глухие | -Слухо-зрительное восприятие обращенной речи; -Мотивированное употребление единиц языка; -Педагогическая помощь по предотвращению распада сформированной речи; - Обогащение жизненного опыта -Членораздельность, внятное произношение; - Развитие остаточного слуха. | - Развитие и использование остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях. - Обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации. - Развитие всех сторон речи и восполнения недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей |
слепые | - Организация взаимодействия в учебном процессе, направленное на развитие функциональных возможностей, сохранных анализаторов (осязание, слуха, обоняния, органов вкуса); - Развитие восприятия с опорой на дефектное зрение, память и логическое мышление; - Использование содержания предметов на умение сравнивать, анализировать и обобщать. | -Наличие тактильно-осязательных, звуковых ориентиров, облегчающих самостоятельную пространственную ориентировку - Обеспечение предметно-пространственного постоянства и стабильности - Соблюдение норм освещения - Включение в виды деятельности, ориентированные на использование компенсаторных возможностей - Использование специальных технических средств (тифлотехника) |
с тяжелыми нарушениями речи | - Потребность в развитии всех компонентов речи (словарный запас речи, грамматический строй речи, связная речь, звукопроизношение, фонематический слух); - Потребность в обучении различными формами коммуникации (вербальными и невербальными); - Потребность в развитии навыков временной и пространственной ориентировки; - Потребность в формировании навыков чтения и письма. . | -Нормализация анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности - Индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве - Применение специальных методов, приемов и средств обучения повышающих контроль за устной и письменной речью - Возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата | - Создание образовательной среды с учетом астенических состояний и высокой утомляемости, при этом высокий уровень мышечного напряжения (гиперкенезы); - Учет особенностей координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства); - Перепады эмоционально-волевой сферы; - Неустойчивость мотивационной среды. | - Обеспечение беспрепятственного перемещения в пространстве образовательного учреждения - В усвоении нового путем использования возможностей сохранных анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильный, зрительный, слуховой) - Создание специальных условий для развития речевых и коммуникативных возможностей - Индивидуальный темп при усвоении новых знаний и умений |
с задержкой психического развития | - Незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; -Преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов; - Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности; - Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире; - Снижение работоспособности; - Повышенная истощаемость; - Неустойчивость внимания; - Ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью; - Расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля; - Более низкий уровень развития восприятия; - Отставание в развитие всех форм мышления; - Недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти | - «Пошаговое» предъявление учебного материала - Постоянная помощь ребенку в осмыслении и расширении, закреплении знаний и умений -Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом особенностей (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.) - Постоянное стимулирование позновательной активности . побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру - Специально созданная и постоянно поддерживаемая взрослыми, ситуация успеха |
с умственной отсталостью | - Инфантильность суждений, неспособность к волевым усилиям, слабость самоконтроля и саморегуляции; - отсутствие познавательных интересов | -Потребность в обеспечении доступности учебного материала - Развитие мотивации к учению и познавательных интересов - Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики - Формирование учебных умений - Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны |