МБОУ Большечирклейская СШ
Тема: «От простого объекта учебного труда до творческого проекта»
Подготовила: Учитель технологии Бирюкова Ф.Х
2016-2017 учебный год
От простого объекта учебного труда до творческого проекта
Общеизвестна величайшая роль труда в жизни людей. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: "Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда человек не может соблюсти своё человеческое достоинство!!!"
Особый вид труда представляет труд учащихся.
Трудовая подготовка молодёжи — один из основных приоритетов в образовательной стратегии новой страны. Ведь потенциал народного хозяйства является важнейшим фактором его успешного функционирования. Труд также неразрывно связан с целостным процессом становления и социальной адаптации личности.
С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, эстетическое удовлетворение. В процессе труда человек мыслит, воображает, ощущает и запоминает.
В настоящее время в школе идёт становление образовательной области "Технология", основной целью которого является подготовка подрастающего поколения к реальной жизни в современных социально-экономических условиях. Основой урока технологии является практическая трудовая деятельность учащихся (около 75% учебного урока).
Велика роль выбора объектов труда на развитие учащихся
Выбор объектов труда — один из важнейших этапов в его организации. Сложность его связана со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовления выбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использование и многое другое. В связи с этим при выборе объектов труда школьников разных классов необходимо учитывать ряд требований.
Основные из них следующие:
1.Соответствие программе трудового обучения
2.Обеспечение воспитательных и развивающих функций в процессе труда. Данное требование предусматривает воспитание и развитие у учащихся таких качеств, как трудолюбие, терпеливость, бережливость, аккуратность, дисциплинированность, ручную ловкость, пространственные представления, кратковременную наглядно-образную память, внимание, координацию движений и др.
Учитель должен подходить к обоснованию выбора объекта труда, исходя из соответствия знаний, умений и особенностей личности, необходимых для его изготовления, программе трудового обучения в том или ином классе.
3.Преемственность в изготовлении объектов труда. Это требование имеет важное педагогическое значение. В организационном плане его реализация не представляет трудностей, так как учитель трудового обучения работает в нескольких параллелях.
Прежде чем предложить изделие учащимся, учитель обязательно сам его изготавливает, это дает возможность уточнить технологию изготовления, а также выяснить, какие трудности могут встретиться ученику в работе.
Известно, что любую вещь можно сделать несколькими способами. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такой, который больше всего соответствовал бы условиям мастерских, требованиям программы, подготовленности школьников, вызывал бы интерес учащихся. Поэтому часто на уроках использую такой инновационный метод как метод проекта.
«Технология» в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.
Мой стаж педагогической работы 25 лет. Я преподаю технологию в 5-8 классах.
К урокам разрабатываю, подбираю и систематизирую дидактический материал: разработаны разноуровневые тесты, инструкционные карты, карточки-задания, практические работы, - с учетом дифференциации, в зависимости от уровней обученности.
В своей деятельности в связи с повсеместной компьютеризацией, используя метод проектов, работаю по теме «Метод проектирования в курсе преподавания технологии с использованием мультимедийных технологий». Цель выбранной темы: активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала, значительному расширению знания, изучению дополнительной литературы и одновременно приобретению умения самостоятельно добывать знания, анализировать и оформлять проекты.
Важной развивающей и воспитательной задачей проектного метода обучения является формирование интереса к учению, усидчивости, настойчивости в овладении знаниями. Проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности, открывает большие возможности для учащихся 5-8 классов.
На уроках 5-8 классов я использую способы активизации учебной деятельности учащихся:
Формирование мотивации учения, развитие познавательного интереса и познавательной потребности.
Задания творческого характера.
Самостоятельная работа учащихся.
Проектное обучение.
При выполнении проекта деятельность учащихся максимально самостоятельная, что является основным принципом метода проектирования. Моя роль в данном процессе – консультант-помощник.
Так как, обучая предметной области « Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.
Вся деятельность делится на три этапа:
предпроектная деятельность – выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;
проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты;
послепроектная деятельность – технико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.
Данная система рассчитана на 4 года обучения и позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.
Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)
На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например: В разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.
На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.
На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом. Оценивается как итоговая работа в четвертой четверти. Проект выполняется на отдельных листах, оформляется творчески и несет не только описательный, но и исследовательский характер.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:
учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
(обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
поиске материалов и инструментов и т.д.);
усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);
активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
(трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность,
предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).
Выполнение творческих проектов позволило организовать в школе
ученические праздники: «День моды», конкурс творческих проектов, выставки-ярмарки творческих проектов и др. Защита творческих проектов усиливает коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано защитить свой проект, эффектно его представить.
Творческая проектная деятельность школьников способствует формированию у них адекватной самооценки, готовит к будущей профессиональной деятельности. В процессе выполнения творческих проектов у учащихся формируются: технологическая культура, технологическое мышление, технологическая этика, повышается их технологическая образованность и грамотность.
Литература
Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/авт.-сост. О.А.Несонова и др.- Волгоград:Учитель, 2009.-207с.
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова и др./ Под ред.И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Граф, 2004.-144с.
Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие. / Сост. И.Н.Кузнецов. Мн.: Харвест, 1999. — 176 с.
Самородский П.С. Основы разработки технических проектов. Книга для учителя технологии и предпринимательства. Брянск, 1995, — 220 с.
Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1999.—288 с.