СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт о проведении недели открытых уроков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках недели учителями-предметниками были проведены открытые уроки по русскому языку и один урок английского языка.

Тема: "Формирование и развитие  на уроках разных видов речевой деятельности".

 Цель данного мероприятия - обобщение и передача собственного опыта педагогов и его распространение в рамках взаимодействия предметов.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт о проведении недели открытых уроков»

Отчёт о проведении недели открытых уроков

(Слайд 1)В "Центре" с 15 февраля по 22 февраля в рамках методического объединения учителей гуманитарного цикла была проведена неделя открытых уроков по теме:

(слайд2) "Формирование и развитие на уроках разных видов речевой деятельности".

Цель данного мероприятия - обобщение и передача собственного опыта педагогов и его распространение в рамках взаимодействия предметов.

(слайд3)В рамках недели учителями-предметниками были проведены открытые уроки по русскому языку и один урок английского языка.

1. 19.02.18г. Порядковые числительные. Филимонов С.Б.

2. 19.02.18г. СПП с придаточными определительными. Лёвочкина Н.М.

3. 20.02.18г. Имя существительное как часть речи. Зорина Т.В.

4. 20.02.18г. Дифференциация it's – its.

Активизация лексики по теме: «Цвета вокруг нас Тётушкина О.Н.

5. 20.02.18г. Повторение. Наречие как часть речи. Котмакова О.А.

Развитие речевой деятельности у слабослышащих детей предполагает не только правильное сочетание всех видов речевой деятельности – говорения, слушания, письма, чтения, дактилирования, зрительного восприятия с лица и с руки говорящего, но и развитие всей структуры речевой деятельности, т.е. её целей, мотивов, способов, средств. Речевая деятельность должна обслуживать практическую деятельность и вплетаться в неё. От содержания целей, условий практической деятельности зависят и соответствующие функции общения.

При отсутствии слуха и обедненном объёме речевого общения значительно труднее проходит не только накопление речевых средств, но и обобщение всех языковых значений. Ознакомление слабослышащих с системным строением языка, т.е. с его структурой (фонетическим и грамматическим строем, лексическим составом) , должно осуществляться иным путем, чем это делается со слышащими. Слышащие дети, как правило, начинают изучать язык, которым практически владеют. Поэтому к языку подходят обычно как к результативному образованию. В отношении слабослышащих детей, которым и практика общения, и само изучение языка должны помочь овладеть языком как речевой деятельностью, важно иметь в виду не только знание ими языка (в процессе изучения курса грамматики), но и способы построения речевых высказываний разных конструкций, с разной лексической наполняемостью, с разным смысловым содержанием. В школах слабослышащих специальное изучение языка осуществляется в рамках коммуникационной системы на основе структурно-семантического принципа, (разработанного Носковой Людмилой Петровной). При данном подходе изучение системного строения языка осуществляется на материале предложения как единицы речевого высказывания. В ходе специальных наблюдений над известными детям типами предложений и через построение нужных для коммуникации новых высказываний дети подводятся к языковым обобщениям и усваивают необходимые сведения о языке. Такого подхода на уроках русского языка придерживаются все учителя. При проведении недели каждый учитель построил урок так, чтобы максимально показать работу по формированию и развитию определенного вида речевой деятельности.

Филимонов С.Б. показал словарную работу.

Лёвочкина Н.М. показала составление предложений (сложных конструкций)

Зорина Т.В. показала фонетическую и речевую зарядку

Котмакова О.А. показала речевую зарядку и слуховой диктант

(слайд4) Урок русского языка в 8классе. Учитель С.Б. Тема урока «Порядковые числительные».

Цель урока : сформировать умение правильно употреблять порядковые числительные, усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных.

(слайд5)В ходе урока были проведены речевая зарядка, которая была связана с темой урока, Словарный диктант с взаимопроверкой, проверка дом . задания, объяснение нового материала. В объяснении нового материала прослеживалась доступность речевых формулировок. Содержание урока соответствует психо-физическому состоянию класса, перегрузки не наблюдалось. С.Б. хорошо знает материал и детей. Урок отличался речевой насыщенностью: были полные и краткие ответы, достаточно внятное произношение (С.Б. постоянно следил за произношением), сопряженное проговаривание. На протяжении всего урока прослеживалась работа над словом (словарная работа). Система работы над словарем - составная часть работы по формированию речи слабослышащих учащихся.

