В силу имеющихся особенностей физического и психического развития дети с ОВЗ имеют особые потребности в условиях и технологиях обучения, воспитания, требуют особого внимания и комплексной психолого-социально-педагогической поддержки при разных видах обучения: дифференцированном, интегрированном, инклюзивном.
Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Особые образовательные потребности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Специфика
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна .
В нее входят дети с разными нарушениями развития:
- слуха
- зрения
- речи
- опорно-двигательного аппарата
- задержкой психического развития
- выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм
- множественными нарушениями развития
- Особые образовательные потребности детей с ОВЗ - потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания
специальных
образовательных
условий.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ
- Потребность в обеспечении доступности учебного материала;
- Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;
- Формирование социальной компетентности;
- Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;
- Формирование учебных умений;
- Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
- Охранительный режим.
Специальные образовательные условия
- Создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы;
- Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала;
- Введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений;
- Обеспечение трудовой подготовки.
Обеспечение доступности учебного материала
1. снижение объема и глубины изучаемого материала;
2. увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;
3. структурная простота учебного материала;
4. Наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;
5. увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;
6. Использование специальных методов и приемов: широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др.
7. Межпредметные и внутрипредметные связи.
8. Использование учебников,
рабочих тетрадей,
дидактических
материалов,
специализированных
компьютерных программ.
Формирование социальной компетентности
- Развитие коммуникативных навыков;
- Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- Расширение кругозора;
- Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении и др. Овладение морально-этическими нормами поведения.
- Формирование готовности к трудовой (профессионально-трудовой) деятельности.
Специальные коррекционные курсы
- Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
- Социально-бытовая ориентировка
Развитие психомоторики
и сенсорных процессов
Коррекционная ритмика
ЛФК
Логопедические
занятия
Охранительный режим
- Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Условия:
- четкий режим дня;
- предотвращение перегрузок;
- создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ;
- профилактика и снятие конфликтных ситуаций.
Формы инклюзивного и интегрированного обучения школьников с нарушением интеллектуального развития
- Постоянная полная инклюзия
- Постоянная неполная инклюзия («гибкие классы»)
- Специальный класс
- Занятия в учреждениях дополнительного образования (в условиях интеграции)
- «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»
В.И.Лубовский