СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особые образовательные потребности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В силу имеющихся особенностей физического и психического развития дети с ОВЗ имеют особые потребности в условиях и технологиях обучения, воспитания, требуют особого внимания и комплексной психолого-социально-педагогической поддержки при разных видах обучения: дифференцированном, интегрированном, инклюзивном.

Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Особые образовательные потребности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Особые образовательные потребности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Специфика Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна . В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха зрения речи опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм множественными нарушениями развития

Специфика

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна .

В нее входят дети с разными нарушениями развития:

  • слуха
  • зрения
  • речи
  • опорно-двигательного аппарата
  • задержкой психического развития
  • выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм
  • множественными нарушениями развития
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ - потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания  специальных  образовательных  условий.
  • Особые образовательные потребности детей с ОВЗ - потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания

специальных

образовательных

условий.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ Потребность в обеспечении доступности учебного материала; Развитие мотивации к учению и познавательных интересов; Формирование социальной компетентности; Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; Формирование учебных умений; Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого; Охранительный режим.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

  • Потребность в обеспечении доступности учебного материала;
  • Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;
  • Формирование социальной компетентности;
  • Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;
  • Формирование учебных умений;
  • Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
  • Охранительный режим.
Специальные  образовательные условия  Создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы; Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала; Введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений; Обеспечение трудовой подготовки.

Специальные образовательные условия

  • Создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы;
  • Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала;
  • Введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений;
  • Обеспечение трудовой подготовки.
Обеспечение доступности учебного материала   1. снижение объема и глубины изучаемого материала; 2. увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем; 3. структурная простота учебного материала; 4. Наличие пропедевтических (подготовительных) периодов; 5. увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;

Обеспечение доступности учебного материала

1. снижение объема и глубины изучаемого материала;

2. увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем;

3. структурная простота учебного материала;

4. Наличие пропедевтических (подготовительных) периодов;

5. увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;

6. Использование специальных методов и приемов: широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др.

6. Использование специальных методов и приемов: широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др.

7. Межпредметные и внутрипредметные связи. 8. Использование учебников,  рабочих тетрадей,  дидактических  материалов,  специализированных  компьютерных программ.

7. Межпредметные и внутрипредметные связи.

8. Использование учебников,

рабочих тетрадей,

дидактических

материалов,

специализированных

компьютерных программ.

Формирование  социальной компетентности Развитие коммуникативных навыков; Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира; Расширение кругозора; Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении и др. Овладение морально-этическими нормами поведения. Формирование готовности к трудовой (профессионально-трудовой) деятельности.

Формирование социальной компетентности

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • Расширение кругозора;
  • Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении и др. Овладение морально-этическими нормами поведения.
  • Формирование готовности к трудовой (профессионально-трудовой) деятельности.
Специальные коррекционные курсы Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Социально-бытовая ориентировка  Развитие психомоторики  и сенсорных процессов  Коррекционная ритмика  ЛФК  Логопедические  занятия

Специальные коррекционные курсы

  • Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
  • Социально-бытовая ориентировка

Развитие психомоторики

и сенсорных процессов

Коррекционная ритмика

ЛФК

Логопедические

занятия

Охранительный режим Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления. Условия:  четкий режим дня; предотвращение перегрузок; создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ; профилактика и снятие конфликтных ситуаций.

Охранительный режим

  • Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления.

Условия:

  • четкий режим дня;
  • предотвращение перегрузок;
  • создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ;
  • профилактика и снятие конфликтных ситуаций.
Формы инклюзивного и интегрированного обучения школьников с нарушением интеллектуального развития Постоянная полная инклюзия Постоянная неполная инклюзия («гибкие классы») Специальный класс Занятия в учреждениях дополнительного образования (в условиях интеграции)

Формы инклюзивного и интегрированного обучения школьников с нарушением интеллектуального развития

  • Постоянная полная инклюзия
  • Постоянная неполная инклюзия («гибкие классы»)
  • Специальный класс
  • Занятия в учреждениях дополнительного образования (в условиях интеграции)
 «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.» В.И.Лубовский
  • «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.»

В.И.Лубовский