Отчет о работе ШМО учителей биологии, географии, химии
по итогам работы за 2022-2023 учебный год
МБОУ ООШ с.Салихово
В 2022-2023 учебном году методическое объединение учителей биологии, химии, географии прдолжает работать над темой: «Внедрение современных образовательных технологий в целях повышения качества образования по биологии, химии, географии, физике в рамках ФГОС».
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
1. Повышение квалификации педагогов по проблемам:
- переход на новые учебные стандарты (формировать ключевые компетентности обучающихся):
- проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у школьников системы ключевых компетенций;
- произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
- внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы.
2. Использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе с целью развития личности учащихся, их творческих и интеллектуальных способностей, а также улучшения качества обученности.
3.Усиление работы с одарёнными детьми и организация целенаправленной работы со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания, осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся, совершенствование внеурочной деятельности согласно ФГОС.
4.Повышение уровня подготовки учащихся к ОГЭ по биологии, географии, химии через внедрение современных образовательных технологий.
5.Продолжение работы по совершенствованию педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня посредством:
• Выступлений на методических объединениях и педагогических советах;
• Работы по теме самообразования;
• Творческих отчетов;
• Публикаций в периодической печати;
• Открытых уроков для учителей-предметников;
• Проведением недели биологии, географии, химии.
• Обучением на курсах повышения квалификации;
• Участием в конкурсах педагогического мастерства.
Методическое объединение работало над совершенствованием педагогического мастерства путём самообразования, что нашло отражение в определении ключевых проблем самообразовательной работы, в выступлениях на заседаниях МО по таким темам:
Темы самообразования:
Жданова Г.М. «Методическое сопровождение педагогов по повышению качества подготовки учащихся к ГИА по химии» Жданова Г.М. «Методика подготовки к ГИА по химии» Жданова Г.М. «Преподавание биологии в условиях реализации ФГОС» Жданова Г.М. «Преподавание химии в условиях реализации ФГОС» Жданова Г.М. «Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии в свете требований ФГОС»
Учителями МО использовались следующие инновационные технологии:
Проблемное обучение
Проектное обучение
Развивающее обучение
Здоровье сберегающие технологии
Использование ИКТ
Использование нестандартных форм урока.
Данные технологии применяются учителями МО на уроках и во внеурочной деятельности.
Анализ тематики заседаний МО
За отчетный период было проведено 4 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:
1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей
2. Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьных и районных олимпиад, участие в областных олимпиадах, интеллектуальных играх и марафонах.
3. Методика создания систематизации дидактического материала уровнего контроля (тесты).
4. Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися.
5. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
6. Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации.
7. Планирование проведения предметной недели.
На своем опыте члены МО убедились в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему со стороны учеников и коллег.
Также проводилась работа по подготовке к предметным олимпиадам школьного и районного уровня.
Результаты проведения второго (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников следующие:
7 класс – 1 призер по предмету «Биология»
В течение учебного года были проведены следующие мероприятия по подготовке обучающихся к ОГЭ:
1 Составлен план работы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в 2022-2023 учебном году.
2. Организовано изучение нормативных и инструктивных материалов, изменениях в ГИА.
3.Разработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ОГЭ
5. Проведены мероприятия учебно-методического характера по качеству образования выпускников:
- изучены структуры контрольно-измерительных материалов ЕГЭ-2023;
- организованы дополнительные занятия для учащихся с использованием единого банка заданий на сайте ФИПИ – 2023г.;
- проведены диагностические работы по предметам с целью определения готовности учащихся к государственной итоговой аттестации.
Анализ отчетов учителей-предметников ШМО и классных журналов показал, что по биологии, химии и географии теоретическая и практическая часть программы за 2022-2023 учебный год пройдена полностью, отставания нет.
Анализ работы МО позволяет сделать вывод, что имеются некоторые проблемы:
-Методическому объединению необходимо направить деятельность учителей на поиск новых форм и методов целенаправленной работы с одаренными детьми, своевременное выявление и оказание поддержки обучающимся, проявляющим повышенный интерес к изучению предмета, проведение мониторинга индивидуальных достижений учащихся;
-Шире использовать на уроках современные технологии обучения;
-Каждому учителю-предметнику разработать мероприятия по повышению результативности обучения;
-Больше внимания уделять развитию творческих способностей учащихся, используя индивидуальную работу и привлекая их к выполнению исследовательской работы, написанию проектов по предметам;
-Особое внимание в уходящем учебном году стоит обратить на результаты независимой оценки качества знаний учащихся – результатам Всероссийских проверочных работ. Особое внимание учителям-предметникам в следующем учебном году при подготовке к ВПР стоит обратить на умение раскрывать роль биологии, географии в практической деятельности людей; на умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Традиционно большое внимание уделялось диагностике и мониторингу качества знаний учащихся.
Анализируя работу МО учителей биологии, химии, географии, физики за 2022-2023 учебный год хотелось бы определить рекомендации по работе в следующем учебном году:
- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
- участвовать в подготовке и проведении семинаров с целью обмена опытом;
- осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий;
- провести предметную неделю с целью совершенствования профессионального мастерства учителей, вовлечения учащихся в творческую деятельность.
Результатом работы членов нашего МО можно считать:
-стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся;
-сохранение положительной мотивации учащихся к изучению биологии, географии, химии;
-системный подход к анализу и планированию своей деятельности;
-использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся;
-методические умения педагогов по применению инновационных технологий;
-систематическое участие членов МО в курсах повышения квалификации;
-активная работа учителей над темами самообразования.
Реализуя образовательную программу школы, участвуя в экспериментах по совершенствованию структуры и содержания общего образования МО учителей географии, биологии, химии в основном с задачами за 2022-2023 учебный год справилось.
2. Активизировать работу с одаренными детьми по подготовке их к олимпиадам и научно-практическим конференциям.
3. Совершенствование профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения.
4. Способствовать повышению профессионального роста учителей через аттестацию и курсовую переподготовку.
5. Активно внедрять в преподавание предметов естественно-научного и общественно-научного циклов современные технологии, в т.ч. информационные.
6. Осуществлять проведение предметной недели, открытых уроков, посещение семинаров для повышения мастерства педагогов.
7. Выявление, изучение и оценка результативности опыта членов МО; его обобщение и распространение.
8. Работа с мотивированными обучающимися, обеспечение развития у них креативности; включение школьников в активную познавательную исследовательскую деятельность; организация интеллектуальных игр, олимпиад, конференций, конкурсов.