СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отбор упражнений и заданий для работы над средствами художественной изобразительности на уроках русского языка в классах старшего звена

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены основные виды упражнений и заданий при изучении изобразительно-выразительных средств языка в курсе средней школы применительно к классам старшего звена.

Просмотр содержимого документа
«Отбор упражнений и заданий для работы над средствами художественной изобразительности на уроках русского языка в классах старшего звена»

Отбор упражнений и заданий для работы над средствами художественной изобразительности на уроках русского языка в классах старшего звена

Упражнения и задания для работы над средствами художественной изобразительности на уроках русского языка в классах старшего звена должны охватывать следующие взаимосвязанные направления: 1) наблюдение за эстетическим потенциалом языковых единиц всех уровней в текстах разных стилей (прежде всего художественного и публицистического); 2) формирование представления об эстетической ценности языка (постижение истоков его образности и выразительности); 3) осуществление эстетической речевой деятельности учащихся.

При этом в разработке упражнений и заданий подобного характера важно учитывать следующие факторы: 1) необходимость осуществления функциональной направленности в изучении языковых явлений; 2) опора на современные дидактический и лингводидактический принципы обучения родному языку, личностно-ориентированный и сознательно-коммуникативный подходы, которые являются необходимым условием для осуществления исследовательской деятельности учащихся. В методике сознательно-коммуникативного, личностно-ориентированного и функционального подходов система упражнений должна учитывать грамматическую и речевую природу употребления языковых явлений, включать задания, направленные на формирование различных учебно-языковых и коммуникативных умений.

Рассмотрим основные виды упражнений и заданий при изучении изобразительно-выразительных средств языка в курсе средней школы применительно к классам старшего звена.

1. Упражнения, направленные на формирование учебно-языковых умений (опознавательно-аналитические, классификационные).

Опознавательно-аналитические упражнения предполагают формирование умений по опознанию языковых и речевых явлений. Такой вид упражнений предусматривает определение роли языковых явлений в организации высказывания.

В работе над изобразительно-выразительными средствами языка это могут быть следующие задания:

Выпишите из текста метафору (эпитет, оксюморон, олицетворение). Определите их роль в тексте.

Составьте перечень тропов и стилистических фигур, представьте его в виде таблицы, заполнив одну из ее граф примерами из художественных произведений.

Выпишите отрывок из текста художественного произведения (не менее 150 слов). Какие средства языковой выразительности используются в данном тексте? Определите, какими способами выражено сравнение. Найдите в тексте звуковые и фонетические средства художественной изобразительности.

Соотнесите лингвистический термин и средство художественной изобразительности.

Классификационные упражнения предполагают формирование умений делить языковые явления на группы. Например:

Проанализируйте данный текст с точки зрения употребления в нем изобразительно-выразительных средств разных языковых уровней:

Мне холодно. Прозрачная весна

В зеленый пух Петрополь одевает,

Но, как медуза, невская волна

Мне отвращенье легкое внушает.

По набережной северной реки

Автомобилей мчатся светляки,

Летят стрекозы и жуки стальные, 

Мерцают звезд булавки золотые,

Но никакие звезды не убьют

Морской волны тяжелый изумруд.

(О. Мандельштам)

Распределите их по группам:

а) фонетические…

б) морфологические…

в) словообразовательные…

г) лексические…

д) синтаксические… 

Какова их роль в создании поэтического образа (в выражении авторской позиции)?

Проведите анализ одного из стихотворений С. Есенина. Покажите мастерство поэта в использовании выразительных средств языка (метафор, сравнений, эпитетов, аллитерации). С какими языковыми уровнями (фонетическим, словообразовательным, лексическим, синтаксическим и т.д.) они соотносятся?

Анализ текста при выполнении данного типа заданий предусматривает определение роли целой группы языковых явлений в организации связного высказывания. Использование упражнений классификационного типа позволяет, например, выявить возможности языковых средств и одного уровня (одной группы) в создании определенной стилевой окраски текста, в передаче значений, необходимых для создания образа, выражения основной мысли текста. Рассмотрим данный тип упражнений на примере заданий на работу с различными типами повтора:

– Определите разновидности повтора в следующих отрывках художественных произведений:

  1. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной

(фонетический повтор, ассонанс);

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(фонетический повтор, аллитерация)

(М. Лермонтов);

2) Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

(словообразовательный повтор)

(К. Бальмонт);

3) Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

(лексический повтор)

(К. Симонов);

4) ...вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(морфологический повтор)

(А. С. Пушкин);

5) Все метафоры, применимые к языку, верны по-своему. Язык – это тюрьма, из которой нам никогда не удастся сбежать. Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык – это слуга и господин. Язык – наш друг и враг одновременно. (синтаксический повтор, анафора, синтаксический параллелизм) (М. Кронгауз).

