«От игры - к спорту » (5-7 классы)
План - сценарий и описание эстафет и конкурсов.
Зал красочно оформлен в виде лесной поляны. Звучит музыка. О начале праздника извещают звуки фанфар. Участники под звуки музыки входят в спортивный зал и строятся в шеренгу напротив столика жюри.
Ведущий: Нас солнца луч манит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Весна нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нём - игра.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас праздничный день, посвящённый нашим любимым спортивным играм . Наши соревнования проводятся под девизом:
Ведущий. Кто возьмётся сосчитать, сколько существует у разных народов игр с мячом? Их великое множество. Ребята, а какие виды спорта с мячом вы знаете? Ребята называют виды спорта которые знают. И что ни игра, то свой мяч - от простого резинового шарика, которым забавляются малыши, до бейсбольного, имеющего 6 различных слоёв. От регбийной " дыни" до мяча с перьями, так называемой индианки.. От мячика лилипута, которым играют в настольный теннис, до мяча-гиганта для игры в пушбол. Что ни игра, то свой характер, свои атрибуты. Но объединяет их одно - мяч.
Ведущий: Сегодня в соревнованиях принимают участие команды …..(приветствие команд).
Игра нам друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Звучит музыка.
Ведущий: А теперь давайте встретим нашего первого гостя. (Ведущий показывает баскетбольный мяч). Ребята, что это за мяч? (ответы ребят). Назовите вид спорта, в котором играют таким мячом? Ответ – баскетбол. Правильно! А что означает слово баскетбол? (ответы ребят). Баскетбол – (английское basketball от basket – корзина и ball – мяч) – спортивная игра, между двумя командами по пять человек в каждой. Перед каждой командой стоит цель - забросить как можно больше мячей в корзину соперников и в тоже время создать для них такие препятствия, чтобы не пропустить мячи в свою корзину. При этом действовать нужно в рамках установленных правил.
Баскетбол – самая популярная и интересная игра в мяч руками для детей и взрослых. Баскетбол развивает физические способности и характер человека и укрепляет его здоровье.
Ведущий: А когда появилась эта игра? (ответы ребят). Родиной современного баскетбола принято считать Соединённые Штаты Америки. Изобрёл эту игру Джеймс Нейсмит в США 1891году. Чтобы оживить уроки по гимнастике молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит придумал новую игру. Это было дождливым днём в ноябре 1891 года. Он взобрался по лестнице и прибил к стене корзину для фруктов. Он спустился по лестнице, взял футбольный мяч и бросил его в корзину. Мяч попал в неё. Учитель поднялся по лестнице и взял мяч. Через 10 минут он вернулся с восемнадцатью парнями. Инструктор разделил их на 2 команды по 9 человек и объяснил им смысл игры, сказав, что нужно бежать с подскакивающим мячом и пробовать попасть им в корзину. Через год он разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил.
Болельщики на балконах ловили улетающие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому вскоре появляются щиты. Которые стали защитой корзины. Уже в 1893 году появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась настолько интересной и динамичной, что в 1894 году в США были изданы первые официальные правила.
Ведущий: Многие классные баскетболисты искусно владеют мячом, поэтому их движения очень красивы и приводят в восхищения зрителей. Зрители с восторгом оценивают мастерски выполненные приёмы игры в баскетбол. Ребята, а какие основные приёмы с мячом вам знакомы? (ответы ребят) Это передача и ловля мяча (Пас), ведение мяча (дриблинг), бросок в кольцо.
Ведущий: Все спортсмены знают, что прежде чем участвовать, в соревнованиях нужно сделать разминку. Зачем спортсмену нужна разминка? (ответы ребят). Она помогает разогреть мышцы, суставы и весь организм так, чтобы не было травм и чтобы было легче выполнять сложные упражнения. Какие части тела больше всего работают у баскетболиста? Это ноги и руки, особенно кисти. Поэтому для них нужны специальные упражнения. (Все команды выполняют разминку под руководством ведущего)
Каждой команде построиться вкруг (выполнение всей командой одновременно).
