СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт о работе школьного научного общества

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В отчёте представлена система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт о работе школьного научного общества»

Отчет работы НОУ МБОУ СОШ № 26 с 2010 года по 2015 год.

В 2014 году НОУ МБОУ СОШ № 26 «Эрудит» стало победителем городского конкурса «Научное общество учащихся XXI века». Как мы добились такого высокого результата?

Это произошло благодаря созданию эффективной системы работы с одарёнными детьми. НОУ «Эрудит» молодое. Оно было создано по инициативе администрации школы в 2010 году. На данный момент в МБОУ СОШ № 26 всё ещё идет процесс формирования единой системы по работе с одаренными детьми.

В школе система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми строится следующим образом:

1. Выявление одарённых и талантливых детей. Через анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. И, конечно, диагностика потенциальных возможностей детей.

2. Затем оказывается необходимая помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: осуществляется тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

4. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ (школьная газета «Городок», сборник исследовательских проектов), грамоты и призы в рамках различных конкурсов, стенды «Ими гордится школа», «Наши достижения».

5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании).

6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

С 2010 года началось организационное оформление НОУ. Создание НОУ включало два этапа.

Первый этап (2010г.) – это знакомство коллектива школы, инициативной группы с историей создания и деятельностью подобных обществ в городе, стране. Учителя и школьники осуществляли поиск материалов, обобщали имеющийся опыт работы по данному направлению, изучали нормативные документы. Сформировалась инициативная группа учителей и учащихся, готовых активно заниматься созданием общества и исследовательской деятельностью в рамках НОУ. Ими были проведены социологические опросы (первая точка мониторинга) «Отношение к исследовательской деятельности»


По результатам анкетирования видно, что большая часть учащиеся школы равнодушны к исследовательской деятельности или незнакомы с ней. Это определило направления работы с учащимися по подготовке их к исследовательской деятельности.

Другая Диаграмма показывает, что в своем большинстве педагоги не готовы были заниматься с одарёнными детьми исследовательской деятельностью.

Педагоги назвали следующие причины нежелания заниматься исследовательской деятельностью:

1. дефицит времени;

2. недостаточность материальной базы школы;

3. недостаток знаний по данному направлению;

4. отсутствие понимания необходимости и важности данного направления работы педагога.

Для минимизации этих причин администрацией школы были приняты следующие меры:

1. разработка дополнительных стимулирующих выплат учителям, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью;

2. организация обучающих методических семинаров;

3. пропаганда и популяризация положительного педагогического опыта учителей в данном направлении.

Благодаря этому в 2010-2011 учебном году была организована работа кружков по направлениям; индивидуальная, групповая работа учащихся под руководством учителей; олимпиады по различным областям знаний; организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей; рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

Итогом работы стала научно-практическая конференция, которая была посвящена году космонавтики. По традиции школы в рамках конференции была проведена выставка - ярмарки детских художественных работ и поделок. На конференции было представлено большое количество исследовательских работ. Но большинство из них были низкого уровня и носили больше информационный характер, чем исследовательский.

Перед коллективом школы встала проблема: почему так мало работ научно-исследовательского направления. В связи с этим было проведено педагогическое совещание, где сделан анализ работы за год. Было отмечено, что причиной низкого качества работ является неготовность педагогов заниматься научно-исследовательской деятельностью, нехватка знаний теоретических основ реализации ученических проектов. Поэтому было принято решение провести в новом учебном году ряд обучающих семинаров для педагогов и учащихся. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно -образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.

Второй этап (2011г.) – это год создания научного общества. В результате этого этапа было выбрано название общества – «Эрудит», девиз, эмблема, разработаны Положения о НОУ, о школьной научно-практической конференции, оформлена организационная структура НОУ, определены цели и задачи.

С 2011 по 2013 год куратором НОУ «Эрудит» являлась Бордюхова Алина Вячеславовна, молодой специалист, активный целеустремленный педагог. В это же время появился в школе научный руководитель Быстрова Наталья Николаевна. Алина Вячеславовна смогла заинтересовать и педагогов школы, и учащихся идеей исследовательской работы.

В процессе работы было определено, что деятельность научного общества не должна ограничиваться рамками организации только учащихся, необходимо обучить навыкам исследовательской работы и педагогов школы. Поэтому опять были запланированы обучающие семинары данного направления для педагогического состава школы.

Научным руководителем МБОУ СОШ № 26 Натальей Николаевной Быстровой была организована работа в экспериментальных группах учащихся и педагогов по созданию исследовательских проектов.