Словарная работа является одним из средств, призванных целенаправленно способствовать преодолению аномального развития слабослышащих детей. Овладение словом – процесс, затрагивающий все важнейшие психические функции учащихся (восприятие, представления, мышление, речь, память, эмоции).

Осваивая лексику, дети включаются в разные виды практической и интеллектуальной деятельности. Овладевая словарем, они познают предметы и явления действительности, анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений.

В словарной работе, совершенствуя способность к слухо-зрительному восприятию речи, развиваются и укрепляются навыки произношения, чтения и письма. Поэтому первой задачей словарной работы является изучение учителем словаря учеников своего класса и постоянный контроль за правильностью понимания ими слов, выносимых для обработки на уроках. Когда выполняли упр. Встретилось слово рассеянный , С.Б. попросил подобрать синонимы, антонимы к слову, спросил: «Как можно сказать по-другому» Слово пригородный дети сделали морфемный разбор - выделили приставку, корень, суффикс, подобрали однокоренные слова, составили предложение с этим словом. Слово хлястик С.Б показал картинку и дети сразу поняли. Словарная работа в школе должна присутствовать на всех уроках и на всех этапах урока.



(слайд7) Русский язык в 11 классе.

Учитель: Лёвочкина Наталия Михайловна.

Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными.

Цель: формирование навыка определение вида придаточного в структуре Сложноподчиненного предложения.

Урок являлся продолжением изучения темы «СПП» и подтемы «СПП с придаточными определительными» (2-й урок). С предыдущими уроками он связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к составлению схем, слухоречевым развитием. Урок опирается на знания, умения, навыки, полученные ранее. Навык составления предложений по схемам у учащихся отработан.

(слайд8,9)Было видно, что Учащиеся умеют писать такие предложения. Этим заданием Н.М. корректирует недостатки в построении предложений обучающихся с ОВЗ (сл./сл.), что входит в систему упражнений практического овладения грамматическими умениями и навыками. Предложение – это основная единица речи, в связи, с чем работа над ним является главной учебной задачей школы и, особенно, уроков русского языка. Научить школьников правильно строить предложения, точно выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенькой речевого развития связной речи. Слабослышащие дети одновременно с усвоением речи усваивают в школе основы наук.

Для выражения новых понятий, с которыми они знакомятся на разных уроках, детям требуется не только использование новой лексики, но и более сложных синтаксических конструкций.

Знакомство со сложными предложениями как с грамматическими конструкциями происходит в старших классах школы слабослышащих детей, после углубленной отработки структуры простого предложения на уроках грамматики.

Сюда входят предложения с союзами: когда, потому что, если, как, что, чтобы, и, а, но, союзным словом «который», выражающими разнообразные отношения.

(слайд10) На каждом этапе урока Н.М. учитывала возрастные особенности детей с ОВЗ, реальные возможности учащихся одиннадцатого класса; были учтены как особенности всего класса (с/н т/у) так и когнитивные расстройства у отдельных обучающихся. При подборе речевого материала прослеживалась связь с повседневной жизнью детей. Н.М. задавала вопросы Почему ты не пришел вчера в школу?, И требовала полный ответ. Говорила начало предложения, а дети должны были продолжить. Ребята очень устали, т.к….. Автобус замедлил ход, когда….. Я поеду домой,

Все учащиеся составили предложения в соответствии с данными схемами. В меру своих возможностей были активны на уроке, давали пояснения, принимали участия в обсуждении. По ходу выполнения задания Н.М. оказывала индивидуальную помощь слабым ученикам.

(слайд11) Урок русского языка в 7а классе Зорина Т.В.

Тема: Имя существительное как часть речи. Урок является продолжением большого тематического блока «Имя существительное». На предыдущем уроке учащиеся знакомились с особенностями имён существительных, на данном уроке учитель закрепил полученные накануне знания об имени существительном.