1. .Бег по кругу.
2. Бег приставными шагами по кругу вправо и влево по сигналу.
3. Бег с остановкой по сигналу и касанием рукой пола.
4. Передача мяча из рук в руки назад над головой, между ногами (стоя в затылок друг другу)
5. Перекатывание мяча одной рукой друг другу справа и слева.
6. Передачи мяча двумя руками от груди друг другу.
7. Передачи мяча двумя руками от груди с отскоком от пола друг другу.
8. Ведение мяча на месте (5ударов мячом) с передачей мяча.
Ведущий: Это баскетбольный мяч. Посмотрим, как вы им владеете. Сейчас мы проведём баскетбольные эстафеты.
Первая эстафета "Гонка мяча над головой и между ногами» (с бегом).
Вся команда становится в колонну по одному. По команде "Марш!" первый с мячом в руках бежит вперёд, поочерёдно по кругу обегает два набивных мяча, затем обегает поворотный знак, бегом возвращается обратно и становится в конец колонны. Мяч передаётся вперёд поочерёдно над головой и под ногами из рук в руки всей командой. Игрок, стоящий впереди, получает мяч и бежит вперёд и т д.. Эстафета заканчивается тогда, когда первый игрок вернётся на своё место.
Вторая эстафета «Мяч капитану».
Команда стоит в колонну по одному . Напротив команды в трёх метрах стоит капитан По сигналу капитан передаёт мяч двумя руками от груди первому игроку, он передаёт его обратно и бежит вперёд за мячом и встаёт за спину капитану. Капитан, поймав мяч, снова передаёт его обратно следующему игроку из противоположной колонны и. т. д. Эстафета заканчивается тогда, когда капитан поймает мяч от последнего участника.
Третья эстафета «Передал и беги» (во встречных колоннах).
Команда стоит в двух встречных колоннах в трёх метрах. По сигналу направляющий передаёт мяч двумя руками от груди с отскоком от пола первому игроку во встречной колонне, а сам бежит вперёд за мячом в конец встречной колонны. Поймав мяч, игрок передаёт его обратно следующему из противоположной колонны и бегом перемещается за мячом в конец колонны. Эстафета заканчивается тогда, когда направляющий снова вернётся на своё первоначальное место, поймав мяч от последнего участника.
Четвертая эстафета "Катание мячей"
Команда стоит в двух встречных колоннах. По сигналу первый игрок начинает катить мяч своему игроку во встречной колонне. Передав ему мяч, сам бежит вперёд за мячом в конец встречной колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока две группы из команды не поменяются местами.
Пятая эстафета "Фигурное ведение"
Команда стоит в колонну по одному, впереди капитан. По сигналу направляющий ведёт мяч до первого обруча, обводит его по кругу, затем обводит по кругу второй обруч, затее ведёт мяч до поворотного знака, обегает его, и обратно ведёт мяч "змейкой" между обручами, поставленные на прямой через 2 метра.
Ведущий. Молодцы, ребята! С баскетбольными упражнениями вы справились хорошо!
Подведение итогов после пяти эстафет.
Ведущий. Не менее популярной игрой считается футбол. Потому что он король игр. Действительно, футбол покорил сердца людей своей доступностью и простотой, ведь в футбол может играть каждый. Футбол считается игрой №1. Действительно футбол покорил сердца людей своей доступностью и простотой, ведь в футбол может играть каждый. Каждый 25 житель земли регулярно и активно играет в футбол - это 240 млн. человек из них 20 млн. женщин. Кстати в Китае женщины играли в футбол уже 200 лет тому назад. В программу Олимпийских игр был включён в 1908 году. Интерес к футболу не только высок, что люди придумывают всё новые и новые виды футбола. В некоторых странах придумали да же свой "фирменный" футбол - американский, австралийский. Проводится даже чемпионат мира по футболу для роботов. Существует много знаменитых футбольных клубов, игра которых восхищает зрителей. Какие европейские футбольные клубы вам наиболее известны? ( Например, "Барселона", "Реал", "Ювентус", Манчестер Юнайтед", "Бавария"). А кто знает футбольные клубы России? (Например, "Спартак", "Динамо", "Факел", "Торпедо".)
