СОГЛАСОВАНО: | ___________________ | УТВЕРЖДАЮ: | ______________________ |
проректор по научно-педагогической работе | Т.Б.Волобуева | И.о. ректора | Л.А. Деминская |
ОТЧЕТ
о ходе экспериментальной деятельности
площадок ДОНРИДПО в 2020 году
Информационная часть
«Использование индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры для активизации двигательной активности обучающихся через систему упражнений вариативного компонента образовательной программы по физической культуре»
Образовательные организации, участвующие в эксперименте:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 120 города Донецка»
Чешковская Наталья Петровна, директор школы
Чешковская Наталья Петровна, директор школы; Гасанова Ирина Михайловна, учитель физической культуры; Настругова Ольга Вячеславовна, учитель физической культуры
Научный руководитель:
Михайлюк С.И., заведующий отделом физической культуры и спортивно-массовой работы КДНО ГОУ ДПО ДРИДПО
Тьютор:
Дорохов А.В., методист отдела физической культуры и спортивно-массовой работы КДНО ГОУ ДПО ДРИДПО
01.01.2017 – 30.06.2020 гг.
Фактическая часть
Актуальность темы эксперимента в текущем году - обработка данных, соотнесение результатов эксперимента; оформление и описание хода эксперимента. Тема актуальна.
3. Аналитическая часть
3.1 POEMS-анализ хода эксперимента:
Участники эксперимента:
В школе обучается 436 учащихся в 20 классах.
Образовательную деятельность осуществляют 41 педагог. Из них 4 учителя физической культуры, 1 учитель начальной военной и медико-санитарной подготовки, 20 классных руководителей.
В эксперименте принимают участие параллели 6х,7х,8х классов всего 114 учащихся.
№ п/п | Класс | Всего уч-ся | Основная | Подготовительная | Специальная | Освобождены | Инд.обучение |
1. | 6-а | 15 | 12 | 3 | - | - | - |
2. | 6-б | 18 | 15 | 3 | - | - | - |
3. | 7-а | 20 | 16 | 4 | - | - | - |
4. | 7-б | 21 | 15 | 4 | 1 | - | 1 |
5. | 8-а | 20 | 17 | 2 | - | 1 | - |
6. | 8-б | 20 | 14 | 3 | 3 | - | - |
Всего | К-45 Э-44 | К-10 Э-9 | К-3 Э-1 | К-0 Э-1 | К-0 Э-1 |
Участники ЭД заинтересованы в положительной динамике уровня развития физической подготовленности и спортивных достижений обучающихся для выполнения нормативов ГФСК «ГТО ДНР». Создание среды физически и эмоционально комфортной для ребенка, открытой для его родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.
Учреждение тесно взаимодействует с Донецким Республиканским институтом дополнительного педагогического образования.
Условия проведения эксперимента
На 3 уроке физической культуры (обязательное факультативное занятие), во время проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно – массовых мероприятий, кружков (кружок «Спортивная аэробика»).
2 спортивных зала, 1 медицинский кабинет, спортивный инвентарь и оборудование, фото-видеоаппаратура, серверное оборудование и компьютерная техника.
Атмосфера доброжелательная, психологический климат в ОО позитивный.
Интернет: через общение в VK, E-mail, сайт школы, личные сайты.
Улучшить сотрудничество семьи и школы, вовлеченность во внеклассную деятельность, материально-техническую базу спортивных залов.
Коммуникации
Вербальное, диагностическое, мотивационное, непосредственное, опосредованное, интерактивное (работа в группах по интересам, по потребностям), массовое (на общешкольных, внешкольных мероприятиях). Непосредственное общение во время занятий, индивидуальных бесед.
Как информируются коллеги, родители, социум о ходе эксперимента?
На педагогических советах, совещаниях при директоре, на заседаниях школьных методических объединений, творческих групп, в индивидуальной и групповой беседе-консультации. На родительских собраниях, заседаниях родительских комитетов классов. Через сайт образовательной организации, информационные стенды.
Личностно-групповое и межличностное общение.
Анализ результатов экспериментальной деятельности в 2020 году
Эксперимент проводился с сентября 2017 по июнь 2020 года на базе МОУ «Школа №120 г. Донецка». В нем принимали участие параллели 4-х, 5-х, 6-х классов.
