Отчёт по методической теме
учителя начальных классов
ФИО
Тема: «Активные методы и формы работы с детьми коррекционного класса»
Работа над методической темой в перспективе планируется проходить по 5 этапам. В настоящее время (__________учебный год) завершена работа по двум этапам.
На 1 этапе (диагностическом) (сентябрь – октябрь) была проведена входная диагностика обученности обучающихся 3 «Г» класса. Техникой чтения в соответствии с нормативами данного возраста владеют 3 человека: __________________. Причём, ___________ читает быстро (87 слов в минуту, но 20% из них – ошибки. Многие ребята не знают состав числа в пределах первого десятка, поэтому допускают большое количество ошибок при выполнении действий сложения и вычитания. Практически никто не может решать задачи, не могут комментировать условие, анализировать содержание задачи. Механически выполняют арифметические действия с числовыми данными. На уроках русского языка в письме под диктовку допускают до 25 ошибок. Особенно затрудняются учащиеся: _________________________. А ___________- даже пишет слитно слова в предложении, вернее «части слов». Одна из причин – читает 19 слов в минуту – ниже норматива первого класса. Парадокс: как только начинаем читать самостоятельно – она засыпает. У ребят плохо развит фонематический слух, недостаточно развиты психические процессы: восприятие, внимание, мышление…
Анализируя причины такого состояния, на ряду с социальными, следует выделить ошибки детского дошкольного учреждения. Программа детского сада не выполнена. А.М. Яшина доказывает, что интуиция к грамматике родного языка закладывается в дошкольном возрасте и через специальную систему игр и упражнений развивают эту интуицию. А в работе с детьми данного класса эта работа не проводилась (выявила через диагностику).
Следовательно, в работе с детьми коррекционного класса следует искать наиболее эффективные методы, формы работы, чтобы исправить насколько возможно ошибки Д/С и повысить качество обученности.
На основе анализа результатов входной диагностики определилась проблема: каковы особенности использования активных форм и методов работы с детьми коррекционного класса и их взаимосвязь с результативностью обученности?
Для решения проблемы необходимо изучение литературных источников и опыта работы других педагогов по данному вопросу.
Изучены следующие источники:
Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко и др. Коррекционно-развивающее обучение. Москва. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, 2012 г.
Подласый «Педагогика» М., Просвещение. 2009г.
П.И.Пидкасистый «Педагогика» М., Просвещение. 2005г.
И.П. Подласый Педагогика. М. Академия. 2010
Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова, С.П.Баранова. Педагогика. – М., Академия, 2004.
А.В.Сластёнин. Современные образовательные технологии. Издательство «Экзамен» М., 2011.
Н. Сычёва. Пишем без ошибок. Москва., «Праймс-ЕВРОЗНАК». 2009.
Контент – анализ изученной научно-информационной и методической литературы позволяет сделать следующие выводы:
- в структуре педагогического процесса методы и формы работы выполняют роль «инструментария», при помощи которого через содержание учебного материала решаются цели и задачи обучения;
форма обучения – это способ организации обучающихся в образовательном процессе;
индивидуальные групповые фронтальные
Несомненно, индивидуальные формы работы с детьми, имеющими 7 вид, самые продуктивные и эффективные, но не экономичные. Но следует отметить тот факт, что наполняемость класса – до 12 человек, что значительно упрощает работу учителя:
- есть возможность уделить достаточно внимания каждому ребёнку;
- увидеть режим работы каждого обучающегося; его темп работы в учебной деятельности;
- проследить уровень развития психических процессов, лежащих в основе учебной деятельности (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи);
- выявить уровень сформированности аналитических способностей (анализ, синтез, обобщение, классификация…) и т. д.
Знания этой информации позволяет построить образовательный процесс на основе личносто- центрированной педагогики. когда в центре урока находится ребёнок, а методы и формы работы позволяют ему успешно усваивать содержание учебного материала и, что особенно важно, формируют навыки учебной деятельности, универсальные учебные действия.
Метод обучения – это путь, способ достижения поставленной цели. Приём – часть метода, т.е. группа приёмов составляют метод.
Рассматривая историю возникновения и развития методов обучения, видим, что 4 группы методов, которые существуют тысячелетия:
1 группа: наглядные методы;
2 группа: практические;
3 группа: словесные;
4 группа: игровые.
Данные методы позволили ученым составить более сорока классификаций.
Широко известны классификации методов обучения М.Махмутова, Ю.К.Бабанского, Е.Щуровой, Л.Р.Болотиной, Б.Т.Лихачёва, И.П.Подласова, П.И Пидкасистого и др. рассматривая тщательно каждую классификацию, отмечаем, что каждый автор «Соединил» приёмы из 4 вышеукказанных групп методов и дал другое название. Например: Иллюстрстивно-объяснительный, работа с книгой, демонтрационно - пояснительный, видеометод и т. п.
Но, как утверждает педагог – исследователь .М.Пойя: «Хороших методов обучения существует столько, сколько существует хороших учителей». Нет самого универсального, самого эффективного метода. Один педагог прекрасно научить через рассказ, объяснение, другой – через разумное руководство работой с книгой, третий – через использование наглядности, четвёртый – через проблемные ситуации, пятый – через эврические беседы и т.д. .
Изучение опыта работы по данной проблеме учителей, работающий с детьми коррекционных классов показывает, что на первое место выдвигаются методы вовлечения детей в учебную деятельность через игру, наглядность, совместную деятельность. Им нужно подробное объяснение содержания учебного материала, многократное повторение, и, конечно, система упражнений в выполнении действий. На уроках русского языка это правописание слов, словосочетаний, изменения слов по числам, разборе слов по составу, звукобуквенном разборе слов, нахождении главных и второстепенных членов предложения, определении частей речи. На уроках математике это многократные упражнения на сложение, вычитание, умножение и деление, в закреплении знаний о порядке выполнения арифметических действий, решении задач, нахождении площади и периметра многоугольника и т.д. А формирование навыка чтения невозможно без системы упражнений в чтении, в осмыслении прочитанного текста. оценки поступков героев.
Следовательно, работа на 1 этапе позволяет определить цель и задачи работы над методической темой для дальнейших этапов.
2-ой этап - Прогностический, который предполагает:
- определение цели и задач;
- разработки системы мер, направленных на решение этих задач и достижения цели;
- прогнозирование примерного результата работы с обучающимися.
ЦЕЛЬ: выявить зависимость (взаимосвязь) активных форм и методов обучения и эффективности (результативности) процесса обучения.
Исходя из многоплановости цели, определились задачи:
ЗАДАЧИ:
- систематизировать и разнообразить систему форм работы на уроке с учётом целей, задач и содержания учебного материала каждого урока;
- изучить классификацию активных методов работы с детьми коррекционного класа;
апробировать активные методы обучения в практической деятельности;
- осуществлять отслеживание результатов процесса ( текущие, промежуточные, итоговые);
- обобщить итоги работы над методической темой.
Система мер, направленных на решение проблемы включает в себя:
- разработка уроков по всем дисциплинам на основе разнообразных форм и активных методов работы на уроке;
- использование передового педагогического опыта работы с детьми коррекционного класса по данной проблеме;
- дальнейший постоянный поиск активных форм и методов работы с детьми коррекционного класса;
- осуществление личностно-центрированного (ориентированного) подхода в образовательном процессе.
- анализ практической работы и подведение её итогов.
3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.