Что же представляет собой эта игра? Каковы её характерные особенности? (Опрос детей.)Футбол - спортивная игра на травяном поле, в которой две противоборствующие команды по 11 человек в каждой , используя ведение и передачи мяча ногами или другой частью тела (кроме рук) стремятся забить его в ворота соперника и не пропустить в свои.
Ребята, какие основные приёмы игры в футбол вы знаете? Все помнят, что основными игровыми приёмами в футболе являются удары по мячу, остановки и ведение мяча; преимуществами обладает игрок, владеющий этими приёмами. (Вспомнить и обсудить способы на несения ударов ногой по мячу - носком; серединой; внутренней и внешней частью подъёма; внутренней и внешней частью стопы, пяткой, бедром и подошвой по неподвижному и движущему мячу)
Шестая эстафета "Футбольный слалом"
Команда стоит в колонну по одному, впереди капитан. По команде "Марш!" первый ведёт мяч, обводя кубики (обручи, булавы), расставленные "змейкой" друг от друга на 2-2.5 метра, расстояние до поворотного знака 10 метров. Таким же образом игрок возвращается назад. За линией финиша-старта останавливает ногой мяч. Следующий игрок начинает ведение с неподвижного мяча и т. д.
Седьмая эстафета "Пингвин с мячом"
По сигналу первый участник зажимает мяч между коленями и устремляется к мячу до поворотного знака, переваливаясь, как пингвин, дойдя до мяча, он ногой возвращает мяч второму игроку, а сам становится в конец колонны.
Восьмая эстафета "Форварды"
Каждый игрок команды одним ударом любым способом по мячу старается забить наиболее количество голов в ворота. Мальчики бьют с 8 метров, девочки с 6 метров. Выигрывает команда, забившая больше мячей.
Ведущий. Хорошо! Не знали мы, что вы такие меткие и ловкие. А теперь посмотрим результаты.
Ведущий. Баскетбольный мяч был, футбольный мяч был. А кто же третий? Кого теперь ждать в гости?
Дети. Волейбольный.
Ведущий. Правильно! Волейбольный. Волейбол (от английского voleball от volley - летающий и ball - мяч), командная, спортивная игра, в процессе которой две команды на специальной площадке. Разделённой сеткой, стремятся направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. От каждой команды в игре участвуют по 6 спортсменов, всего в команде - 12 человек, замены ограничены правилами. Родина волейбола - Соединённые Штаты Америки. Новую игру изобрёл в 18 95 году Вильям Морган - руководитель физического воспитания. Он предложил перебрасывать мяч через теннисную сетку, натянутую на высоте около 2 метров. Название новой игре дал доктор Альфред Холстед - преподаватель Спрингфильского колледжа: "волейбол" - летающий мяч. В 1896 году волейбол был впервые продемонстрирован перед публикой. А через год в США были опубликованы первые правила игры, которые имели всего 10 параграфов.
Следующие эстафеты с волейбольным мячом:
Девятая эстафета "Мяч над сеткой"
Команда стоит в двух встречных колоннах по обе стороны сетки. Мяч находится на одной из сторон. По сигналу игроки начинают передавать мяч друг другу над сеткой. Кто передал мяч, становится в конец колонны. Выигрывает команда, быстрее всех закончившая передачу.
Ведущий. А теперь проведём следующую эстафету:
Десятая эстафета "Поменяйся мячами".
Команда стоит в двух встречных колоннах по обе стороны сетки. У каждой группы свой мяч. У одной - красный, у другой - зелёный. По сигналу они бегут друг другу и под сеткой меняются местами. Затем с этим мячом бегут к следующему игроку из своей группы и передают ему мяч, а сам становится вконец колонны.