В 2011-2012 учебном году на заседаниях совета НОУ осуществлялся контроль над организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировалась деятельность самого совета. Содержание работы Совета НОУ было направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.

Были проведены круглые столы для педагогов и учащихся с цель обучения основам исследовательской деятельности. Темы круглых столов:

- «Это модное слово «Проект»»

- «Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом»

- «Как написать реферат»

Итогом работы стала научно – исследовательская конференция «Шаг в науку». Уровень детских работ стал выше, благодаря проделанной работы.

Участие в городской конференции стало очень плодотворным для школы № 26.



В 2012 году была принята Программа развития школы «Школа правовой культуры», поэтому в 2013 году в состав НОУ была введена новая предметная секция по праву, куратором назначена Салова Ирина Аркадьевна, учитель истории и обществознания.

Кроме того, в состав НОУ были введены творческие объединения развивающего и профориентационного характера:

  1. Пресс-центр «Городок», куратор Завелицкая Елена Викторовна;

  2. Кружок цифрового развития «Путь к успеху», куратор Веселова Елена Романовна.

Основная цель школьного пресс-центра - развитие творческих способностей учащихся, воспитание информационной культуры, формирование активной жизненной позиции.

Команда пресс - цетра ежегодно приносит в копилку побед различные достижения городского уровня.

Члены пресс – центра неоднократно становились победителями различных городских литературных конкурсов.

Кружок цифрового развития «Путь к успеху»

Цель обучения: развитие информационной культуры учащихся и умения ориентироваться в современном информационном обществе посредством участия в конкурсной деятельности. Эта команда учащихся не раз становились победителями в конкурсах всероссийского и международного уровня.

По инициативе учащихся – членов НОУ и завуча школы Завилицкой Е,В. в октябре 2013 был создан сайт НОУ «Эрудит», куратором по продвижению сайта назначена Веселова Елена Романовна, программист школы. На сайте размещена самая подробная информация о НО, о победах и победителях, размещены отчеты и планы работы.

На сегодняшний день перед педагогами школы стоят общие образовательно-воспитательные задачи, которые в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются на трех уровнях:

  1. информационном - через получение учащимися новых знаний;

  2. эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

  3. нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.

Система работы школы, усилия коллектива по разностороннему воспитанию учащихся позволяют добиваться научного восприятия информации, широты взглядов, эрудиции. По итогам 2012-2013 года был проведен опрос учащихся (вторая точка мониторинга) «Отношение к исследовательской деятельности»

Отношение к исследовательской деятельности.

Готов ли ты заниматься исследовательской деятельностью?

Готовы ли Вы заниматься исследовательской

деятельностью с детьми?



Результаты мониторинга показывают, что усилия администрации и педагогического коллектива по организации исследовательской работы в рамках научного общества учащихся уже на сегодняшний день дают ощутимые положительные результаты.

В школе целенаправленно формируется система работы с одаренными детьми, которая предоставляет возможность реализации для учащихся и педагогов их актуальных запросов и ожиданий. Для педагогов это, в первую очередь, профессиональная самореализация, профессиональное общение, педагогический рост и т. п. Что же касается учащихся, то мониторинг позволил выявить положительную динамику отношения учащихся школы к исследовательской и проектной деятельности. Увеличился процент учащихся, которые хотели бы попробовать свои силы в учебно-исследовательской деятельности. Но мы не останавливаемся на достигнутом.

Поэтому в 2014-2015 учебном году мы организовали клуб «Умники и умницы» для 5-6 классов. С целью развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Программа курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 2 года обучения.

Кроме этого, в 2014 – 2015 учебном году организованы факультативы по проектной деятельности в 5-х и 8-х классах. С целью развития исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Одним из главных направлений работы научного общества является олимпиадное движение. Члены НОУ «Эрудит» участвуют в олимпиадах различного уровня:

- Всероссийская олимпиада школьников;

- Тематические on-line олимпиады;

- Дистанционные предметные олимпиады;

- Городская геологическая олимпиада;

- Предметные олимпиады высшей школы.

Учащиеся нашей школы являются активными участниками различных городских, краевых и всероссийских конкурсов. Педагоги-руководители исследовательских и проектных работ, ежегодно совершенствуют и внедряют в образовательный процесс свои творческие замыслы. Участие в творческих интеллектуальных конкурсах связано с поисковой, проектной, исследовательской деятельностью учащихся и педагогов. С каждым годом количество ребят, заинтересованных в самостоятельном поиске знаний, увеличивается.

Наш главный девиз: "Учиться исследовать вместе!!!" Мы сегодня попытаемся вам показать, как это получается у нас.



Куратор научного общества Стеценко В.В.