В эксперименте использованы следующие методы и методики исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Анализ мотивации и потребности учащихся к занятиям физической культурой (анкетирование, беседы, опрос).
3. Медицинское обследование.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Педагогический эксперимент.
6. Тестирование общей и специальной физической подготовленности учащихся.
7. Методика хронометража.
8. Методика фиксации результатов с помощью визуального контроля.
9. Измерение результатов с помощью приспособлений для измерений длины.
10. Метод математической статистики.
11. Анализ результатов педагогического эксперимента.
В качестве таких тестов использовались:
бег на 30 м (с);
бег на 500 м (мин., с);
прыжок в длину с места (см);
поднимание туловища в сед (раз);
сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз);
«челночный» бег 4x9 м (с);
наклон вперед из положения сидя (см).
В методике оценке испытаний придерживались следующих положений:
соблюдение единства условий в испытаниях;
доступность и доходчивость заданий и требований;
возможность выявления максимальных достижений школьника;
простота и привычная обстановка испытаний (зал, спортплощадка);
выражение данного учета в цифровых показателях (см, сек);
простота записи учета.
На подготовительном этапе осуществлялся анализ кадрового, ресурсного потенциала школы, анализ медико-педагогического сопровождения; анализ нормативно-правового обеспечения и литературных источников; подбор методов исследования. Все испытуемые были разделены на две группы: экспериментальные классы (ЭК) и контрольные классы (КК). Проведено тестирование, позволившее определить исходные показатели развития физических качеств, состояния здоровья, уровня удовлетворенности к занятиям физической культурой и спортом и микроисследованиям по определению готовности учителей, учащихся и родителей к педагогическому эксперименту, занятости детей в секциях и кружках спортивной направленности и выявить однородность исследуемых групп.
На практическом этапе в содержание календарно-тематического планирования в экспериментальных классах введен третий урок аэробики как инновационная технология развития физических качеств. В контрольных классах применялась общепринятая методика проведения уроков физической культуры.
Для развития двигательных качеств использовались следующие методы, средства и организационно-методические указания (ОМУ):
Двигательное качество | Быстрота | Сила | Выносливость | Гибкость |
Метод | Повторный метод | Ударный метод, развитие взрывной силы, развитие динамической силы | Равномерный непрерывный, интервальный (круговая тренировка), переменный непрерывный, повторный | Метод многократного растягивания, статического растягивания, метод предварительного напряжения мышц |
Средства | Перемещения рук, удары руками, бег на месте | Прыжки, отталкивания, упражнения с отягощениями | Связки аэробных движений (САД), бег, силовые упражнения с использованием инвентаря | Упражнения с собственным весом, упражнения в парах |
ОМУ | Выполнять движения руками с максимальной частотой | 5–6 раз с весом 60–80 % от макс.; 2–4 подхода с интервалом отдыха | Работа переменной мощности, интервалы отдыха произвольные | Упражнения выполняются 10–30 с, постепенное увеличение амплитуды |
На третьем (обобщающем) этапе на основе использования метода математической статистики обработали полученные результаты, сравнили прирост показателей степени физической подготовленности между участниками эксперимента и со стандартами ГФСК «ГТО ДНР», а также провели анализ эффективности использования третьего урока аэробики.
Проведенные на заключительном этапе эксперимента контрольно-педагогические испытания позволили констатировать, что в КК прирост показателей в тесте «бег 30 м» составил – 14,3 %, в тесте «прыжок в длину с места» - 15,64%, в тесте «поднимание туловища в сед за 30 сек» - 18,18 %, в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» - 37 %, в тесте «челночный» бег 4*9 м» - 10,76 %, в тесте «наклон туловища вперед из положения сидя» - 42,41 %, в тесте «бег 500 м» - 10,06 %. У обучающихся ЭК к концу эксперимента значения прироста в тесте «бег 30 м» составили – 15,65 %, в тесте «прыжок в длину с места» - 16,43 %, в тесте «поднимание туловища в сед за 30 сек» - 24 %, в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» - 50 %, в тесте «челночный» бег 4*9 м» - 12,63 %, в тесте «наклон туловища вперед из положения сидя» - 85,15 %, в тесте «бег 500 м» - 15,03 %. Результаты эксперимента выявили прирост в развитии скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей (ловкости), выносливости и гибкости. Полученные результаты представлены в таблице 4 и в диаграммах 1-7.
