Отчёт по проведению предметной недели в начальной школе
Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является проведение предметных недель. Через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при которых вся начальная школа будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех: педагогов, обучающихся и родителей. Участие в предметной неделе даёт возможность младшему школьнику проявить свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов. Это один из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию.
Важно учесть учебные возможности всех школьников.
«Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным». В этом твёрдо убеждены педагоги и нашей начальной школы.
С 22 ноября по 30 ноября была проведена предметная неделя в начальной школе «Крепка семья – крепка Республика».
Цель проведения недели:
1. Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
2. Создание условий для свободного творчества ребёнка и материальной культуры с целью реализации усвоенных ценностей, как объективных форм.
Задачи предметной недели:
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• содействовать развитию творческих способностей;
• выявлять талантливых учащихся;
• Формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
• воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.
Принцип проведения предметной недели:
- Каждый ребенок является активным участником всех событий недели.
- Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать.
- Загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
В составлении плана приняли участие все учителя начальных классов. План проведения недели заранее обсуждался на заседании методического объединения учителей начальных классов.
План недели включал в себя открытые уроки, классные часы, праздники «Конкурс чтецов » и «Любимое блюдо моего класса», выставки рисунков, проектов и сочинений «Моя семья», выставку творческих работ «Дом моей мечты».
Мероприятия недели проводились согласно разработанному плану. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию.
Активное участие в ней приняли учителя начальных классах, обучающиеся и их родители. Можно с уверенностью сказать, что предметная методическая неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность работы педагогов школы. Учителя интересно, разнообразно, нетрадиционно определили форму участия в предметной методической неделе, что вызывало большой интерес у учащихся.
22 ноября / пятница / Девиз дня: «Семья вместе, так и душа на месте».
В начале рабочего дня была проведена линейка, на которой был изложен план проведения мероприятий.
Началась неделя с проведения развивающей игры в 1-4 классах « Наша дружная семья». Ребята познакомились с такими понятиями, как “семья”, “общение”, “культура общения в семье”. В игровой форме ребята обсудили правила культуры общения в семье.
Так же в этот день для обучающихся 1-х классов был проведен увлекательный праздник «Посвящение в первоклассники».
Каждый ребенок стал участником праздника. Дети представили зрителям свои классы. Они рассказывали стихотворения, пели песни, играли, произнесли « Клятву первоклассника». Их пришли поздравить директор школы В.В. Шутов, родители, старшеклассники и сказочные герои. Каждый класс получил Сертификат первоклассника и сладкий подарок от родителей - пряник Звоночек!
25 ноября / понедельник / Девиз дня: « В дружной семье и в холод тепло».
Каждый ребенок любит рисовать, творить, экспериментировать с красками, фломастерами, карандашами. А что может быть прекраснее рисунка, на котором изображена семья? По плану недели в начальной школе в этот день прошёл конкурс рисунков на тему "Моя семья". Дома дети рисовали сами или вместе с родителями свою семью.
Все работы были выставлены в рекреации начальной школы.
Обучающиеся 3 – 4 классов приняли участие в олимпиаде по русскому языку.
26ноября / вторник / Девиз дня: «Дерево держится корнями, а человек семьёй»
В начальной школе были проведены классные часы «Моя семья». Учителя на своих мероприятиях старались создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя, старались услышать мнение каждого.
Учитель Рязанова А.В. провела открытый классный час «Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе». Целью данного мероприятия было: сформировать знания о дате празднования Дня Матери в нашей республике, познакомить с литературными произведениями, посвященными матери, показать значение матери в жизни каждого человека; развивать познавательные процессы, речь, умение работать в коллективе; воспитывать бережное и уважительное отношение к матери, способствовать проявлению заботы и оказанию помощи мамам со стороны детей.
Атмосфера классного часа имела дружелюбный характер. Дети были активны, организованы. Каждый учащийся в конце мероприятия высказал кратко свои пожелания о том, какую бы он хотел видеть в будущем свою семью и свою маму.
