Мастер-класс «От сотрудничества к обучению"
Цели:
• распространение опыта методической работы учителя;
• знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы.
Задачи:
1 Обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике.
2 Выделить принципы кооперации в обучении как инструментарий построения педагогической практики.
3 Продемонстрировать приемы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации (структуры взаимодействия).
Оформление аудиторной доски.
Афоризмы:
Знать мало – надо применять.
Хотеть мало – надо делать.
И.-В. Гете
То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л.С. Выготский
Обучая других, учимся сами
I. Организационный момент
1.Здравствуйте уважаемые коллеги. Начать наш сегодняшний мастер-класс мне бы хотелось с притчи «Наберись смелости – сделай попытку!»
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.
Уважаемые коллеги. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»
Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.
Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.
II. Работа по теме занятия.
1. Обоснования практической необходимости использования групповых технологий.
А) Для этого используем структуру “Вопрос классу ”
– Как вы понимаете, что такое сотрудничество?
– Как вы понимаете, что такое взаимодействие?
- А взаимозависимость?
Б) То же самое выполняем, используя структуру “ 1-2-все ”. Каждый член группы работает над подготовкой ответа самостоятельно, затем члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа представляет итоговый вариант материала.
Итак, делаем обобщение:
Педагогическое взаимодействие
особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной деятельности участников образовательного процесса, их координацию.
Сотрудничество
тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий.
Взаимозависимость
умение слушать друг друга, умение суммировать идеи, решать конфликты, общая работа
Вывод:
1 В группе работает каждый
2 Нет страха отвечать, т.к. каждый, обсуждая в группе (или слушая товарища), знает материал.
2. Ведущий мастер-класс:
- Эти слова могут пригодиться, чтоб решить главную проблему: какие принципы помогут сформировать успешную работу в группе. Для ее решения можно воспользоваться структурой “Мозговая атака”:
Этап 1. Все члены группы стараются предложить свою идею, все предложенные идеи (даже шутливые) в сыром, необработанном виде записываются по мере того, как они приходят в голову.
Этап 2. Каждая из идей рассматривается на предмет пригодности для решения поставленной задачи.
В результате обсуждения приходим к выводу, т.е. решили проблему: (кластер)
Для успешной работы в группе необходимо соблюдать следующие принципы:
• взаимозависимость;
• взаимодействие;
• рефлексия;
• индивидуальная оценка;
• формирование умения и навыков групповой работы;
Вывод:
1 Невольно распределили роли: кто будет писать, кто устанавливает очередность ответа и т.д.
2 Коллективное мнение комфортнее выдавать
3. Предлагается раздаточный материал с готовым правильным ответом, сверить свой материал:
1 Позитивная взаимозависимость. Члены группы должны чувствовать, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Создавая для этого условия, учитель:
- устанавливает общие (групповые) цели (группа изучает материал и убеждается, что его знают все члены группы);
- вводит систему наград и поощрений (группа справилась с заданием, если все члены группы знают материал);
- распределяет материал и информацию (ресурсы);
- определяет роли для каждого члена группы;
- фиксирует уникальное место группы (стенд на стене кабинета)
2 Непосредственное взаимодействие членов группы. Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.
3 Индивидуальная оценка результатов. Учитель постоянно подчеркивает индивидуальную ответственность и оценивает каждого ученика. Типичные способы оценки – индивидуальная итоговая контрольная работа или выборочный опрос членов группы.
4 Обучение навыкам групповой работы. Школьники целенаправленно изучают приемы общения, технику руководства, процедуры принятия решения, разрешения конфликтов. Учитель побуждает учащихся использовать (упражнять) формируемые умения в ходе практической работы.
5 Рефлексия. Участникам предоставляются специальное время и правила для анализа эффективности своей работы, оценки использования навыков групповой работы. Рефлексия помогает созданию хороших деловых отношений между школьниками. Журнал наблюдений за работой (ведет учитель) и наблюдения “мудреца” (члена группы) помогают повысить эффективность рефлексии.
6 Сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся. Существует множество различных структур взаимодействия, которые можно использовать для работы в классе. При фронтальной организации занятий учитель использует сравнительно немного структур. Групповая работа позволяет воспользоваться всем богатством структур, складывающихся в ходе совместной работы людей.. Принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия в классе требует , чтобы учитель выбирал такие структуры, которые помогают реализовать принципы кооперации в обучении, способствуют решению стоящей перед учителем педагогической задачи. Количество возможных структур взаимодействия огромно. Различные структуры можно комбинировать, получая новые варианты.
Вывод:
Коррекция своих размышлений без назиданий со стороны учителя, нахождение правильного и полного ответа.
III. Самостоятельная работа в группах
Перед Вами лежат учебники, попробуйте продумать групповую работу по одной из тем. Время на обсуждение 7 минут.
Рефлексия.
Итак, были использованы следующие структуры взаимодействия:
- Вопрос классу
- Работа в парах
- Работа в группе
- “Мозговая атака”
- Коррекция мнения группы
Переходим к проведению процедуры рефлексии. (2 минуты)
Групповая рефлексия – это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось:
• достичь поставленной рабочей цели;
• сформировать хорошие групповые отношения.
