СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по экскурсии:« Причины многообразия видов в природе»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсе общей биологии особое место занимает эволюционное учение. В КИМ  единого государственного экзамена по биологии много вопросов по эволюционному учению Ч.Дарвина.  Я считаю, что большую роль в усвоении эволюционных знаний играет экскурсия в природу по изучению причин многообразия видов, на которой обучающиеся знакомятся с биологическими явлениями, устанавливают закономерности, овладевают умениями получать знания путём наблюдений в природе. Данную экскурсию я провожу на школьную поляну. Это самое живописное место в нашей школе.. Вместе с обучающимися получаем огромное удовольствие от общения с природой.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по экскурсии:« Причины многообразия видов в природе»»

МАОУ СОШ №138











Экскурсия на тему:

« Причины многообразия видов в природе»
















Выполнили: Сенников Павел, Нестерова Татьяна
Проверила: Иванова Любовь Ивановна



г.Челябинск



Причины многообразия видов в природе.



Задачи экскурсии:

1. ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.

2. ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».

3. выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.

4. показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.

5. учить трудиться коллективно, формировать чувство бережного отношения к природе, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы.

6. развивать интерес к биологии, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Ход экскурсии

На школьной поляне мы наблюдаем разнообразие видов растений, на ярусность. Каковы же причины такого разнообразия видов на столь малой территории? Виды одного рода отличаются физиологическими и морфологическими критериями. Для раскрытия понятия вида нужно сравнивать растения близких видов таких как лютик едкий, ползучий, кашубский. Сравниваем условия их произрастания и отмечаем, что особенности существования вида составляют экологический критерий вида. Рассматривая их строение мы можем увидеть как сходства так и различия.

Особенности строения составляют морфологические критерии вида. В ходе экскурсии мы выясняем , что у этих растений разная природа цветения. Например сейчас цвете лютик едкий, а Лютик кашубский цветет в конце мая, лютик ползучий - в июле, это мы знаем из научной литературы. Отметим что особенности ответной реакции организмов одного вида на изменения условий жизни, составляют экологические критерии вида.

Вывод: все виды отличаются друг от друга Экологическими, морфологическими, физиологическими критериями вида.

На поляне мы можем увидеть много тысячелистника обыкновенного. Это растение находиться повсеместно, но она не может переопыляются с других полян, так как между ними достаточно большое расстояние. Мы можем сделать вывод, что растения живут обособленно друг от друга.

Популяция - это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.

Клен татарский, дуб черешчатый, произрастающий в нашем саду, так же представляют собой популяции видов. Популяция - форма существования вида. Популяция устойчива, если в ней имеются разные по возрасту особи.

На поляне мы увидели особи разного возраста карагача татарского, это можно увидеть по коре, веткам, корням деревьев. Но все деревья схожи, так как они относятся к одной популяции. Совокупность основных признаков передается от родителей к потомству. Всем живым организмам свойственно передавать свои признаки и свойства потомству. Это свойство - наследственность. Именно эти свойства и обуславливает сходство близкородственных организмов. Все особи, даже в одной популяции, различаются между собой, значит, организмам свойственна изменчивость. Изменчивость проявляется в различной степени развития тех или иных признаков, например, интенсивность окраски, размеров тела. Изменение этих признаков зависит от условий окружающей среды.

Обратим внимание на различие в окраске листьев, вьюнка полевого произрастающих на открытых места и в тени. У второго листья темнее, в них образуется хлорофилл. Благодаря этой особенности у растений в тени при пониженной освещенности синтез органических веществ происходит достаточно интенсивно. Но эти изменения передаются по наследству. Это пример модификационой изменчивости. По наследству предаются только такие изменения признаков, которые являются материалом для естественного отбора и предпосылкой образования новых видов.

Огромное разнообразие живых организмов, населяющих пришкольный участок. Ч. Дарвин назвал совокупность этих взаимоотношения назвал борьбой за существования.

Травянистые растения имеют по 30-32 семени на нем. Из них вырастут не все семена, многие погибнут из-за неблагоприятных условий. Так как если все семена густо прорастут в одном месте, то между ними будет идти жесткая борьба за влагу, питательные вещества, свет. Такую борьбу Ч.Дарвин назвал борьбой за существование. Дарвин утверждал, что между организмами разных видов идет жесткая борьба. Он назвал ее межвидовая, так же помимо межвидовой, существует борьба с условиями окружающей среды. Многие организмы погибают от сильных морозов, пожаров, сильных дождей. Так происходит естественный отбор.

Пришкольный участок имеет равнинный рельеф и черноземную почву, есть как теневые участки, так и освещенные участки.



Виды деревьев

Виды кустарников

Виды трав

Черты приспособленности к совместному обитанию

Черты приспособленности к абиотическим факторам

Клен татарский

Шиповник коричневый

Тысячелистник обыкновенный

Ярустность

Листопад

Дуб черешчатый


Лютик кашубский


Анабиоз



Лютик едкий



1) Если растения произрастают на одном месте, то их черты одинаковы, так как они произрастают в одинаковых условиях.

2)Если растения одного вида произрастают в разных местах, то у них происходит модификационная изменчивость, размер листа, окраска, все это вызвано различными условиями окружающей среды.

3) На пришкольном участке за растениями ведется уход, и условия их среды обитания искусственно улучшены, в следствии чего, они становятся более жизнеспособны, чем растения того же вида в лесу

4)Надрезы и надломы коры, грозит дереву развитию на этом участке грибов паразитов.

Вывод

Так мы доказали о сходствах и различиях растений одного вида. Посмотрели отношения особей одного вида. Раскрыли понятия популяции, изменчивости, наследственности на наглядных примерах. Многообразие видов в природе объясняется различными условиями обитания. Условия обитание не однородны, и из-за приспособления видов, они отличаются друг от друга, размерами или окраской.