Обучающиеся 3 – 4 классов приняли участие в олимпиаде по математике.
27 ноября / среда / Девиз дня: «Моя семья – опора моя»
Учащиеся 1 – 2 классов защищали проекты «Моя семья», а учащиеся 3 – 4 классов писали сочинения о семье.
Дети с интересом и гордостью рассказывали о своих родных и близких, кто кем кому приходится, прикоснулись к истории своей семьи, к памяти прошлого, к своим историческим корням, бережному отношению к традициям.
Свои проекты и сочинения ребята проиллюстрировали красочными рисунками и фотографиями.
Обучающиеся 3 – 4 классов приняли участие в олимпиаде по окружающему миру.
Весь день прошел в атмосфере творчества, интереса, познавательной активности.
28 ноября / четверг/ Девиз дня: «В своём доме и стены помогают»
В этот день состоялся конкурс стихов о семье, о маме: « Мама, папа, я – счастливая семья», проведённый учителем Янчук Л.А.
Учащиеся 1 -4 классов рассказывали наизусть как стихотворения известных поэтов, так и стихи собственного сочинения. Конкурс проводился в различных номинациях: «Моя семья», «Наши мамы самые, самые любимые», «Проба пера».
Каждое выступление было оригинальным и не оставило равнодушными как зрителей, так и членов жюри.
Все конкурсанты были награждены грамотами.
В номинации «Моя семья»:
1 место – Кудашкина София (1– Б класс), Литвиненко Диана (3- А класс).
2 место – Фигура Дарья (1– А класс), Жирухин Артём (1– В класс)
3 место – Мороз София (3– Б класс), Митрофанова Виктория (2– Б класс).
В номинации «Наши мамы самые, самые любимые»:
1 место – Темлякова Ксения (4– А класс), Величкова Валерия (4- Б класс).
2 место – Латун Елизавета (4– В класс), Мамонова Екатерина (2– В класс)
3 место – Грубич –Борисенко Мирра (2– А класс), Зурнаджян Максим (3– В класс).
В номинации «Проба пера» жюри безоговорочно присудило всем конкурсантам 1 место - Симонян София (4– А класс), Шевченко Владимир (4– А класс),
Нечитайло София (4– А класс), Костина Елизавета (4– Б класс).
Искренность, непосредственность и увлечённость юных исполнителей, доброжелательность публики создали неповторимую атмосферу добра, радости и положительных эмоций.
В этот день в начальной школе произошло ещё одно событие. Мы попали в мир изумительных поделок под названием «Дом моей мечты», в котором принимали активное участие практически все обучающиеся 1-4 классов.
Сколько необычных домов? Сколько фантазии? Сколько души вложено в эти уникальные работы? Сколько усилий?
Каждый ребёнок выразил свою мечту, осуществив её в домах.
Настоящие мастера искусства начальной школы показали, в каком доме хотели бы жить, чтобы изменили в нашей молодой республике... И для этого использовали различные материалы: цветную бумагу, картон, пластилин, пластмасс, древесину, макаронные изделия, спички, зубочистки и т.д....
Можно с гордостью сказать, что есть таланты в начальной школе. Мы ими гордимся!
Все олимпиадные задания в соответствии с Положением о проведении олимпиады школьников носили комплексный характер, были составлены по циклам предметов начальной школы: русский язык, математика и окружающий мир. Олимпиадные задания соответствовали возрастным особенностям учащихся и требованиям по составлению заданий: наряду с репродуктивными были включены нестандартные задания, задания на решение проблемных, познавательных задач.
Проведение олимпиады в начальной школе имеет большое воспитательное и обучающее значение.
Олимпиады проводились с целью:
- выявления учащихся с высоким уровнем способностей в разных предметных областях;
- выявления творческих учащихся, умеющих применять знания в нестандартных ситуациях;
- расширения кругозора детей;
- побуждения учеников искать (анализировать, применять) способы решения, обобщать существенные особенности объектов.