Цель групповой рефлексии:
1 Повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы;
2 Увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы
Для проведения рефлексии я прошу выйти одного представителя от групп.
Вытяните роль, которую вы будете играть при подведении итогов:
«Критик» - найдите то, в чём меня или технологию можно критиковать, может быть Вам было не комфортно, непонятно и т.д.
«Доброжелатель» - ваша задача похвалить.
«Тайный друг» - только друг будет искренним, отметит все за и против.
Закончить мастер класс я хочу словами:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
У Вас на столах конверты и коробочки. Выберете смайлик и опустите в коробочку.
Спасибо за работу!
1 Позитивная взаимозависимость. Члены группы должны чувствовать, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Создавая для этого условия, учитель:
- устанавливает общие (групповые) цели (группа изучает материал и убеждается, что его знают все члены группы);
- вводит систему наград и поощрений (группа справилась с заданием, если все члены группы знают материал);
- распределяет материал и информацию (ресурсы);
- определяет роли для каждого члена группы;
- фиксирует уникальное место группы (стенд на стене кабинета)
2 Непосредственное взаимодействие членов группы. Главный учебный ресурс групповой работы – возможность свободно общаться. Суммирование идей вслух, выслушивание объяснений товарищей и предложение своих объяснений – главные виды речевого взаимодействия членов группы.
3 Индивидуальная оценка результатов. Учитель постоянно подчеркивает индивидуальную ответственность и оценивает каждого ученика. Типичные способы оценки – индивидуальная итоговая контрольная работа или выборочный опрос членов группы.
4 Обучение навыкам групповой работы. Школьники целенаправленно изучают приемы общения, технику руководства, процедуры принятия решения, разрешения конфликтов. Учитель побуждает учащихся использовать (упражнять) формируемые умения в ходе практической работы.
5 Рефлексия. Участникам предоставляются специальное время и правила для анализа эффективности своей работы, оценки использования навыков групповой работы. Рефлексия помогает созданию хороших деловых отношений между школьниками. Журнал наблюдений за работой (ведет учитель) и наблюдения “мудреца” (члена группы) помогают повысить эффективность рефлексии.
6 Сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся. Существует множество различных структур взаимодействия, которые можно использовать для работы в классе. При фронтальной организации занятий учитель использует сравнительно немного структур. Групповая работа позволяет воспользоваться всем богатством структур, складывающихся в ходе совместной работы людей.. Принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия в классе требует , чтобы учитель выбирал такие структуры, которые помогают реализовать принципы кооперации в обучении, способствуют решению стоящей перед учителем педагогической задачи. Количество возможных структур взаимодействия огромно. Различные структуры можно комбинировать, получая новые варианты.
Приложение
Название приема | Суть приема | Преимущества приема |
«Мозговой штурм» | Используется для генерации идей; распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря); после выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп | Способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы |
Игра «Продолжи» | Каждая группа должна составить связный текст на заданную тему. Текст создается по цепочке: каждый участник составляет одно предложение | Развивается логическое мышление и речь учащихся |
«Снежный ком» | Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способырешения данного задания, из которых выбирается лучшее; далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них; в конце работы все учащиеся попадают в одну группу - делают доклады о своей работе | Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами |
«Пила» | Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты; затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов» | Позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени, этот прием служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых знаний |
«Лови ошибку» | Учитель дает каждой группе несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них - неверны. Нужно найти и доказать ошибочность; группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс; выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение | Формирует умение анализировать информацию, умение применять знания в нестандартной ситуации, умение критически критически оценивать полученную информацию |
«Эксперты» | Используется при изучении нового материала; каждая группа получает дидактический материал, в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе; представитель от группы знакомит с теорией все группу | Развивает чувство ответственности, способствует инициативе учащихся, дает возможность высказывать свое мнение |
«Водоворот» | Используется при закреплении материала; каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе; группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку; таким образом, каждая группазнакомится со всеми выполненными заданиями; учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе | Учащиеся учатся проверять и оценивать работы своих одноклассников |
«Карусель» | Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить листы А4 с написанными на них вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос. В конце занятия, выработанные каждой группой, решения обсуждаются всем классом | Учащиеся учатся совместно находить ответ на вопрос, договариваться, планировать свои действия |
«Пазлы» Или «Учимся вместе» | Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. | Каждый ученик изучает тему, а затем излагает её для других, тем самым повторяя изученное Развивает чувство ответственности, способствует инициативе учащихся, дает возможность высказывать свое мнение |
«Вертушка» | Учитель объясняет новый материал, а затем учащиеся выполняют задание на закрепление. Группе, кроме заданий, выдаются опоры. Задания можно выполнять частями (каждый выполняет свою часть), можно по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При выполнении любого задания ученик объясняет вслух, его деятельность контролирует вся группа. В конце работы может быть проведён срез знаний. | Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Учащиеся учатся контролировать действия одноклассников |
«Охота за сокровищами» | Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник. | Учащиеся учатся совместно находить ответ на вопрос, договариваться, планировать свои действия |