Письменный отчёт
об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных,
в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя начальной школы МКОУ "Сулейбакентская СОШ" Кабтаровой Заиры Запировны
Основным направлением работы в школе я считаю развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию. Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую современные образовательные технологии.
В своей педагогической деятельности регулярно применяю информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют лучшему усвоению учащимися программного материала, расширяют их кругозор и познавательную активность. Формируется наглядно-образное мышление, ребенок учится планировать, прогнозировать результаты своих действий. При этом развивается знаковая функция сознания.
Широкое применение ИК существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования коммуникационных технологий. В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
- подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, собственные презентации к урокам );
- ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
- электронная почта;
- составление отчётов;
- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
- проведение родительских собраний и лекториев;
- музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
Систематическое использование электронных образовательных программ в сочетании с традиционными методами обучения значительно повысило эффективность образовательного процесса. Широко применяю готовые компьютерные презентации, использую их на всех этапах образовательной деятельности: при подготовке учащихся к усвоению новых знаний, при их закреплении, рефлексии. С помощью компьютерной программы Microsoft Power Point самостоятельно работаю над созданием медиотеки, привлекаю в этот процесс учащихся. С помощью презентации увлекательно, доступно и наглядно знакомлю детей с научным материалом. Образовательная деятельность с использованием ИКТ в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Анализ уроков с применением ИКТ показал, что познавательная мотивация и активность увеличивается, облегчает овладение сложным материалом.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В урок включаю гимнастику, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности». Во внеурочной деятельности я провожу с ребятами беседы о ЗОЖ. Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз.
В своей работе стараюсь применять разные современные образовательные технологии. Это, в первую очередь - игровые. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как мне, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью я решаю какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
-для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
-в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Важное место в современной школе занимает проектная деятельность учащихся. И я стараюсь применять эту технологию на своих уроках. Использую метод проектов на уроках кубановедения, окружающего мира. Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а организовать самостоятельный познавательный процесс. Конечно, малыши, только начинающие осваивать компьютер, пока не создают собственные презентации. Однако, большинство ребят активно, собирают материалы на предложенную тему проекта. Между ними возникает своего рода конкуренция: кто быстрее разыскал информацию, кто раздобыл редкие сведения и факты?
Особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Главная ее цель — увлечь детей поиском, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Предметы начальной школы дают возможности для разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы, с которыми ребята затем принимают участие в научно-практических конференциях.
Результатами стали проекты:
- «Волшебное превращение молока»,
- «Зачем хомяк набивает щёки».
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Чаще всего проблему ставлю в начале урока или на этапе первичного закрепления, где детям предоставляю, к примеру, возможность самостоятельно определить тему урока или вывести правило, опираясь на предложенный материал. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников.
Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
Технология сотрудничества. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах начинаю с диагностики уровня знаний и возможности каждого ученика по предмету, а затем уже применяются групповые формы работы:
-учебные пары (создание пар: сильный ученик и отстающий, два слабых ученика, два сильных ученика);
-обучение в команде (формирование однородных группы и выбор лидера);
-малые группы «слабоуспевающих» учеников (тренинг для закрепление изученного материала)
-малые группы «сильных учеников» (метод проблемной ситуации, «мозгового штурма»)
-выполнение домашнего задания в группах, которые формируются по интересам.
Работая по данной технологии приходится играть новую, не менее важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством, необходимо помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы
Результатами применения перечисленных образовательных технологий являются стабильно высокое качество знаний по предметам (68-75%), участие и призовые места моих учеников в школьных научно-практических конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах. Кроме этого применение здоровьесберегающих технологий дает возможность сохранять здоровье школьников, формировать у них необходимость вести здоровый образ жизни.
Вывод: современные технологии позволяют разнообразить урок, сделать его более насыщенным. Информационн-коммуникационные технологии дают возможность осуществлять различные виды контроля. Используемые технологии помогают мне решать многие педагогические задачи, я и в дальнейшем буду применять их в своей деятельности.
Учитель начальных классов
МКОУ "Сулейбакентская СОШ" Кабтарова З.З.
Директор
МКОУ "Сулейбакентская СОШ" Магомедов Р.Г.