Отчет о проведении исследования в действии
Я работаю в средней школе №24 уже десятый учебный год. Наша школа с казахским и русским языками обучения гуманитарного направления.
Изучив возможности и контингент учащихся нашей школы, я сделала вывод, что учащиеся не проявляли особого желания использовать ИКТ в развитии познавательной деятельности.
Наша школа находится в поселке Пригородный, где основная масса детей проживает в дачных массивах, то есть материальные возможности многих детей не позволяет максимально пользоваться ИКТ. И поэтому в школе я максимально стараюсь использовать ИКТ, так как у многих детей нет достаточного доступа к интернету. Дети шли ко мне на урок с удовольствием. Я хотела убедиться в том, что дети действительно могут применять ИКТ, а не идти в кабинет информатики для того, чтобы посидеть за компьютером.
Тема развития школы: «Формирование у учащихся интеллектуальных, личностных навыков через применение инновационных и информационно-коммуникативных технологий». Тема развития школы и потребности учащихся подтолкнули меня взять на исследование модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении» и рассмотреть ее в познавательной деятельности.
Я, как учитель информатики, изучив программу курсов повышения квалификации второго уровня, решила провести исследование в действии по теме «Как применение информационных и коммуникационных технологий влияет на развитие познавательной деятельности на уроках информатики». Выбранная мною тема является актуальной в контексте темы развития школы.
На первом этапе прохождения курсов «Лицом к лицу», я узнала о новых подходах и методах обучения и 7 модулях Программы, которые я постаралась внедрить во время практики в школе. Аудиторные занятия в активной форме дали мне толчок для внесения изменений в свою педагогическую деятельность. Для меня, как учителя информатики, очень близким оказался модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении» (Руководство.)
Информационно-коммуникационные технологии прочно вoшли в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. От качества подготовки учителей, уровня их профессиональных компетенций зависит качество подготовки выпускников.
«Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) сопряжено со своевременным внесением изменений в систему использования и оценивания знаний. Следовательно, динамично меняются способы обучения, методики и технологии. Следовательно, крайне важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании обучении» (Руководство для учителя, стр. 262). До прохождения курсов в основном на своих уроках ИКТ я применяла в виде демонстрации, показа слайдов, видеофильмов и т.д. И я ставила цель использовать ИКТ в познавательной деятельности, обосновываясь на то, что может повысится качество учащихся.
А применение инновационных подходов, информационно-коммуникационных технологий – одна из важнейших задач, которые стоят перед школой. И моя задача сделать учебные занятия увлекательными и интересными, чтобы детям хотелось добывать знания и применять их в жизни. Потому, я считаю, что эта тема очень актуальна на современном этапе развития образования в нашей школе.
Новые подходы, которые мы применяем в процессе обучения более креативны и эффективны. Следует пересмотреть понятия традиционной школы, где все основано на передаче готовых знаний. Знания, которые учащиеся приобретали с помощью «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, учащиеся могут механически запомнить или обучиться поверхностно. Получаемая подобным методом информация не усваивается прочно учениками, малополезна и не используется в жизненных ситуациях.
А использование ИКТ – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающей среди, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использование информации.
Нет никакого сомнения в том, что уроки с использованием информационно-коммуникационные технологии влияют на формирование и развитие информационно-коммуникативной и профессиональной компетентности учащихся.
«Как писал Кокс, существует немало доказательств того, что ИКТ может мотивировать учащихся к участию в выполнении познавательных и мета когнитивных заданий, хотя мотивация может привести к улучшению успеваемости по всем предметам.» (Руководство для учителя второго (среднего) уровня, второе издание - стр. 162)
В своем исследовании я хотела убедиться в том, как применение ИКТ влияет на познавательную деятельность, ведь познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Я думаю, если дети будут эффективно пользоваться ИКТ, то и повысится качество обучения.
Выбирая те или иные методы обучения, я прежде всего стремилась к эффективному результату. При этом от учащегося требовалось не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень результативности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится только к слушанию, восприятию и закреплению учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. Чтобы результат был положительным, нужно активно проводить мыслительный и практический учебно-познавательный процесс. У учащегося начинают устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется основная база знаний. Вот почему познавательная деятельность в учебном процессе через применение ИКТ имеет столь важное значение.
Согласовав с администрацией школы, я выбрала класс 7 «В» для исследования в действии, и, посоветовавшись со школьным психологом, классным руководителем и своим подопечным, попросила у них профессиональную помощь и поддержку для достижения своей цели.
Для этого в начале исследования в действии я провела анкетирование для выявления интересов учащихся и постаралась использовать максимально полученную информацию для разработки заданий. (Приложение 1)
В анкетировании принимали участие 16 учеников .
Результаты анкетирования показали:
Какой предмет в школе тебе больше всего нравится? | Информатика – 57 % |
Тебе больше нравится выполнять задания? | Теоретического характера – 8 % Практические работы на компьютере – 70% Проверочные работы – 22% |
Чувствуешь ли ты себя на уроках этого учителя психологически комфортно | Да - 80% Нет - 7 % Не всегда - 13% |
Причина нерегулярного выполнения домашних заданий | а) Лень – 35% б) Длительные прогулки с друзьями - 40% в) Недобросовестность - 25% |
Причина, мешающая добиться лучших успехов в учении | а) Лень – 25% б) Невыполнение домашних заданий - 60 % Неуверенность в себе – 15% |
Проанализировав результаты анкетирования, я задалась вопросами:
Раздумывая над своей практикой, я пришла к мысли: для того, чтобы у ребенка возникло и не пропадало желание учиться, необходимо создать условия для прочного усвоения материала, то есть разнообразить учебный процесс, используя на уроке компьютерные технологии. И это требует от меня высокого уровня владения ИКТ, а также и больших временных затрат.
Я искала ответы на такие актуальными вопросы:
- «Как максимально использовать увлеченность учащихся ИКТ на уроке?
- Какие методы и приёмы использования ИКТ на уроке помогут вызвать интерес учащихся к обучению?
- Как побудить ученика получать новые знания и применять их в процессе обучения?»
Я считаю, что применение данного модуля позволяет мне переосмыслить структуру проведения своих уроков и содержание, разнообразив их применением информационно – компьютерных технологий в своей работе.
Ожидаемые результаты:
1. Научить детей пользоваться ИКТ
2. Повысится качество обучения
3. Повысится мотивация
1.Результаты проведенной работы могут помочь и мне в планировании и проведении уроков с применением новых технологий.
2. Учащиеся смогут самостоятельно находить, выделять и использовать дополнительную информацию при выполнении заданий.
3. Повышение мотивации учащихся.