СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет

сохранение и укрепление  психологического здоровья  обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Отчет сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся»

Отчет

сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся

педагога-психолога МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»

МО «Унцукульский район»

Джаватхановой Альбины Ахмедовны



Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:

1. Проведение тематических классных часов для учащихся. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Основные темы классных часов: «Стратегии поведения в конфликте», «Психология общения», «Способы снятия стресса», «Мир труда и профессий».

В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих данное направление деятельности можно считать эффективным.

2. Выступления на родительских собраниях. В течение учебного года педагогом-психологом были проведены классные и общешкольные родительские собрания по темам:

5 класс: «Возрастные особенности младших школьников», «Трудности адаптации пятиклассников к школе», «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника», «Особенности семейного воспитания»;

  • 6-е классы: «Подростковый суицид», «Причины неуспеваемости ребенка», «Переходный возраст: особенности контакта с подростками»;

7-е классы: «Этот трудный подростковый возраст», «Роль родителей в формировании положительной мотивации детей к школе», «Стили семейного воспитания»;

8-е классы: «Возрастные особенности подростков», «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»;

9-классы: «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», «Психологические особенности подготовки к ГИА. Психологическая поддержка выпускников»;

10 класс: «Роль семьи в становлении личности», «Роль самооценки в формировании личности», «Юность и ее психологические проблемы»;

11-е классы: «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ. Психологическая поддержка выпускников».

В целом все выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

3. Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними.

Задачами данного вида просветительской деятельности является: повышение психологической грамотности; осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.

4. Выступления на педагогическом совете и методических объединениях. Тема выступлений «Адаптация 5 класса», «Профилактика неуспеваемости школьников», «Взаимодействие с агрессивными детьми», «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога».

Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности педагогического коллектива, ознакомление с рекомендации по работе с детьми девиантного, агрессивного поведения. Рекомендации педагогам «Как обращаться с учащимися 5-го класса в период адаптации к новым условиям»,

Личность ребенка и его здоровье – абсолютная ценность на Земле, в этом – цель, средство и результат гуманизации и модернизации образования. Признание ценности ребенка, как личности, его прав на свободу, социальную защиту, проявление его индивидуальности является основным направлением в реализации принципов концепции сохранения и укрепления здоровья детей в условиях современной школы.

Эти принципы находят свое воплощение в “индивидуальном образовательном маршруте”, который учитывая индивидуальные особенности, возможности и интересы ребенка обеспечивает оптимальные условия для его развития.

Деятельность педагогов, психологов, социальных педагогов содействующих выбору оптимального образовательного маршрута, направлена на воспитание всесторонне, гармонично развитой личности.

Кто же такой гармонично развивающийся человек? Гармонично развивающийся человек в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, и использует их как опыт последующей жизни. Его развитие не останавливается с завершением школьного обучения и осуществляется на протяжении всей жизни. Оно осуществляется в рамках принятых данной культурой и обществом. Такой человек сможет успешно выполнять социальные и семейные функции, т.е. будет адаптирован к окружению и сможет творчески изменять его.

Данную совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем.

Большинство педагогов и родителей под здоровьем, прежде всего, понимают здоровье физическое. А всемирная организация здравоохранения под здоровьем понимает не только отсутствие болезней но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Насколько здоровье физическое связано со здоровьем психологическим? Здесь нужно отметить, что само использование термина “психологическое здоровье” подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того и другого для полноценной жизни – развития. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как “психология здоровья” – “наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития” (В. А. Ананьев). В рамках этого направления подробно рассматривается влияние психических факторов на сохранение здоровья и появление болезни. И само здоровье видится не как самоцель, а как условие для самоосуществления человека на Земле. Поэтому опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. Т.е. если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и пр., то психологически здоровый человек, вероятней всего, будет здоров и физически.

Существует и еще одно научное направление, поддерживающие положения психологии здоровья – психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Также можно наблюдать тенденцию расширения психосоматических заболеваний, поскольку по мере развития науки во все большем количестве заболеваний прослеживается их психическая обусловленность.

Таким образом, сохранение и коррекцию нарушений психического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы школьного психолога в рамках работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Работа в данном направлении ведется, психологической службой школы, со всеми участниками образовательного процесса.

Так целью работы с педагогическим коллективом и родителями стало формирование общего воспитательного “поля” вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых.

С этой целью ежегодно проводятся семинары для учителей первых классов и педагогов, работающих с пятиклассниками. На этих семинарах мы вспоминаем особенности детей данного возраста, методы, эффективные в работе с ними.

Не остается без внимания и психологическое здоровье самих педагогов, в рамках семинара-практикума знакомимся как с теорией эмоционального выгорания, так и с практическими приемами его профилактики и преодоления.

Также, в рамках семинаров-практикумов для педагогов, знакомимся с методами эффективного взаимодействия с родителями.

Работа с родителями начинается со знакомых для них форм, т.е. те участие в которых от них потребует минимальной активности. А затем по мере появления доверия включаем методы с постоянным повышением активности родителей, применяя менее знакомые методы.

“Лесенку” таких методов можно представить так:

  1. Информационные методы: информационные тексты (стенд “Для вас, родители”), короткие информационные сообщения на родительских собраниях, информационные лекции;

  2. Проблемные методы: проблемные лекции, “круглые” столы, детско-родительские мероприятия, тренинги.

  3. Индивидуальное консультирование.

Основным направлением деятельности психологической службы МКОУ «Ирганайская СОШ» по сохранению психологического здоровья является создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся в ходе непрерывного образования, так как адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения, при переходе с одной ступени обучения на другую, обеспечивается за счет значительного напряжения функциональных систем организма. А это является предпосылкой к ухудшению здоровья.

Деятельность психологической службы, по сохранению и укреплению здоровья, является неотъемлемой частью системы работы коллектива школы в целом.

Психологом проведено диагностическое обследование воспитанников: 1, 4, 5-11 классов. Обучающиеся были обследованы на проявления тревожности, самооценку, темперамент. Старшеклассники обследованы на профессиональные предпочтения, а первоклассники на отношение к школе, выявление школьной тревожности. По результатам обследования большинство школьников имеют нормальный показатель тревожности, у нескольких школьников диагностируется повышенный уровень тревожности, обусловленный характерологическими особенностями. Показатели высокого уровня тревожности среди воспитанников не выявлены.








Директор

МКОУ «Ирганайская СОШ» А.М. Магомедов


Психолог А. А. Джаватханова

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!