Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Уцмиюртовская средняя общеобразовательная "
Муниципального района «Бабаюртовский район»
Открытый урок русского языка во 2-ом классе
"Путешествие по стране "Части речи"
Провела:Учитель начальных классов
МКОУ « Уцмиюртовская СОШ»
Далгатова Халисат Аслановна
Цели
формирование у учащихся умения отличать части речи;
развитие представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
Оборудование:
презентация Power Point «Части речи» (Приложение 1), компьютер, проектор;
паровозик с вагонами;
раздаточные листы для детей (Приложение 2);
макет ладошек детей – перфокарта;
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.
Ребята, посмотрите внимательно на облака. Какое облачко вам больше нравится?
Я рада, что у вас хорошее настроение.
II. Объявление темы урока.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг, полным – полно,
А безымянных – нет.
– Сегодня мы совершим путешествие на веселом поезде по стране «Части речи».
– А для нашего путешествия, как вы думаете, что необходимо? Багаж знаний.
– А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечатьправильно, полными ответами.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
– Вот мы и на вокзале. Нам нужны билеты для того, чтобы отправиться в путь, но чтобы получить их, необходимо выполнить 1 задание.
Станция, с которой мы отправляемся, называется «Чистописание»
III. Минутка чистописания.
Внимательно посмотрите на данную запись:
Большой – маленький
Сухой – ?
Старый – ?
Твердый – ?
– Определите вид задания, и вы, узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные, начинающиеся с буквы м:
большой – маленький
сухой – мокрый
старый – молодой
твердый – мягкий
Значит, мы будем писать букву м.
– Определите порядок следования букв в этом ряду: Мло омл лом…
– Последняя буква в каждой ячейке становится первой.
– Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
– Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получаете билеты.
– Все в вагоны! Наше путешествие продолжается.
IV. Актуализация знаний.
– При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи?)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная).
– Из чего состоит наша речь? (Из слов).
– Составьте слова, из данных букв: (омлет, ломать, молодой, молодец, молоко, молочный…)
– Что вы, сейчас записали? (Слова)
– Вот сегодня мы посвятим СЛОВУ урок.
Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно
Слова, слова, слова …
– Что вы знаете о словах?
– У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие признаки, третьи – их действия. Есть такая группа слов, которые ничего не называют. Что это за слова?
– Это предлоги, союзы. Они помогают всем словам связываться друг с другом в предложении.
– Путешествуя по стране, вам предстоит запомнить названия тех частей речи, которые вы начали изучать, научиться их различать, распределять слова к нужной части речи.
V. Изучение нового материала.
– Мы прибыли на станцию «Словознайка»
– На этой станции три домика: желтого, синего, зеленого цветов.
– Эти домики с секретиками! А вы любите секреты? Наш поезд не сможет поехать дальше, пока мы не выполним задания – секреты.
1. Вам предлагается задание желтого домика
– Прочитайте. Распределите на 2 группы. Придумайте по 2 слова в каждый столбик.
(Задание выполняется в паре). Назовите орфограммы.
(А,а)ндрей, (Ж,ж) учка, (Я,я) блоко, (К,к) апуста, (Щ,щ) ука.
– На какие 2 группы вы разделили данные лова? Почему?
– Что такое имя существительное?
– На какие вопросы отвечает имя существительное?
– К каким существительным ставят вопрос Кто?, а к каким Что?
– Какая часть речи живет в желтом домике?
А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
Ученик:
Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы КТО? И ЧТО?
Отвечать оно должно.
Физкультурная минутка.
Молодцы, ребята! Едем дальше. Наш путь лежит через лес Здоровья, чтобы его преодолеть и попасть в домик синего цвета, надо отдохнуть.
Руки в сторону поставим,
Правой – левую достанем.
А потом наоборот,
Раз-хлопок, два – хлопок.
Повернись еще разок!
1-2-3-4
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз,
И за парты вновь садись!
2. Мы подошли к домику синего цвета давайте узнаем, какие слова поселились там, выполните следующее задание – секрет: Поиграем в игру «Найди разницу»:
– Назови те слова, которые можно отнести к медведю, белке, небу.
У каждой группы в тетради есть таблица с определенным предметом, соедините линиями нужное слово. Придумайте по два признака к своему предмету, запишите под таблицей слов.
1 группа: Медведь (косолапый, хищный, серый, зубастый, трусливый, бурый).
2 группа: белка (пугливая, запасливая, жадная, хищная, ловкая, ушастая).
3 группа: небо (синее, длинное, безоблачное, пасмурное, зеленое, быстрое).
– Как вы определили, какое слово подходит к вашему предмету?
– Как называется часть речи, которая отвечает на эту группу вопросов?
– Что такое имя прилагательное? С какой частью речи оно связано?
– Что обозначают имена прилагательные?
– Для чего нам нужны прилагательные?
– Составьте предложение с любым прилагательным и запишите его.
(Проверка записанных предложений).
– Молодцы! Пожмите друг другу руки.
– Как называется часть руки, которой вы соприкоснулись друг с другом? (Ладонь)
– Возьмите ладошки, которые мы приготовили на уроке труда.
– Ладошки, какие? (Разноцветные)
– На ладошках перфокарты.
Поиграем в игру «Музыкальные прилагательные». Если услышите прилагательное, то поставьте точку в квадрат, прилагательное запомните.
(Взаимопроверка: учитель читает слова, дети проверяют, ставят оценки).
VIII. Рефлексия.
– Было интересно…
– У меня получилось…
– Было трудно…