Ведущий. Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.
Подведение итогов десяти эстафет.
Ведущий: Наш праздник подходит к концу. Сейчас мы проведём последнюю, заключительную эстафету: "У кого больше мячей".
Заключительная эстафета "У кого больше мячей"
Мячи находятся в кругу. Команды стоят цепочкой. Последний держит корзину для мячей. По сигналу дети начинают передавать мячи из рук в руки и складывать их в корзину. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется мячей. Выигрывает команда, набравшая большее количество мячей.
Звучит музыка.
Ведущий. Пока подсчитываются результаты, прошу команды построиться для подведения итогов.
Подведение итогов, награждение.
На этом наш праздник завершён. Но мы не прощаемся и будем рады встретиться с вами вновь.
И пусть мир движений подарит вам бодрость, здоровье, счастье повседневного общения с физической культурой и спортом.
Как хорошо что есть игры на свете,
В которых радость движений с мячом.
Объединяет нас мяч на планете
И зажигает сердца наши огнём.
Участники праздника (согласно занятым местам) во главе с классными руководителями под марш и аплодисменты болельщиков делают круг почёта и покидают спортивный зал.
Приложение
«праздник подвижных игр с мячом» (1-4 классы)
План - сценарий и описание эстафет и конкурсов.
Зал красочно оформлен в виде лесной поляны. Звучит музыка. О начале праздника извещают звуки фанфар. Участники под звуки музыки входят в спортивный зал и строятся в шеренгу напротив столика жюри.
Ведущий: Нас солнца луч манит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Весна нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нём - игра.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас праздничный день, посвящённый нашим любимым подвижным играм с мячом. Наши соревнования проводятся под девизом:
Ведущий: Сегодня в соревнованиях принимают участие команды …..(приветствие команд).
Ведущий: Игра нам друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Игровое упражнение: «К своим мячам»! (В руках у капитанов большие разноцветные мячи). Команды строятся в отдельные круги. Внутри круга капитаны с мячом. По команде ведущего «Раз, два, три – беги!» играющие перемещаются бегом по баскетбольной площадке в различных направлениях. По второму сигналу – закрывают глаза. Происходит смена мест капитанов. По команде «К своим мячам!» все бегут к своим капитанам, у которых мячи. Побеждает команда, которая первая построится. (Затем построится в шеренгу и колонну).
Ведущий: Покатилися мячи:
За своим скорей беги,
Не жалей усилий!
Догони, отдай,
Назад скорее прибегай!
Эстафета «Догони мяч». Каждая команда имеет мяч своего цвета. У первого игрока в руках мяч. По команде он бежит до обруча (поворотного знака) ударяет мячом в обруч, взяв мяч, возвращается бегом назад и передаёт эстафету следующему игроку. Передав мяч, сам становится в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Ведущий: Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный жёлтый , голубой,
Не угнаться за тобой.
Эстафета «Катание мячей». Каждая команда имеет мяч своего цвета. У первого игрока в руках мяч. По сигналу игрок начинает катить мяч, змейкой обводит три набивных мяча до поворотного знака, назад катит мяч по прямой и передаёт мяч следующему участнику. Передав ему мяч, сам становится в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Ведущий: Мы бежим туда , обратно.
Получается прекрасно
Кто промчится лучше всех?
Змейка лучший друг детей!
Эстафета «Змейка с мячом». Первая пара, взявшись за мяч, бежит змейкой, обегая два набивных мяча до поворотного знака, оставляют мяч и бегом, взявшись за руки, возвращаются назад и передают эстафету следующей паре. Вторая пара, взявшись за руки, бежит по прямой до поворотного знака, берут мяч и змейкой обегая набивные мячи, возвращаются назад и передают эстафету следующей паре. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Ведущий: Эстафета, эстафета!
Пронесётся, как ракета.
Есть в ней правило одно:
Один за всех - и все за одного!
