Просмотр содержимого документа
«Особенности восприятия. Восприятие человека человеком.»
Восприятие человека….
Педагог-психолог: Васильева Ю.В.
Способы интерпретации особенностей личности по ее внешности
1. Эмоциональный способ. Социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. (Внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший.)
2. Аналитический способ. Каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови - злой человек и т. д.).
3. Перцептивно-ассоциативный способ. Человеку приписываются качества внешне сходного с ним другого человека.
4. Социально-ассоциативный способ . Человеку придаются качества определенного социального типа по отдельным характерным внешним признакам. (В очках и шляпе - интеллигент; в шинели - военный.)
Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с этим человеком.
- Значительные различия в социальном положении общающихся порождают "Эффект социальной дистанции". Крайнее проявление этого эффекта выражается в пренебрежении и ненависти к представителям других социальных групп.
На понимание человека человеком влияет также:
- «Эффект первого впечатления» - выражается в том, что очень часто при оценке некоего человеке или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению. Все последующие сведения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.
- «Эффект дезинформации» - возникает тогда, когда человек, присутствовавший при другом человеке, получает ложную информацию о нем и позднее выстраивает эту дезинформацию в свою память.
- «Эффект неудачника». Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах. Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи. Особенно важно это в бизнесе. Фирмы и деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи.
- «Эффект порядка». При поступлении противоречивой информации (проверить которую невозможно) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой. Изменить мнение очень трудно. Это характерная особенность поведения любого человека. Опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников («успеть вдуть в уши начальству», «засветиться» и т.д.).
- «Эффект приятного и неприятного человека» ( «Эффект проекции»). Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, так как он вызывает у нас положительные эмоции, а неприятному - недостатки. Когда человек мил, приятен, то в нем представляется все хорошим, даже недостатки кажутся милыми или не замечаются.
- «Эффект «иррадиации красоты» . Исследования психолога Л.Я. Гозмана показали, что физическая привлекательность мужчины существенно зависит от внешности женщины, в обществе которой он постоянно появляется. Есть определенная выгода от общения с внешне привлекательными людьми - рядом с ними и тебя самого могут оценить выше.
- «Эффект Барнума» — склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
- «Эффект бумеранга» состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что: подорвано доверие к источнику информации; передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям; субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.
- «Эффект края» — в социальной психологии имеется в виду, что из предъявляемых субъекту для восприятия сигналов те, что находятся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине;
- «Эффект новизны» в ситуациях восприятия знакомого человека; заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается и самой значимой.
- «Эффект стереотипизации» отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.
Наиболее типичными ошибками межличностного восприятия являются следующие
1. Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно.
2. Мы попадаем под влияние первого впечатления.
3. Мы склонны воспринимать других похожими на нас.
4. Мы склонны придавать негативным чертам больше значения, чем позитивным.
5. Мы склонны обвинять не ситуацию, а людей тогда, когда являемся жертвами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!