МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Отчет об акции
«Покормите птиц зимой»
в средней группе
Выполнили:
Истомина Марина Александровна,
воспитатель
Волгоград 2025
Цель акции – помочь зимующим птицам пережить холодный период, сохранив тем самым их численность и поддержав видовое разнообразие.
Задачи:
- развивать гуманное отношение к птицам, мотивации интереса к их охране;
- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе;
- знакомить воспитанников с основами экологической этики;
- развитие коммуникабельности детей.
«Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну»
Это известное стихотворение Александра Яшина написано в 1967 году.
Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Стало уже традицией проведение акций «Покормите птиц зимой!», тем самым прививая детям любовь ко всему живому.
Мы с ребятами решили организовать дежурство в нашей «птичьей столовой».
Дети и их родители приносят разнообразный корм для птиц: пшено, гречку, семена подсолнечника, семена тыквы, печенье, сухари, и др.).
Время, проведенное на природе, стало для ребят маленьким праздником: мы кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.
Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются, им такой прием очень нравится.
Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов.
Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм. Первыми заметили кормушки воробьи. Сначала они с опаской подлетали к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Иногда прилетают сороки и вороны, но самыми частыми гостями являются голуби.
Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки и вороны поодиночке.
В ветреные дни птицы не прилетают.
Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. А для того, чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он любит полакомиться, мы изучали книги с изображением птиц и советами, проводились познавательные занятия, беседы.
Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может складываться по-разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни кормятся, другие только наблюдают за остальными).
На участке детского сада организовывали наблюдения:
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
Наблюдение 2. «Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по земле?» (Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следымогут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
Наблюдение 4. «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты. Птицы летают, потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха; птицы могут летать и не размахивая крыльями - планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются. Садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.
Наблюдение 5. «Когда птицы бывают заметны?»
Цель: познакомить детей с умением птиц затаиваться, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
Мероприятия, которые были проведены с детьми во второй младшей группе:
- Занятие «Кто зимует рядом с нами»; «Приготовим птицам корм», лепка «Угощения для птиц», рисование «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей», «Снегирь – птичка зимняя»
- Беседы: «Зимующие птицы (какие птицы зимуют с нами)», «Покормите птиц зимой»;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, плакатов, альбома «Зимующие птицы»;
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок;
-Слушание аудиозаписи «Звуки природы» (голоса птиц);
- Продуктивная деятельность: «Раскрась птичку» (рисование карандашами, гуашью)
Цель: Уточнить и систематизировать представление о внешнем виде синицу.
-Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Зимующие птицы», «Домашние птицы».
- Игра - диалог «Чем питаются зимующие птицы».
- Подвижные игры: «Воробушки и автомобили», «Кот и птички», «Найди своё гнёздышко»
Работа с родителями. Проводили консультации «Чем угостить птиц зимой», «Птичья столовая». Изготовили буклеты-памятки: «Как помочь птицам зимой?», «Чем кормить птиц зимой?», «Как помочь зимующим птицам».
В ходе проведения акций дети поняли, что они делают хорошее дело - помогают выжить птицам в самое трудное время года.