Эстафета «Гонка мяча над головой: (с бегом). Вся команда становится в колонну по одному. По команде "Марш!" первый с мячом в руках бежит вперёд, перепрыгивает через три препятствия, обегает поворотный знак, бегом возвращается обратно и становится в конец колонны. Мяч передаётся вперёд над головой из рук в руки всей командой. Игрок, стоящий впереди, получает мяч и бежит вперёд и т д.. Эстафета заканчивается тогда, когда первый игрок вернётся на своё место.
Ведущий: Ноги врозь!
Наклонись на авось.
Плавно мячик прокати
Плавно мячи прокати
Кто последний?
Возврати!
Эстафета «Гонка мяча между ногами». Вся команда становится в колонну по одному ноги врозь. По команде "Марш!" первый с мячом в руках. Бежит вперёд, до обруча, встаёт в обруч, подбрасывает мяч над собой, ловит и бегом возвращается обратно в конец колонны и оттуда прокатывает мяч под ногами команды. Впереди стоящий догоняет мяч и продолжает бег и т. д. Игрок, стоящий впереди, наклоняется вперёд для получения мяча и подбирает его и бежит вперёд и т. д. Эстафета заканчивается тогда, когда первый игрок вернётся на своё место.
Ведущий: Прилетел со стадиона,
Шуму там наделал много,
Поиграем здесь в футбол-
Кто забьёт в ворота гол?
Эстафета «Сильный удар» (мальчики). По сигналу игрок каждой команды посылает мяч сильным ударом ногой в ворота на расстоянии 6 м. Если удар точный игрок приносит команде очко. Если мяч не попадает вв ворота, то игрок не приносит очко команде. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Ведущий: Мои друзья, опять вперёд,
Состязанье снова ждёт!
Эстафета «Прыжок за прыжком». Первый участник, зажав мяч между ног, прыгает до поворотного знака и оставляет мяч там, назад возвращается бегом и передаёт эстафету следующему участнику. Второй добегает до поворотного знака, берёт мяч, зажимает между ног и возвращается прыжками к своей команде и т.д.
Ведущий: Все мы очень любим
Поиграть с мячами,
А вот переносить их
Попробуйте вы сами.
Эстафета «Переноска мячей». Перед каждой командой лежат три обруча. По сигналу первый участник бежит с баскетбольным мячом и кладёт его в первый обруч оставляет его и возвращается назад, берёт волейбольный мяч и несёт его во второй обруч, за тем снова бежит назад берёт теннисный мяч и несёт его в третий обруч, обегает поворотный знак и возвращается бегом к команде и передаёт эстафету следующему участнику. Второй участник бежит до поворотного знака, обегает его и берёт из обруча теннисный мяч и несёт его к линии финиша, затем снова возвращается из следующего обруча берёт волейбольный мяч, возвращается назад, затем снова в третий раз берёт из третьего обруча баскетбольный мяч и возвращается назад и передает эстафету следующему игроку и т д.
- Наш праздник подходит к концу. Сейчас мы проведём последнюю, заключительную эстафету» У кого больше мячей». Мячи находятся в кругу. Команды стоят цепочкой. Последний держит корзину для мячей. По сигналу игроки начинают передавать мячи из рук в руки и складывать их в корзину. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется мячей. Выигрывает команда, набравшая большее количество мячей.
Звучит музыка.
Ведущий. Пока подсчитываются результаты, прошу команды, построится для подведения итогов.
Подведение итогов, награждение.
Ведущий: Как хорошо что есть игры на свете,
В которых радость движений с мячом.
Объединяет нас мяч на планете
И зажигает сердца наши огнём.
Ведущий: Какой прекрасный день. Сколько нового вы узнали сегодня. Болельщики! Давайте поприветствуем всех ребят. Но мы не прощаемся и будем рады встретиться с вами вновь. Здоровья, успехов и счастья во всём! Участники праздника (согласно занятым местам) во главе с классными руководителями под марш и аплодисменты болельщиков делают круг почёта и покидают спортивный зал.