СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет о подготовке к ЕГЭ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отчет о подготовке к ЕГЭ»

Система работы учителя по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ по истории и обществознанию

Дадова Вера Викторовна, учитель истории и обществознания

В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ. Вопрос этот беспокоит всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, учителей. В нашей школе с VI по XI класс мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. История России с 6-9 класс преподаётся по учебно-методическому комплекту под редакцией А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в формате ЕГЭ. В VIII-IХ классах происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией заданий всех 2-х частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ОГЭ и ЕГЭ. Для желающих 8-9 кл. сдавать по выбору экзамены по истории и обществознанию провожу факультативные занятия . ЕГЭ по истории по своей распространенности стоит на 3 месте после обществознания и физики среди экзаменов по выбору. Результаты ЕГЭ по истории требуются практически в любой гуманитарный ВУЗ. При сдаче экзамена выявляются «слабые стороны» в знаниях учащихся, которым я и уделяю особое внимание на факультативных занятиях, консультациях, уроках.

Это:

 знание дат, событий, их последовательности и взаимосвязей;

 периодов истории и их признаков;

 особенно знание периодов 1917–1941 гг. и 1945–1991 гг.;

 вопросы культуры;  усвоение сведений об исторических личностях;

 работа с картографической и иллюстративной информацией,

 умение анализировать историческую ситуацию;

 задания на аргументацию

Подготовку к экзамену по истории нужно вести:

- по периодам : восточные славяне в древности, Древнерусское государство, феодальная раздробленность и т, д.;

- по направлениям: внешняя политика, внутренняя политика, экономика, культура.

Собираю материал (учебно-методические пособия, тематические задания) по предмету:  Исторические даты.

 Термины и понятия по истории России

 Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по истории

 Таблицы по истории России

 Материалы по культуре России.

 Исторические карты.

 Исторические портреты

Оформляю в кабинете уголок по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию . Изучаем с учащимися кодификатор, спецификацию, демоверсию. Многие материалы хранятся в электронном виде или в печатном виде. Рекомендую книги, которые применяю в своей работе:

История:

1. Н. И. Крамаров История " Большой справочник" для подготовки к ЕГЭ, в котором излагаются основные вопросы истории России с древности до настоящего времени.

2. П. А. Баранов "Полный справочник для подготовки к ЕГЭ"( здесь большое количество наглядных схем и таблиц, словарь терминов и понятий, типовые задания частей 1 и 2 с развёрнутыми ответами .

3. Р.В. Пазин " Анализ исторического источника на ЕГЭ" ( тексты, задания и

модели ответов).

4. Р. В.Пазин " Тематические задания высокого уровня сложности".

Задание 24 КИМ ЕГЭ. Ответ должен состоять из двух частей: аргументации в подтверждение данной точки зрения и аргументации в её опровержение. Например:

5. В. В. Кирилов " Отечественная история в схемах и таблицах", это учебное пособие, в котором в сжатом виде даются основные сведения по истории России. Использование элементов наглядно-графического характера позволяет лучше понять и усвоить материал. 6. Н. И. Крамаров " Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ" 9 задания базового уровня сложности).

7. Р.В. Пазин "Тематические задания повышенного уровня сложности для подготовки к ЕГЭ.

8. Р.В. Пазин " 150 исторических личностей отечественной и всеобщей истории: материалы биографий".

И начинаем последовательное изучение материала. Здесь необходимо соблюдать последовательность для формирования хронологии событий истории России.

В работе по подготовке к ЕГЭ определяются основные этапы:  В начале обучения в 11 классе проводится входная диагностика по предмету , которая позволяет выявить степень готовности учащихся и пробелы в учебном материале.  Регулярно провожу мониторинги, тренинги по всем разделам ( см. приложение)  Большое влияние на результативность работы оказывают современные образовательные технологии. Я использую специальные диски по предмету, презентации ( см. приложение), а также средства интернета.  На консультациях и уроках отрабатываем тесты различного уровня сложности.

Обществознание – это один из самых сложных предметов в школьной программе. Он включает в себя сразу несколько учебных дисциплин (политология, философия, социология, право, экономика) . С первых уроков дети должны усвоить, что это серьёзный предмет, который требует серьёзного подхода. Обществоведческие дисциплины наполнены сложной терминологией, без знания которой, невозможно сдать ЕГЭ с высокими показателями. Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно манипулировать терминологией. Сегодня существует масса дидактической литературы, сборники задач, типовых экзаменационных вариантов под редакцией различных специалистов. Интересные методические разработки выложены учителями-предметниками в Интернет (например, «Как написать эссе»). В своей работе я обращаю внимание на такие источники: 1. М. Ю. Брандт «Толковый словарь». 2. П. А. Баранов «Справочник для подготовки к ЕГЭ». 3. П. А. Баранов «Обществознание в таблицах и схемах». 4. А. В. Махоткин, Н.В. Махоткина «Обществознание в таблицах и схемах». По обществознанию анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий:  анализ двух суждений;  классификация понятий, явлений, социальных объектов;  выбор позиций из предложенных; - дифференциация оценочных факторов и суждений;

- решение проблемных задач. В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий. Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется постоянная работа с текстами (см. приложение). Но самые большие проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Готовить учащихся к выполнению такого рода заданий необходимо также, начиная с 8-9-х классов. Следует использовать следующий прием. После прохождения некоторых тем учащимся предлагается дома написать рассуждение по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Современные образовательные технологии, применяемые при подготовке к ЕГЭ: Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. 1.Проблемное обучение (создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями ,умениями ,навыками и развитие мыслительных процессов.) 2.Разноуровневое (дифференцированное) обучение. 3.Модульно – блочное обучение (позволяет правильно организовать повторение) 4.Коллективная система обучения (организация образовательного процесса, при котором обучение происходит в сменных группах со сменой ролей). Следует отметить, что системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следующих принципов:

1) работа на высоком уровне сложности; 2) работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос; 3) работа в соответствии с разработанными алгоритмами выполнения заданий; 4) анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения; 5) постоянный тренинг в решении заданий; 6) тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.

1.Для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

2.Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.

3.В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания на сравнение сходных процессов, явлений; классификацию социальных объектов

4.При подготовке к ЕГЭ по обществознанию необходимо подбирать специальные задания, в которых учащиеся могли бы:

-моделировать различные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами.

- прорабатывать обобщенные понятия: при подготовке конкретизировать их фактами, примерами (как из области истории и обществознания, так и из смежных областей).

-регулярно заниматься с фрагментами научно-популярных текстов с целью

найти, интерпретировать и прокомментировать полученную информацию. Пользоваться материалами СМИ, анализировать и интерпретировать их.

Главное, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!