Участие в олимпиаде – это итог работы педагогического коллектива с одаренными учащимися не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Учащиеся показывают знания, полученные вне рамок школьной программы.
Победителями школьных олимпиад стали:
- Неленсон Андрей ученик 4 – А класса математика 1 место, окружающий мир
1 место. Учитель: Плотникова Светлана Викторовна.
- Темлякова Ксения ученица 4 – А класса русский язык 1 место, математика 1 место. Учитель: Плотникова Светлана Викторовна
Призерами:
- Северченко Станислав ученик 3 – Б класса (математика) 2 место. Учитель: Серокурова Оксана Сергеевна.
- Зурнаджян Максим ученик 3 – В класса (математика) 3 место. Учитель: Янчук
- Хорошевский Влад ученик 3 – А класса (русский язык) 3 место. Учитель: Тарасова Юлия Анатольевна.
- Бесхлебнова Валерия ученица 3 – А класса (окружающий мир) 2 место. Учитель: Тарасова Юлия Анатольевна.
- Мельник Камилла ученица 4 – Б класса (окружающий мир) 3 место. Учитель: Осипова Рита Игоревна.
- Пяткина Анна ученица 4 – А класса (русский язык) 2 место. Учитель: Плотникова Светлана Викторовна.
- Величева Валерия ученица 4 – Б класса русский язык 2 место, математика 3 место, украинский язык 3 место. Учитель: Осипова Рита Игоревна.
- Костина Елизавета ученица 4 – Б класса окружающий мир 2 место, математика 3 место. Учитель: Осипова Рита Игоревна.
- Темлякова Ксения ученица 4 – А класса окружающий мир 3 место. Учитель: Плотникова Светлана Викторовна.
По итогам школьной олимпиады была сформирована школьная команда учащихся 3 - 4-х классов на районную олимпиаду.
29 ноября/пятница/ Девиз дня: «Вся семья вместе, так и душа на месте»
День начался с праздника «Любимое блюдо моего класса», в котором приняли участие все от мала до велика. Каждый класс презентовал свое любимое блюдо.
Блюдо каждого класса было оригинальным, ароматным, аппетитным.
Никто не ушёл с праздника голодным.
А финалом недели стала линейка, на которой были подведены итоги. Грамотами награждены победители в различных номинациях.
30 ноября /суббота/ Девиз дня: «В хорошей семье хорошие дети растут».
День открытых дверей.
В этот день прошла конференция для родителей будущих первоклассников.
ВЫВОДЫ
Анализируя проделанную работу учителей начальных классов, пришли к выводу, что предметные методические недели просто необходимы, так как способствую раскрытию внутреннего потенциала детей.
Неделя начальной школы прошла организованно, в соответствии с целью и задачами, поставленными перед началом её проведения. Каждый день этой недели максимально заинтересовывал учащихся и вводил в активную работу, создавая условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения школьника. Школьники смогли раскрыться и реализовать свои творческие возможности, а также показать коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками.
В ходе проведения «Недели начальной школы» каждый ученик нашёл нишу для самовыражения, были организованы выставки лучших творческих работ учеников, награждены ученики начальных классов, отличившиеся в результате проведения недели.
Каждый ученик мог на протяжении всей недели сравнивать свои работы с лучшими работами своих одноклассников, оценить свои работы, выбрать лучшие. Ведь одной из задач начальной школы является формирование навыков самопроверки, самоконтроля и самооценки.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как раз и предусматривают на сегодняшний день стандарты второго поколения.
Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».
Мероприятия были интересны и познавательны, ориентированные на максимальное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей каждого ученика.
Во время проведения предметной недели происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации. Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.
Рекомендации:
Методическому объединению учителей начальной школы продолжить в рамках проведения предметных методических недель представлять коллегам опыт работы по обеспечению повышения качества образования через различные направления педагогической деятельности.
Руководитель методического объединения
учителей начальных классов
и воспитателей ГПД Каражова Н.Н.