МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
города Мичуринска Тамбовской области
Отчет по площадке за учебный год по теме: «Патриотическое воспитание» Средняя группа
Воспитатель
Нестёркина Татьяна Борисовна
2025г.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста раскрываю следующим образом:
- приобщаю детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомлю с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- провожу целевые наблюдения за состоянием объектов в разные сезоны года, организую сезонный труд в природе: посев цветов, овощей, посадку кустов, деревьев и др.;
- организую творческую, продуктивную, игровую деятельность детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.
В группах №6 и №12 работа по патриотическому воспитанию проводилась с применением разнообразных форм и методов.
Свою работу по патриотическому воспитанию я связываю с другими формами ознакомления детей:
беседы;
личный пример;
игры
занятия.
1. Познавательные занятия:
Посвященные изучению государственных символов России. (по ознакомлению с окружающим, рисование)
По ознакомление с родным городом «Мой Мичуринск»
По ознакомлению с русскими народными промыслами «Ярмарка»
По знакомству с народной игрушкой – матрёшкой «Наша добрая Матрешка»
Все профессии важны-все профессии нужны»,
«Моя семья»,
2. Беседы:
«Символика нашей страны»,
«Президент РФ»,
«Важные профессии»,
«Как надо здороваться»
3.Дидактические игры и упражнения:
«Закончи предложение»;
«Слова любви к Родине»;
«Составь флаг», «Составь герб»;
«В магазине»;
«Профессии»,
«Найди дерево».
4.Чтение художественной литературы:
В.Гусев «Я - русский человек…», «Берегите Россию»
В.Орлов «Родное»
Ф.Глинка «Москва»
З.Александрова «Родина»
С.Орлов «Родина»
В.Степанов «Наша армия»
Г. Ходырев «Пограничник»
Е.Осетров «Москва»
Е.Осетров «Большой театр»
В.Берестов «Богатыри»
Ю.Яковлев «Мама»
И. Токмакова «Красная площадь»
5.Развивающие игры:
«Кто больше назовёт улиц»,
«Над – под - между (флаг)»,
«Найди отличия».
6.Сюжетно-ролевые игры :
«Семья»,
«Детский сад»,
«Магазин»,
«Шофёры»,
«Больница»,
«Строители».
7. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводились:
Выставки поделок:
«Дары осени»,
«День пожилого человека»,
«День отца»,
«День Матери»,
«День солидарности народов Тамбовской области»,
«День семьи»,
«День России»,
«День Победы»,
«Патриотический уголок»,
Мероприятия для родителей «Патриотическое воспитание детей 4-5 лет».
Все это помогает детям расширять свои знания и развивать патриотические чувства. Для того, чтобы дети хорошо усвоили все, с чем их знакомят они должны знать историю своей страны, в этом им помогают родители, без их помощи мне - воспитателю сложно было бы работать, поэтому большую методическую работу я провожу с родителями: это консультации, беседы, наглядный демонстрационный материал, папки для родителей, выставки рисунков детей, оформление патриотических уголков, в которых есть вся символика государства: герб, флаг, текст гимна, книги о войне, военная атрибутика.
И конечно, эффективность работы с родителями зависит от психологического микроклимата и настроя, который налаживается в повседневном общении между мной и родителями детей моей группы.
Мы искренне надеемся, что представления, полученные в детском саду, станут основой для получения фундаментальных знаний о стране, обществе и формирования духовно-нравственных личностей с активной жизненной позицией, способных к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Всероссийский детский творческий конкурса «Сквозь года ...» Малюта Виктория Романовна победитель 2 место, возрастная группа от 3 до 6 лет Диплом №4469738810 от 16.05.2022г.
II Всероссийский дистанционный конкурс творческих инициатив «Пасхальная радость», посвященный празднику Воскресения Христова в русском церковном и народном календаре:
- Дубинина Евангелина Николаевна лауреат 2 степени в номинации «Декоративно-прикладное творчество»;
- Зацепин Степан лауреат 3 степени в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
Разместила в сети Интернет на сайте «Мультиурок» конспект ООД в средней группе «Моя семья» https://multiurok.ru/files/konspekt-ood-v-srednei-gruppe-moia-semia.html.