Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию "Мнемотехника"»
Отчет по самообразованию на тему:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через приемы мнемотехники»
Речевое развитие – самое важное направление развития личности ребенка. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир. Речевое общение активизирует познавательные процессы. Поэтому главная моя задача – вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувствительное познание.
Цель - работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехник.
Задачи:
Образовательные : способствовать упрощенному процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений, благодаря последовательному отражению их в картинках; активизировать словарный запас.
Развивающие: мелкая моторика рук, зрительное внимание, грамматический строй речи.
Воспитательные: формирование интереса к художественной литературе.
Я использовала (изучила) такую литературу:
Методическое пособие Н.В.Нищева «Обучение детей по опорным картинкам».
Статья – «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи». (Омельченко Л.В., логопед, 2008г).
Методическое пособие Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехник в обучении рассказывании детей дошкольного возраста.
На основе изучения этого материала я сделала вывод , что этот метод оказывает положительное на развитие речи дошкольников. Дети эффективно запоминают, сохраняют и воспроизводят информацию.
Использование мнемотаблиц, мнемосхем для дошкольников сейчас очень актуально.
Мнемотехника – это искусство запоминания, система методов и приемов, которые помогают ребенку успешно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышлению, зрительной и слуховой памяти.
Сначала в этом направлении я использовала мнемоквадраты ( простые) . Этот прием позволял детям понять, что каждый предмет имеет свое название. Дальше была мнемодорожка (несколько схематических картинок, расположенных линейно). Мы составляли сначала короткие рассказы на различные темы: «Фрукты», «Овощи», «Игрушки». Для составления описательных расскзов составляла цветные мнемотаблицы.
Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы на следующие темы: «Мебель», «Овощи», «Времена года», «Животные», «Насекомые», «Деревья», «Растения», «Профессии» и многие другие.
Так же с детьми часто играли в дидактические игры: «Опиши предмет»?, «Кто это»? ,»Да –нет», «Какая картинка лишняя».
Для родителей проводила индивидуальные консультации по данному материалу, рассказывала как в домашних условиях изготовить мнемотаблицы, мнемосхемы, выставляла ознакомительные папки по этой теме. При дальнейшей работе также планирую использовать мнемотехнику.