Просмотр содержимого документа
«Особенности сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Особенности сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Инклюзивное образование – это процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи: - создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся; - помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; - психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; - развитие психолого- педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Задачи преодоления трудностей в воспитании и обучении детей с ОВЗ: 1.Успешная социализация. 2.Сохранение здоровья. 3.Коррекция нарушений.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети- инвалиды либо другие дети в возрасте до 18лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий обучения и воспитания.
Группы школьников с разными нарушениями развития: - дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата; - дети с нарушениями слуха; - дети с нарушениями зрения; - дети с тяжелыми нарушениями речи; - дети с задержкой психического развития; - дети с умственной отсталостью; - дети с расстройством аутистического спектра.
Основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ОУ с детьми с ОВЗ
диагностический
консультативно-проективный
Принципы определения и реализации индивидуального маршрута
- доступность и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- вариативность;
- соблюдение интересов воспитанника;
- принцип создания ситуации успеха;
- гуманность и реалистичность;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых.
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут)- интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Этапы ИОМ
консультативно-просветительское сопровождение семьи
деятельностный
Организация работы в ОУ с детьми с ОВЗ предполагает: - разработка рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями их ребёнка; - проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; - проведение открытых занятий; - работа с детско-родительской парой.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ обеспечивает: - ИОМ развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ОУ; - единство диагностики и коррекции- развивающей деятельности детей с ОВЗ; - возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.