Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Отчёт по теме самообразования
«Формирование и развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей с речевыми нарушениями
в условиях логопедического пункта ДОУ»
учитель-логопед
Жукова Виктория Алексеевна
2021-2022 учебный год.
Процесс формирования зрительно-пространственных представлений у детей сложный, требует активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее их эффективного развития у ребёнка.
В начале учебного года, логопедическое обследование старших дошкольников, зачисленных на занятия в логопункт, выявило количественные и качественные нарушения либо несформированность зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, которые выражались в следующем:
-
5 лет – показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо;
-
6 лет – показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо;
-
5 лет – показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа;
-
6 лет – показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу;
-
5 лет – собрать картинки из 3-5 частей; сложить из палочек по образцу фигурки «домик», «ёлочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек;
-
6 лет – собрать картинки из 4-8 частей; сложить из палочек по памяти «ёлочка», «дерево» из шести палочек, «лодочка», «лесенка» из семи палочек.
Обозначив для себя тему и цель по самообразованию на учебный 2021-2022 учебный год, мною был разработан соответствующий план работы.
Цель: совершенствование уровня профессиональной компетентности, направленной на формирование и развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей с речевыми нарушениями.
Часто у дошкольников, имеющих сниженный уровень владения пространственной терминологией, отмечается нечёткое понимание инструкций. Поэтому на занятиях в течение всего учебного года применялись различные методы (словесный, наглядный, практический, т.е. игровой) и приёмы (образец, указания и объяснения, вопросы, дидактические игры и упражнения):
-
«Собери фигуру из счётных палочек» - выкладывание по образцу и по памяти фигур животных, различных предметов, изображений букв;
-
«Собери букву» - собрать по образцу и по памяти из разрезных картинок изображения букв;
-
«Собери картинку» - собрать по заданию разрезные предметные картинки;
-
«Танграм» - игра-головоломка. В течение всего года дети на занятиях собирали по образцу различные предметы, животных. Некоторые дети собирали с опорой на силуэт (очертания фигуры), в большинстве дети выкладывали фигурки путём наложения на образец либо с опорой на него;
-
Магнитные мозаики «MAG-RUS», деревянные игры с геометрическими фигурами «Часть и целое»;
-
Зрительно-пространственные игры по автоматизации трудных звуков с предметными картинками на плоскости «Поле чудес», «Чего не стало?», «Вспомни и назови» и различные вариации.
Динамические паузы чаще проводились с опорой на ориентацию в собственном теле и в пространстве:
- что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т. п.
- какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т. п.
- какая часть тела находится над (под) шеей? и т.п.
- что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т.п.
Ребята выполняли задания:
- подними руки выше головы; опусти руку ниже коленки; и т.п.
- дотронься пальцами до лица выше бровей; ниже рта; и т. п.
- хлопни руками над головой.
Упражнение «Телесная география»
-
Протяни левую руку вправо вверх.
-
Возьми себя правой рукой за мочку левого уха.
-
Хлопни правой рукой по левой коленке.
-
Коснись правой рукой левой ступни.
-
Поставь левую ногу вперед и вправо.
-
Правой рукой дотронься до левого плеча через левую подмышку
-
Коснись левой рукой самой верхней части туловища.
-
Сделайте 2 шага назад, 3 шага вправо и хлопните в ладоши.
Игровые задания для формирования и развития пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом:
- какие картинки находится ближе всех к тебе? дальше всех от тебя?;
- какая игрушка перед шкафом или стеллажом, какая за ним?
Уровень вербализации пространственных представлений – это владение такими предлогами и понятиями, как: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, за, из-за, из-под, перед, около. Владение пространственной терминологией осуществлялось в игровых ситуациях с помощью развивающих пособий, типа «Игровая», и на наглядном и практическом уровнях.
В течение всего учебного года дети получали графические задания для выполнения дома под контролем родителей:
-
«Нарисуй по клеточкам фигуру», «Напечатай буквы, слова, предложения», «Продолжи ряд», разгадывание буквенных ребусов для детей подготовительной к школе группы.
Анализ тетрадей для домашних заданий показал, что дети заметно улучшили свои графические навыки. У ребят отмечается понимание инструкций к выполнению заданий, значительно повысился уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия.
Считаю, что с поставленной целью в плане по самообразованию справилась. Систематизированный опыт за 2021-2022 учебный год по применению дидактических игр и упражнений для развития у детей зрительно-пространственного гнозиса и праксиса позволяет более качественно и направленно проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с речевыми нарушениями.