Таблица 4 – Динамика развития физических качеств в контрольных и экспериментальных классах
№ п/п | Виды испытаний | Октябрь 2017 (средний показатель) | Октябрь 2019 (средний показатель) | Прирост, % |
К | Э | К | Э | К | Э |
1. | Бег 30м, сек | 6,14 | 6,06 | 5,32 | 5,18 | 14,3 | 15.65 |
2. | Прыжок в длину с места, см | 135,09 | 144,11 | 158,02 | 169,91 | 15,64 | 16,43 |
3. | Поднимание туловища в сед за 30 сек, раз | 20 | 22 | 24 | 28 | 18,18 | 24 |
4. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз | 13 | 12 | 19 | 20 | 37 | 50 |
5. | «Челночный» бег 4*9 м, сек | 12,14 | 12,2 | 10,9 | 10,75 | 10,76 | 12,63 |
.6. | Наклон туловища вперед из положения сидя, см | +5,48 | +4,12 | +8,43 | +10,23 | 42,41 | 85,15 |
7. | Бег 500 м | 2,40 | 2,36 | 2,17 | 2,03 | 10,06 | 15,03 |
Диаграмма 1 - Динамика развития быстроты в контрольных и экспериментальных классах
Диаграмма 2 - Динамика развития скоростно-силовых качеств в контрольных и экспериментальных классах
Диаграмма 3 - Динамика развития силы мышц туловища в контрольных и экспериментальных классах
Диаграмма 4 - Динамика развития силы рук в контрольных и экспериментальных классах
Диаграмма 5 - Динамика развития ловкости в контрольных и экспериментальных классах
Диаграмма 6 - Динамика развития гибкости в контрольных и экспериментальных классах
Диаграмма 7 - Динамика развития выносливости в контрольных и экспериментальных классах
Сравнительный анализ полученных значений позволил выявить во всех исследуемых величинах межгрупповые отличия между ЭК и КК. Данные отражены в диаграмме 8.
Диаграмма 8 - Динамика прироста физических качеств в контрольных и экспериментальных классах
Показатели оценки физической подготовленности приведены в таблице 5- 6.
Таблица 5 - Оценка показателей физической подготовленности (2017 г.)
№ п/п | Тест-оценивание физической подготовленности | «5» | «4» | «3» | «2» |
К | Э | К | Э | К | Э | К | Э |
1. | Бег 30м, сек | 7 | 4 | 10 | 10 | 11 | 18 | 14 | 14 |
2. | Прыжок в длину с места, см | 6 | 4 | 4 | 8 | 8 | 14 | 24 | 19 |
3. | Поднимание туловища в сед за 30 сек, раз | 9 | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 | 15 | 17 |
4. | Бег 500 м, мин; сек | 1 | 2 | 5 | 5 | 15 | 20 | 21 | 18 |
5. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз | 7 | 9 | 7 | 10 | 12 | 11 | 16 | 15 |
6. | «Челночный» бег 4*9 м, сек | 2 | 5 | 1 | 4 | 7 | 10 | 32 | 26 |
7. | Наклон туловища вперед из положения сидя | 4 | 5 | 9 | 5 | 12 | 18 | 17 | 17 |
Всего | 36 | 37 | 44 | 52 | 75 | 101 | 139 | 126 |
Таблица 6 - Оценка показателей физической подготовленности (2019 г.)
