Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Астрахань,2016
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ
-снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
-трудности использования средств психической деятельности;
-замедление процесса формирования понятий
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
- Трудности взаимодействия с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с другими людьми
- Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей
У всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются особенности в развитии движений.
Недостатки могут распространяться как на крупную, так и на мелкую моторику. Это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. Сформированные навыки характеризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду. Недостатки в моторной сфере часто проявляются в многообразных стереотипно повторяющихся движениях.
Потребность - важнейший стимул человеческой деятельности. Этимология данного понятия показывает его многоаспектность, Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в образовании . Она возникает и развивается в определенном социальном контексте, проявляясь в различных видах деятельности. Образовательная потребность представляет собой обусловленное социокультурными доминантами активно-деятельностное отношение человека к сфере знания, являющееся сущностной характеристикой его развития, самоопределения и самореализации. Потребность в образовании - это сложная комплексная потребность, имеющая свою структуру и конкретизирующаяся в таких потребностях, как потребности в знаниях, умениях, навыках, общении, самообразовании, самореализации, самоактуализации.
Особые образовательные потребности
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка
Особые образовательные потребности
- не являются едиными и постоянными,
- проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности;
- определяют возможные условия обучения:
-в условиях интеграции,
-в условиях инклюзивного обучения,
-в специальной школе,
-дистанционно и т.д.
круг общих образовательных потребностей детей с ОВЗ: • Потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии. • Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка. • Потребность в своевременном определении всех направлений развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения, и возраста, в котором оно наступило.
• Потребность во введении в содержание обучения ребенка с ОВЗ специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение задач его развития. Например, ребенок с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта нуждается в специальном разделе обучения - социально-бытовой ориентации, где он изучает функции различных социальных служб и правила элементарного социального поведения в быту, правила социального взаимодействия, коммуникации. • Потребность в построении «обходных путей» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка. • Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы. • Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям.
• Потребность в специфическом использования традиционных методов обучения. Коррекционная направленность применения традиционных методов обучения, а также коррекционная направленность предметного преподавания, воспитательного воздействия и досуговой деятельности. • Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, дефектологами, логопедами). • Потребность в организации доступной образовательной среды. • Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов. • Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении. • Потребность специфической работы по профессиональной ориентации. • Потребность во всесторонней оценке потребностей и необходимых ресурсов для нормального функционирования семьи ребенка с ОВЗ.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития.
Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на: • способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими; • особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы; • специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире; • наиболее типичные особенности индивидуального поведения.