно обратить внимание на учащихся, которые пассивны на уроках, часто просто отсиживаются, у них низкая познавательная активность. Хотя эти учащихся неплохо работают в тетрадях, обладая навыками списывания, схематично распознавая орфограммы. Особое внимание

Им нужно уделить особое внимание. В силу личностных особенностей, низкого уровня обученности в начальной школе, с увеличением объёма нового материала появились серьёзные трудности в обучении. Общий настрой класса, его «эмоциональный портрет» позитивный. Вместе с тем нужно отметить определённую неорганизованность, высокий уровень шума и нежелание сразу включиться в учебный процесс в начале урока. Ребята подвижные, требующие постоянного внимания со стороны педагога. В таких случаях полезно переключать деятельность учащихся, включая разные игровые моменты, используя физкультминутки. Недостаточно сформирован уровень учебной дисциплинированности. В тетрадях прослеживается соблюдение единого орфографического режима. Не всегда выполняют работу над ошибками.

Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний. Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»). Однако можно наблюдать некоторую «несогласованность» в учебнике для средней школы. Так, авторы учебника в разделе «Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение» предлагают учащимся назвать сложное предложение, предполагая, что эти сведения уже известны учащимся (упр. 2). 3. Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. В современных условиях обострению проблемы преемственности в содержании литературного образования между начальной и средней школой способствует переход начальной школы с предмета «Литературное чтение» на предмет «Литература», когда обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к искусству слова. Программа и учебники по литературе привлекают для этой цели высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной литературы, знакомят младших школьников с определённым кругом теоретико-литературных понятий. Это даёт позитивный эффект – позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой литературы. В четвёртом классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работать с текстом, больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра) (например, первый раздел «Золото, золото – слово народное» посвящён устному народному творчеству. Школьникам даётся представление о былине, углубляется представление о легенде), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся. Таким образом, соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования. Общая логика расположения литературного материала и её соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во втором классе - накопление литературных представлений (идейно – тематических и жанровых) в третьем классе - литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видожанровых особенностей в четвёртом классе. Свидетельствует о преемственности учебного материала для учащихся начального и среднего звена и то, что курс литературы начинается с изучения произведений устного народного творчества. Отрадно отметить, что сохраняется принцип преемственности в изучении творчества таких традиционных для школьного курса писателей, как А.С.Пушкин, С.Я.Маршак, Х.К.Андерсен. Но и тут мы сталкиваемся с несоответствием программ начальной и средней школы. По литературе требуется, во-первых, достаточная для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой запас лексики. Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексику. Едва ли не самыми сложными произведениями являются сказка А.С.Пушкина и былины с их устаревшей лексикой. В учебнике для пятого класса большое разнообразие лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное. Учитель тратит много времени на то, чтобы «перевести» прочитанное.

При проведении уроков литературы в 5 классе были выявлены следующие виды деятельности учащихся: УМЕНИЯ воспринимать текст литературного произведения, выразительно читать наизусть отрывки из стихотворения, давать характеристику главному герою, сопоставлять сюжеты, персонажей литературного произведения, находить в тексте незнакомые слова и определять их значение, формулировать вопросы по тексту произведения, давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат, составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения, подбирать материал о биографии и творчестве писателей

Выводы: Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы в процессе обучения русскому языку и литературе проходит в пределах нормы. Общий настрой класса позитивный.


Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) (4 – 5 классы) можно предложить учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания. Начальная школа - пятый класс 1.Изучение простого предложения. Разбор простого предложения производится без названия второстепенных членов. Учителям нужно иметь в виду, что: 1) разбор простого предложения производится в начальной школе без названия второстепенных членов; 2) расстановка знаков препинания при обращениях проводится в начальной школе на уровне ознакомления. 2. Слово. 1) предлагать учащимся задания по работе с толковым словарём; 2) углублять, обогащать, и увеличивать словарный запас учащихся; 3) сформировать у младших школьников потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида.

Общие рекомендации учителям начальных классов 1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком. 2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы. 3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам. 4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля. 5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.



Преемственность программ начального и среднего звена

Русский язык

  • знание и понимание тенденций языкового развития от дошкольного до старшего школьного возраста в обогащении словаря, синтаксисе речи и т.д.;

  • чёткое понимание того, как идёт речевое развитие учащихся на каждом последующем этапе их обучения;

  • согласование программ и учебников смежных классов;

  • разработка единого курса русского языка с 1 по 9 классы;

  • пропедевтика в младших классах в изучении тем, которые будут изучаться в более старших классах;

  • согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков, учащихся по русскому языку на разных этапах обучения;

  • умение планировать и видеть конечный результат обучения.

В настоящее время отдельные из названных условий не соблюдаются в полной мере. Это относится, в частности, к «стыковке» программ, а в особенности учебников для начальной и основной школ. На практике получается так, что дети на разных этапах обучения (в начальной и основной школах) занимаются по разным авторским программам и учебникам. Это приводит к многократным, часто неэффективным повторам одного и того же материала или к «выпадению» каких-либо сведений из курса русского языка. Поэтому учителю средней школы приходится «стыковать» материал учебников, тщательно отбирать уже известные и новые для учащихся сведения. Вот почему крайне важно, чтобы учителя начальной школы знали программу, а также учебники, по которым будут потом заниматься их ученики, чтобы учителя начальной школы — для более успешного использования на практике пропедевтического изучения какого-либо материала — знали весь курс русского языка. Большинство материалов учебников для 5 кл. расположены концентрически по отношению к материалам учебников для начальной школы. Многие разделы знакомы учащимся по начальной школе, но вместе с этим объём, конечно, расширяется. Но в учебнике для средней школы есть некоторая «несогласованность» в изложении ряда тем. Большинство сведений из начальной школы остаются практически невостребованными. В программы начальной школы необходимо включать указания, как будут продолжены в основной школе те разделы, темы, основные направления работы, которые начаты в младших классах. Основные проблемы возникали в связи с незнанием как раз требований программы для начальной школы, объёма знаний, с которыми выпускники пришли в среднее звено. Завышенные требования, с которыми подходят учителя средней школы к оценке знаний, умений и навыков учащихся, способствовали тому, что успеваемость детей стремительно падала вниз. Тем самым усугубляется и без того сложное положение детей, которые испытывали большие трудности, связанные с их адаптацией к новым требованиям и условиям обучения на более высокой ступени.



4 класс – традиционное обучение (по русскому языку учебник Зеленина, по литературе – Горецкого).

Выдержки с форума языковедов

Русский язык:
- «Мы считаем, что преемственность прослеживается по учебникам Т.Г. Рамзаевой (начальные классы) и по программе В.В.Бабайцевой (основная школа)» (А.Н.Лоновенко);
- «На мой взгляд, учителя-предметники основной школы более-менее приспособились: например, по русскому языку - если начальная школа шла по развивающему обучению, то далее берем учебник М.М. Разумовской, С.И. Львовой и т.д. Если по классической – то берем учебник Баранова, Т. Ладыженской и т.д.» (М.В.Васильева).

Пути решения проблемы

  1. Изучение личных дел обучающихся, медицинских карт.

  2. Ознакомление обучающихся с Едиными требованиями для учащихся в школе и контроль за соблюдением этих требований.

  3. Соблюдение единого подхода в соответствии с возрастными особенностями школьников.

  4. Создание условий для формирования положительной мотивации обучающихся:

-постоянное использование поощрительной оценки деятельности учеников;

-создание ситуации успеха;

-избежание отрицательных отметок в Iтриместре.

5. Соблюдение в соответствии с СаНПиН объема домашних заданий, проведение физкультминуток.


  • Электронное приложение к учебнику русского языка и фонохрестоматия.

  • Индивидуальные занятия.

  • Проблема в транскрипции букв е, ё, ю, я. Также в выделении окончании глаголов в неопр. Форме. (-ть, на –ать).



РЕКОМЕНДАЦИИ: По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 4-5 классов. Будущие учителя – предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика, а учитель начальных классов познакомится с методикой проведения уроков учителем среднего звена. Было бы хорошо, если бы учителя средней школы провели несколько уроков русского языка и литературы в классе, где им предстоит работать - нет лучшего способа познакомиться с учениками. Хорошо будет, если класс конкретного учителя начальных классов будет наследовать конкретный учитель средней школы. Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе желательно составлять вместе с учителем 5 класса. Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке. Провести совместное заседание методических объединений учителей русского языка и начальных классов по теме: «Соблюдение единых требований орфографического режима». Учителям, работающим в 4- 5 - ых классах усилить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии. Учителям 4-5 классов активно использовать разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить формы и методы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, регулярно проводить физкультминутки Активно использовать в своей работе ИКТ и метод проектов, побуждая учащихся к активной творческой деятельности.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!