№ п/п | Тест-оценивание физической подготовленности | «5» | «4» | «3» | «2» |
К | Э | К | Э | К | Э | К | Э |
1. | Бег 30м, сек | 1 | 20 | 14 | 10 | 19 | 7 | 11 | 7 |
2. | Прыжок в длину с места, см | 12 | 19 | 15 | 8 | 11 | 11 | 7 | 6 |
3. | Поднимание туловища в сед за 30 сек, раз | 20 | 32 | 8 | 4 | 7 | 4 | 10 | 4 |
4. | Бег 500 м, мин; сек | 16 | 26 | 10 | 5 | 8 | 5 | 11 | 8 |
5. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз | 32 | 29 | 8 | 8 | - | 1 | 5 | 6 |
6. | «Челночный» бег 4*9 м, сек | 10 | 12 | 7 | 9 | 5 | 6 | 23 | 17 |
7. | Наклон туловища вперед из положения сидя | 14 | 17 | 5 | 10 | 15 | 9 | 11 | 8 |
Всего | 105 | 155 | 67 | 54 | 65 | 43 | 78 | 56 |
Анализ данных показывает, что количество обучающих в 2019 году с оценкой «5» увеличилось в КК в 2,9 раза, в ЭК в 4,2 раза, с оценкой «4» соответственно в КК в 1,7 раза, а в ЭК в 1,03 раза, количество учащихся с оценкой «3» уменьшилось в КК в 1.15 раза, в ЭК в 2,35 раза , с оценкой «2» соответственно в КК в 1,75 раза, в ЭК в 2,22 раза. Данные приведены в диаграмме 9.
Диаграмма 9 - Динамика оценки показателей физической подготовленности
Анализ данных распределения учащихся на медицинские группы по физической культуре представлен в диаграмме 10.
Диаграмма 10 - Распределение обучающихся экспериментальных и контрольных классов на медицинские группы
На основании мониторинга уровня удовлетворенности учащимися уроками физической культурой можно сделать вывод, что уроки аэробики положительно повлияли на эмоциональную сферу учащихся и на формирование активного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся. Результаты приведены в диаграмме 11.
Д
иаграмма 11 - Динамика уровня мотивации к занятиям физической культурой в контрольных (КК) и экспериментальных классах (ЭК)
Участники эксперимента удовлетворены уроками физической культуры: общий средний балл в ЭК находится в I-ом (высоком) уровне удовлетворенности, а в контрольных в I и II (хорошем) уровне. В 2019 году занятость обучающихся ЭК в секциях и кружках спортивной направленности увеличилась на 18 %, а кол-во учащихся участвующих в соревнованиях районного, городского и республиканского уровней соответственно на 53%. Данные отражены в диаграммах 12-13.
Диаграмма 12 - Динамика занятости обучающихся экспериментальных и контрольных классов в секциях и кружках спортивной направленности
Диаграмма 13 - Динамика участия учащихся экспериментальных классов в соревнованиях районного, городского и республиканского уровня
89% учащихся экспериментальных классов успешно выполнили нормативы комплекса ГФСК «ГТО ДНР» (1 – золотой,20 – серебряных, 10 – бронзовых значка).
Диаграмма 14 – Результаты выполнения нормативов комплекса ГФСК «ГТО ДНР»
все цели экспериментальной деятельности достигнуты.
Степень реализации задач, поставленных в рамках эксперимента –реализованы
Уровень достижения ожидаемых результатов за отчетный период Эксперимент оправдан, учащиеся повысили уровень физической подготовленности.
Статистика результативности
Дополнительные факторы результативности, полученные в текущем году:
ОО считает, что полученные в ходе проведенного эксперимента результаты подтвердили эффективность использования третьего урока аэробики как инновационной технологии развития физических качеств.
Прогностическая часть
Методическое пособие: «Использование индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры для активизации двигательной активности обучающихся через систему упражнений вариативного компонента образовательной программы по физической культуре».
Опыт работы представлен на заседаниях МО, на педагогическом совете по теме: «Итоги работы республиканской экспериментальной площадки»), Республиканском вебинаре по проблеме «Использование индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры для активизации двигательной активности обучающихся через систему упражнений вариативного компонента образовательной программы по физической культуре» (передовой опыт в экспериментальной деятельности по теме «Технология развития физических качеств на уроках аэробики»).
Руководитель ОО | | | Н.П. Чешковская |
Инициаторы эксперимента | | | Н.П. Чешковская И.М. Гасанова О.В. Настругова |
Научный руководитель | | | С.И. Михайлюк |
Тьютор Секретарь экспертного совета | | | А.В. Дорохов Т.Г. Гайманова |