При этом, анализируя разные виды повтора, учащиеся должны обратить внимание на то, что каждый из них играет определенную роль в создании художественной образности, в выражении авторской позиции.

Дополнительными в этом случае могут стать следующие вопросы:

Определите функцию каждой разновидности повтора. Можно ли выделить наиболее экспрессивные виды повтора? Велико ли их значение в создании образной ткани и структуры повествования?

2. Упражнения реферативного плана, например:

Подготовьте реферат на основе материала упражнений учебника и самостоятельно изученной научной литературы по теме «Эстетическая функция русского языка».

3. Упражнения описательно-обобщающего плана заключаются в получении подробной характеристики языкового явления:

Выполните лексический анализ слова; укажите, на базе каких значений возможно образование различных тропов, приведите соответствующие примеры;

Подберите небольшой художественный текст для лексического анализа и составьте задания, определяющие содержание и последовательность анализа.

4. Упражнения сравнительного плана:

Проведите лингвостилистический эксперимент – измените порядок слов в тексте. Покажите преимущества авторского варианта;

Расскажите о «жизни» метафоры в текстах художественного, публицистического и научного стилей. В чем разница употребления изобразительно-выразительных средств в текстах художественного и публицистического стилей?

Сопоставьте черновой и окончательный вариант авторского текста, понаблюдайте за тем, как осуществлялся выбор изобразительно-выразительных средств, как это соотносится с авторским замыслом, идеей произведения; подготовьте на основе проделанной работы устное (письменное) сообщение.

5. Проблемные вопросы, работа над которыми, с одной стороны, способствует повышению познавательного интереса учащихся, активизации их критического мышления, с другой стороны, помогает глубже проникнуть в образную ткань повествования, задуматься над ролью в нем изобразительно-выразительных средств языка, например:

По образному определению В. Хлебникова, поэта серебряного века, «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…». Другое мнение приводит К. И. Чуковский в своей книге «Живой, как жизнь», он пишет, что многие считают использование образных средств «вопиющей безграмотностью», приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В. Сергеева: «Он мог бы сеять, плотничать, ковать, / Но вот не вышло – жизнь дала осечку…». Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, «давать осечку может только ружье». Так, по вашему мнению, придают ли изобразительно-выразительные средства, в частности тропы, особое звучание художественной речи?

6. Упражнения исследовательского плана, например, на сравнение двух поэтических текстов:

Сравните два текста, объединенные одной темой «Итоги прожитой жизни». Сделайте вывод о содержании прочитанного.

1) В трудном ритме прошли года…
Я обрел свое имя!
Я друзьями горжусь всегда,
Рад бы быть вместе с ними!

Все тогда на земле своей
Дружно делали дело
Для своих войсковых частей
И – в разумных пределах!
Горд – мне также выпала честь
Быть на службе в те годы!
У меня, значит, право есть

Позабыть все невзгоды!

2) А я вам говорю, что нет
Напрасно прожитых мною лет,
Ненужно пройденных путей,
Впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров,
Нет мимо розданных даров,
 
Любви напрасной тоже нет –
Любви обманутой, больной, –
Ее нетленно чистый свет
Всегда во мне, всегда со мной.
И никогда не поздно снова
Начать всю жизнь, начать весь путь,
И так, чтоб в прошлом бы – ни слова,
Ни стона бы не зачеркнуть.

Какай из текстов Вам понравился больше? Почему?

Какие языковые отличия Вы нашли в текстах?

У кого из авторов получились стихи, а у кого «рифмованные строчки»? Почему?

В каком стихотворении есть подтекст? О чем он говорит?

С помощью каких языковых средств создается образность во втором стихотворении? Найдите примеры в тексте.

Запишите кратко ответ в тетрадь, аргументируя свое мнение.

Попробуйте мысленно исключить тропы из текста отрывка. Что изменилось? Сделайте вывод.

Опираясь на свои наблюдения, ответьте на вопрос: «Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи?».

Более сложные и объемные задания, как было отмечено выше, могут послужить основой для организации проектной и проектно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Как видим, дополнительные к представленным в современных учебниках по русскому языку для старших классов упражнения и задания для работы над средствами художественной изобразительности обнаруживают свое многообразие и разнотипность. Среди них можно отметить: упражнения, направленные на формирование учебно-языковых умений (опознавательно-аналитические, классификационные); упражнения реферативного плана; упражнения описательно-обобщающего плана; упражнения сравнительного плана, проблемные вопросы и упражнения исследовательского плана, выполнение которых может предполагать организацию проектной или проектно-исследовательской работы. Включение разнотипных заданий в содержание урока по изучению изобразительно-выразительных средств языка в рамках текстоориентированного и личностно-ориентированного подходов будет способствовать появлению хорошего импульса к осуществлению самостоятельной исследовательской работы данной направленности, а также повышению познавательного интереса учащихся к данной проблеме, активизации их работы на уроке в целом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!