Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат № 12
Конспект урока
4 класса
по окружающему миру
«Отечественная война 1812 года»
Соломина Алла Александровна,
учитель начальных классов
Шадринск, 2017г.
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала
Методы урока: рассказ, работа в группах, практическая работа , деятельный (процесс познания идет от учеников), проблемный (создание проблемной ситуации, которые помогли детям в открытии новых знаний), наглядно – демонстративный, частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя).
Формы работы:
обще классная, индивидуальная, работа в парах, группах, фронтальная.
Цель: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями.
Задачи: познакомить с причинами, этапами и результатом войны 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать патриотические чувства, гордость за страну.
Преодоление неуспеваемости у учащихся, через работу в группе, через индивидуальные задания; через работу с карточкой и деформированным текстом; блиц опрос по теме.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые учебные действия; личностные — осознавать свое единство с народом родины, историей России.
Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, видео сюжет «Бородинского сражения» из фильма «Война и мир», толковый словарь, карточки с вопросами, карточки для индивидуальной работы.
План урока.
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
Открытие нового знания.
Первичное закрепление
Физкультминутка
Работа над темой урока
Физкультминутка для глаз
Включение нового знания в систему знаний
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Как Кутузов бил французов
Узнать нам предстоит.
Самоопределение к деятельности
-Сегодня мы отправимся в историческое путешествие, и вы будите историками-исследователями.
- Кто такие историки - исследователи? (ответы детей)
— Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу. Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6. (1812 г.)
— Правильно, это 1812г. Этот год был непростым для России, а почему — вы узнаете сегодня на уроке. Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 г.».
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? (Почему эту войну называют отечественной? Сколько времени продолжалась эта война? Кто победил в этой войне? и т. д.)
— Какая цель урока может быть поставлена?
Причины Отечественной войны 1812 г. Результаты.
События.
Герои Отечественной войны 1812г.
(на слайде.)
III. Открытие нового знания
— Прежде чем мы начнем говорить об Отечественной войне, нам нужно выяснить, что значит слово «отечество».
- Как вы понимаете «Отечество»? (Ответы детей.)
— Где можем узнать определение этого слова? (В толковом словаре.)
В толковом словаре СИ. Ожегова нам прочитает, Каролина: отечество — страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Вы предположили правильно, а прочитав в толковом словаре Ожегова мы уточнили.
- Для нашего исторического путешествия, историки-исследователи будут работать в группах. Каждая группа исследует свои задания, и мы докажем, что война 1812 г была Отечественной?
Задание для первой группы (в конвертах)
1 группа работает с проблемой: исследует причины начала войны.
— Прочитайте текст на с. 112—113 учебника. Ответьте на вопросы.
1. В каком году началась война?
2. Между какими странами шла война?
3. Кто первым начал войну и почему?
4. Кто возглавлял французскую армию?
5. Кто возглавил русскую армию?
Задание для второй группы
Проблема: исследовать главное событие, сражение Отечественной войны 1812 г.
— Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114—115. Ответьте на вопросы.
1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?
2. Где оно произошло?
3. Чем закончилось?
4. Какой момент боя был самым тяжелым?
5.О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114—115?
Задание для третьей группы
Проблема: исследовать героев, партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.
— Прочитайте текст на с. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы.
1. Кто такие партизаны?
2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?
3. Как была изгнана французская армия за пределы России?
-Вам дается 7 минут изучить проблемы, потом обсудить вопросы и приготовить ваши ответы. Приступаем.
IV. Первичное закрепление
- Своими историческими исследованиями делится 1 группа историков.
Выступление 1 группы.
- Солдатам всегда нужно быть в боевой готовности, поэтому они делают зарядку. Сейчас мы отдохнем, и продолжим работать с новыми силами.
V. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим (бег на месте),
До лужайки добежим (бег продолжается).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
(прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп! (присели). Немного отдохнем.
И с лужайки в класс пойдем (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).
Все, закончилась игра —
Заниматься нам пора.
VI. Работа над темой урока
Отвечаем кратко.
- Когда началась война? (1812)
-Кто возглавлял французскую армию? (Б. Наполеон)
- Кто командовал русской армией? (М.И.Кутузов)
- Своими историческими исследованиями делится 2 группа историков.
-Выступление 2 группы.
- Что вас удивило из услышанного? (Ответы детей)
- Давайте просмотрим видео сюжет Бородинского сражения из фильма «Война и мир», и убедимся, что исследование 2 группы проведено, верно.
- Какие эмоции вызвал у вас просмотренный сюжет? Почему? (ответы детей)
- Своими историческими исследованиями делится 3 группа историков.
- Выступает 3 группа.
- Кто командовал партизанским движением? (Командовал Д.Давыдов)
- Почему нужны были партизанские отряды? (Ответы детей)
VII. Физкультминутка
Упражнения нужно делать, встав из-за парты. Учитель показывает сначала все движения детям.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
VIII. Включение нового знания в систему знаний
1. Работа в парах (проверка)
(Задание на карточке.)
— Заполните пропуски в тексте.
Армия французского императора ... перешла границу России в ... году. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют .... Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец ... . