Отчёт
о проделанной работе по реализации образовательных областей в средней группе
«Веселые ребята» за 2015 – 2016 год
Воспитатель: Кочекова И.В.
Отчет о проделанной работе по реализации образовательных областей в средней группе «Веселые ребята» за 2015-2016 год.
Воспитатель: Кочекова Ирина Васильевна
В группе 25 воспитанников : 13 мальчиков и 12 девочек.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Работа группы «Веселые ребята » осуществлялась в соответствии с годовым планом МКДОУ «Детский сад №4 г. Облучье» на 2015-2016 учебный год, рабочей программой средней группы, исходя из основных годовых задач.
Основная направленность работы ДОУ на 2015-2016 учебный год: «Речевое развитие»
Цель: поиск и освоение новых технологий, как условие повышения профессиональной компетентности, способствующей качественным изменениям в деятельности ДОУ.
Задачи:
1) Повысить уровень педагогической компетенции педагогов посредством использования инновационных технологий в воспитательно- образовательном процессе.
2) Повысить эффективность работы с детьми по речевому развитию, коммуникативных способностей, взаимодействию с окружающими через совершенствование педагогического мастерства педагогов (выбор оптимальных форм, методов, средств технологий).
3) Совершенствовать работу с дошкольниками по развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, через детское экспериментирование во всех видах деятельности.
Работали по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС) под редакцией Васильевой.
Также программа предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
1. Общая характеристика группы.
В средней группе «Веселые ребята», МКДОУ «Детский сад №4 г. Облучье», из которых 13 мальчиков и 12 девочек. Полных семей 23, многодетных - 3 семьи, неблагополучных нет. В группе созданы равные возможности для самовыражения и саморазвития, как мальчиков, так и девочек. Предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Развивающая среда создана с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, с учётом основополагающих принципов построения. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию. В группе имеется достаточное количество дидактических, настольных игр и пособий, которые педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. В прихожей оформлены стенды с информацией для родителей, расписанием и режимом дня в ДОУ, фотографиями различных мероприятий, а также рекомендациями для домашнего чтения и разучивания, повторения.
2. Учебно-воспитательный процесс.
Образовательно-воспитательный процесс осуществлялся на основании общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Васильевой, общеобразовательной программы ДОУ, рабочей программы ДОУ, рабочей программы средней группы на 2015 - 2016г.
Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей работе использовала следующие средства воспитания:
- игровую деятельность;
- трудовую деятельность;
- личный пример взрослого;
- объекты природы;
- предметный мир и др.
Проводила различные формы работы:
- НОД;
- режимные моменты;
- работу с родителями;
- самостоятельную деятельность детей;
-совместную деятельность детей;
Педагогические задачи, которыми я руководствовалась в учебно-образовательном процессе, это:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- интеллектуальное развитие детей;
- воспитание нравственных качеств человека;
- приобщение их к общественным ценностям.
В своей работе с детьми ориентировалась на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, периодическую печать, Интернет-ресурсы:
(практический журнал «Воспитатель ДОУ «Творческий центр Сфера», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в деском саду» и др.
Систематически работала над оснащением предметно-развивающей среды.
Работала по основной общеобразовательной программе дошкольного образования под редакцией Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС.
1. Образовательная область: «физическое развитие».
Укрепляла физическое, психическое здоровье детей , использовала комплексную диагностику мониторинга состояния здоровья детей.
2. Образовательная область: «познавательное развитие».
Учила самостоятельно применять доступные способы познания, размышлять, развивала умственные способности.
3. Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие». Развивала устойчивый интерес, эмоционально – эстетические чувства, вкусы. Развивала творческую активность, воображение.
4. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Обогащала представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях. Способствовала развитию познавательной активности, любознательности: о себе, о семье, своих сверстниках. Развивала и обогащала словарь детей. Развивала трудовую деятельность, воспитывала ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и к их результатам. Формировала основу безопасности собственной жизнедеятельности, окружающего мира, природы. Воспитывала культурно-гигиенические навыки, формировала представления о здоровом образе жизни.
5. Образовательная область: «Речевое развитие».
Развивала речь детей, любовь к художественному творчеству, различать жанры литературных произведений, учила выразительно читать стихи.
6. Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)».
Учили совместно с музыкальным руководителем слушать и различать жанры музыкальных произведений, ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, исполнять песни.