Начало урока было организованным. Обучающиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока Т.В. задала вопросы, которые стали хорошей мотивацией к уроку, проверила работу аппаратов. Учителю удалось в начале урока мобилизовать класс и настроить его на работу. Затем Т.В. провела фонетическую зарядку. Фонетические зарядки предлагаются учащимся с целью:

а) дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время;

б) закрепить вновь приобретенные произносительные навыки;

в) предупредить распад неустойчивых навыков.

Цель фонетической зарядки у Т.В. – предупредить распад неустойчивых навыков

Известно, что свистящие и шипящие относятся к нестойким звукам; ( с – з; ш-ж). Зная это, учитель в профилактических целях включает в план работы зарядки, темой которых является эти звуки. В ходе фонетических зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами. В речевой материал Т.В. включила слова со звуками, которые дети еще не умеют воспроизводить точно. В качестве заменителя выступили те звуки, которые являются темой данного занятия (например, звук «Ч» может заменяться звуком «Ша»). Зарядка проводилась с индивидуальными аппаратами , материал рассчитан на моносенсорное (только на слух) или бисенсорное (слухо-зрительное) восприятие. По мере необходимости привлекались тактильно-вибрационные ощущения слабослышащих детей. При проведении фонетических зарядок учитель исправляла произносительные ошибки, допускаемые в ходе зарядки.

Т.В. делала замечания общего характера : «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;

- замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»;

- сама показывала правильную артикуляцию и комментировала: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»;



Т.В. использовала слуховое восприятие и тактильно-вибрационный контроль;

показывала дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка;

использовала показ–напоминание вибрации крыльев носа или гортани.

Такие приемы, точно соответствующие характеру отклонения в артикуляции, позволяют на уроке без затраты дополнительного времени добиться исправления учеником допущенных произносительных ошибок. Все приёмы коррекции сопровождаются произношением учителя. Ученик воспринимает речь учителя с опорой на слухо-зрительное восприятие и сравнивает своё произношение с произношением учителя. Это создаёт условия для выработки у детей самоконтроля за произношением. На уроке присутствовали разные виды речи: устная, дактильная, письменная речь, Которая является не только задачей обучения, но и средством коррекции дефекта. Содержание урока оптимально, методы обучения – словесный, наглядный, игровой (соревновательный). Особое внимание было уделено самостоятельной работе.

(слайд12)Учителем использовались следующие приёмы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование интеграционного подхода (связь с литературой при отборе письменных заданий).

(слайд13)В ходе урока Т.В. осуществляла словарно-орфографическую и лексико-грамматическую работу с толкованием слов. Важно, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания.

(слайд14)На уроке всецело был использован индивидуальный подход: пока весь класс работал, сильные учащиеся(Арина), успевшая выполнить задание, выполняла дополнительные задания учителя по карточкам.

За счёт постоянной смены видов деятельности дети не устали, хотя плотность урока была высокой.

(слайд15) Котмакова О.А тема урока: Наречие. Повторение.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;

проверить степень овладения умением правильно писать наречие.

Структура урока была чёткой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе я подводила небольшие выводы. Старалась чтобы переход от одного этапа к другому был плавным. Обучающиеся работали совместно со мной и самостоятельно. Дети показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски; были активны в течение всего урока; показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания. Кроме того, обучающиеся показали наличие навыков самоконтроля. Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей достиг.

(слайд16)Каждый урок русского языка я начинаю с речевой зарядки и слухового диктанта. Краткие беседы в начале урока (речевая зарядка) – важный участок речевой практики. В системе формирование навыков общения им отводится большая роль: «Краткие беседы позволяют закрепить и совершенствовать приобретаемые на уроках речевые навыки и умения в условиях естественной коммуникации, они дают возможность выявить самостоятельно приобретаемый слабослышащими детьми словарь, они позволяют вводить в речь учащихся «лексическим путем», т е вне системы моделей, ряд конструкций, фразеологические оборотов, характерных для разговорной речи, но не укладывающихся в методическую систему». Задаются вопросы:

–какой день недели? -сколько тебе лет? -как зовут учительницу, воспитательницу, твоих родителей? Какие части речи мы изучаем? Какое время года?