Программа предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организуя деятельность детей, старалась развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Обучение предполагало НОД по подгруппам, и имело часто интегрированный характер. Назначение таких НОД состояло в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка. Все эти задачи решались совместно в тесном взаимодействии с семьей, все усилия были направлены на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий.
Воспитательно – образовательную работу в группе строила на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада. Это совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей: утренняя гимнастика, НОД по физическому развитию , употреблению луково-чесночной смеси, отвара из шиповника, который был очень любезно собран родителями, смазывание преддверия носа оксолиновой мазью, комплексные лечебно – оздоровительные мероприятия по программе «Растем здоровыми», проведение физкультминуток во время НОД , дыхательной и коррегирующей гимнастики после сна, прогулки и игры на свежем воздухе.
Средняя посещаемость в группе 75%, заболеваемость 21%. Причиной пропусков являлась редкая заболеваемость детей, а также пропуски по заявлению родителей.
В работе с детьми использовала различные методы для достижения хороших результатов: наблюдения, беседы, сравнение, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальную работу с детьми.
На протяжении всего учебного года вела тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Для этого было проведено родительское собрание, на котором родителям было представлено сообщение на тему: «Ребёнок в средней группе». Родители были ознакомлены с задачами на предстоящий учебный год, с психическими особенностями ребёнка данной возрастной группы.
В течении года для работы с родителями было проведено:
• Анкетирование;
• Консультации, в том числе индивидуальные;
• Работа с родительским комитетом;
• Совместное создание предметно-развивающей среды;
• Совместное оформление стен газет по дорожно-транспортному движению и оформлению витражных стендов по разным тематикам нашей групповой проектной деятельности;
• Совместное оформление папок-передвижек;
Были проведены конкурсы с воспитанниками и их родителями:
• «Игрушка на ёлочку своими руками»;
• «Поможем птицам перезимовать»(конкурс кормушек);
• «Книжки своими руками»(лекарственные растения нашего региона);
• Конкурс рисунков в рамках недели безопасности.
Совместно с музыкальным руководителем были организованы праздничные выступления воспитанников:
• Праздник ко дню знаний;
• Праздник, посвящённый наступлению осени;
• Новогодний утренник;
• Праздник посвященный «Дню защитника отечества»;
• Утренник, посвящённый празднованию 8-го марта.
На протяжении всего учебного года детей радовали артисты с выездными театральными постановками.
Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый. Хоть и на протяжении всего учебного года я активно сотрудничала с родителями воспитанников, некоторые родители остались не вовлечены в воспитательный процесс и работу ДОУ. Многим из родителей некогда, некоторые не считают нужным проявлять интерес к жизни группы. Поэтому, чтобы родители не теряли в дальнейшем интерес к деятельности группы, в следующем учебном году одной из задач будет, внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников ДОУ.
Дальнейшие направления в работе:
1. Изучение новинок методической литературы.
2. Пополнение предметно-развивающей среды.
3. Продолжить работу в таких областях как «Речевое развитие (развитие речи)», «Познавательное развитие (ФЭМП)»
4. Внедрение инновационных форм работы с родителями.
Выводы:
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала, показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в моей работе с коллегами, руководителем, со старшим воспитателем, родителями. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
Знания и навыки, полученные на НОД , систематически закрепляла и продолжаю применять в разных видах деятельности детей. Использую дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащаю математические представления через наблюдения и явлений предметов.
В работе с детьми использовала различные методы: наблюдение, беседа, сравнение, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми.
Большое внимание уделяла развитию звуковой культуры речи детей, внедряя в процесс воспитания театральные игры, обыгрывание ситуаций, ведение диалогов, составление описательных рассказов, пересказ небольших произведений и сказок, разучивание стихотворений, потешек, скороговорок, чистоговорок.
Для этого мною , совместно с родителями была проведена работа по пополнению уголка театральной деятельности – рукавички героев, настольный театр, пальчиковый театр, костюмы героев для детей.
Была проведена акция «Подари книгу».
Группа участвовала в районном мероприятии для воспитателей с показом – театрализации сказки «Кошкин дом».
Для повышения речевой активности еженедельно ставлю в задачу выучить три стихотворения. В конце каждого сезона раздаю в печатном виде весь материал, который был разучен совместно с детьми, родителям, для домашнего индивидуального повторения и контроля.
В конце каждого месяца проводила литературные викторины, развлечения «По следам знакомых произведений».
Показали сказку детям младшей группы «Теремок».
В начале года был мною проведен мониторинг.
По его результатам мною было увеличено количество индивидуальных занятий по речевому развитию: составление рассказа по картинке, описание игрушки, заучивание стихотворений с плохо говорящими детьми , упражнения по звуковой культуре речи. Вела углубленную работу по заучиванию скороговорок, чистоговорок, с детьми в течение всего учебного года. Проводила артикуляционную гимнастику, развивала и совершенствовала фонематический слух через систему игр и упражнений.
Мониторинг в конце учебного года выявил положительную динамику во всех образовательных областях.
Воспитательно-образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды.
В связи с этим, постаралась создать в своей группе предметно- развивающую среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
Созданная предметно-развивающая среда позволяла обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяла решить конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивала их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Все групповое пространство распределила на зоны, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Такая организация пространства являлась одним из условий среды, которое дает возможность приблизиться к позиции ребенка.
Для построения развивающей среды в группе выделила следующие принципы:
•принцип открытости;
•гибкого зонирования;
•стабильности-динамичности развивающей среды.
Так, в предметно-пространственную среду зоны включила не только искусственные объекты, но и естественные, природные, есть место для проведения элементарных опытов, экспериментов. Основной целью этой деятельности ставила знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).
Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимались в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировали сказки, устраивают игры-драматизации.
Созданная эстетическая среда вызывала у детей чувство радости, эмоционально- положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащению новыми впечатлениями и знаниями, побуждению к активной творческой деятельности, способствованию интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Взаимодействуя с окружающей средой, дети не только познали свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладели языком социального общения, одной из форм которого являлось установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинался процесс формирования элементарных социально-коммуникативных навыков.
В частности в группе создан уголок уединения, в уголке для сюжетно-ролевых игр есть оборудование для игр, которое позволяет детям играть и забывать на время о проблеме расставания с родными. В уголке сказок и книг дети смогли играть в тишине с героями любимых сказок, рассказывали им о своих проблемах.
В группе также создана обстановка для художественно-эстетического развития способностей детей. Дети могут свободно подойти к уголку для изо. деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя при этом , самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарков родителям. Всё это способствовало раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также стараюсь воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравилось играть с игровыми модулями в музыкальном зале , играть с мелкими игрушками в уголках дорожного движения и уголке природы.
В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Старалась создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.
В группе также оформлен: «Театральный уголок» с достаточным оборудованием, в группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.
Интересные события в жизни группы:
В течение квартала старалась разнообразить жизнь детей в детском саду, как можно больше насытить её интересными мероприятиями.
На протяжении этого времени проводила планомерную работу с родителями. Проводила консультации: «Сегодня дети не такие как прежде», «Чем и как занять ребёнка», «Культура общения со взрослыми и сверстниками», «Как учить вежливости ребёнка: дома и в гостях», «Советы родителям по охране жизни и здоровья», «Кого и что хвалить: самого ребёнка или его дела?», «Необходимость воспитания культуры поведения», «Первая помощь при несчастных случаях», «Театр, как средство развития речи дошкольников».
Также, согласно плану, проводила родительские собрания, помещала статьи в родительский уголок. Давала диски для домашнего просмотра познавательных мультфильмов и печатный материал на закрепление пройденного материала по недельному изучающему проекту.
Провела спортивные и музыкальные развлечения.
Были организованы мероприятия «Золотая осень», День матери» «Новогодняя сказка», где мои дети выступили на «отлично»
Также принимали участия в конкурсах: «Подарки осени», «Сервировка стола», «Самая красивая елка» конкурс украшений групп на новогодний праздник «Зимняя сказка»
Перспективы и пожелания для себя на следующий год:
1.В дальнейшей своей работе я буду продолжать уделять большое внимание речевому развитию детей во всех областях непосредственной образовательной деятельности.
2. Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей, укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей.
3. Продолжать принимать активное участие в мероприятиях на всех уровнях и детского сада.
4.Развивать познавательную активность детей через обогащение и представление об окружающем мире.
5. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
6. Продолжать целенаправленно работать с детьми по всем образовательным областям.
7. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями.
8.Продолжать совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС ДОУ.
9.Повышать свой уровень педагогического мастерства путем самообразования.