Где ты живешь? видео

(слайд17) Слуховой диктант как форма развития речевого слуха у сл.сл. относится к числу сложных видов слуховой работы. Он возможен только после большой подготовительной работы по развитию слуха и речи у детей. видео

Проведение слухового диктанта в школе для детей с нарушенным слухом имеет цель как проверку уровня восприятия на слух речевого материала с индивидуальными слуховыми аппаратами, так и совершенствование слухового восприятия. На уроках с проведением слухового диктанта успешно сочетаются работы по развитию речевого слуха, письменной и внутренней речи слабослышащих, закреплению и автоматизации восприятия детьми на слух усвоенных слов и выражений, развитию слухового внимания и слуховой памяти, усвоению грамматических форм построения речи и развитию логического мышления.

В зависимости от степени развития у учащихся речевого слуха и конкретной цели занятия слуховой диктант может иметь разные формы:

1. отдельные отработанные на слух слова, задаваемые в определенном порядке;

2. введение в состав известных слов новых, уже знакомых детям, но не отработанных для восприятия на слух;

3. словосочетания из известных слов;

4. словосочетания из известных слов с введением новых;

5. короткие предложения из знакомых слов и словосочетаний;

6. распространенные предложения из знакомых слов и словосочетаний;

7. распространенные предложения из знакомых и незнакомых слов;

При проведении диктанта каждое слово я повторяла 2-3 раза за экраном, если ребенок затрудняется в восприятии на слух, то слово предъявляется слухо-зрительно. После того, как ребенок запишет слово, необходимо проверить записанный им материал.

Работу я построила, следуя принципу концентричности обучения. Сначала диктанты мы писали на отработанном материале, затем я вводила в диктант вместе с ранее изученными словами - новые слова, известные ученикам по значению, но не отработанные для восприятия на слух. В последующих диктантах планирую давать для восприятия на слух новые слова и словосочетания. В дальнейшем можно предложить детям слуховой диктант из слов и связного текста с этими словами.

(слайд18) Тема урока: Изучение и закрепление знаний по теме «Цвета вокруг нас». 4бкласс учитель Тетушкина О.Н.

Цель: формирование лексических навыков по теме «Цвета вокруг нас»; совершенствование произносительных навыков, навыков чтения, аудирования, диалогической и монологической речи.

Развивающая: развитие наглядно-действенного мышления; развитие способностей к слуховой и зрительной дифференциации.

Воспитательная: формирование навыка работы в группе; воспитание у обучающихся инициативности и любознательности, формирование интереса к предмету.

(слайд19) Для совершенствования произносительных навыков О.Н. использовала упражнения на повторение лексики видео.

(слайд20,21)С целью повышения мотивации обучения и развития навыков чтения учащиеся устанавливали соответствие написания слова с его значением (видео, где цвет соединяли с написанием).

(слайд22) видео На уроке была организована работа по совершенствованию и отработки навыков диалогической и монологической речи. Для реализации данных задач учителем использовано одно из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в учебно – познавательную деятельность - диалог- расспрос.

(слайд23) видео Результатом этого вида работы стало монологическое высказывание учащихся (видео с вопросами).

Благодаря подбору упражнений и сочетанию различных видов и форм деятельности, поставленные на уроке цели были достигнуты.

(слайд24) Вывод-заключение. Все уроки рассматриваются как форма организации речевой практики слабослышащих учащихся, призванная постепенно преодолевать глубокое недоразвитие речи, сформировать речь как полноценное средство общения в познавательной деятельности, создать возможности для ее дальнейшего совершенствования на базе усвоенного языкового материала и основных закономерностей его функционирования (словообразовательных, грамматических, логических, стилистических).

(слайд25) Из этого вытекают следующие требования: обеспечение на уроках максимальной активности учащихся (речевой и познавательной), побуждение их к самостоятельным высказываниям, установление связей между усваиваемым языковым материалом и различными видами деятельности детей, впечатлениями, получаемыми от окружающей жизни, отбор материала, актуального, интересного и доступного для детей, использование разнообразных форм занятий и видов упражнений.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!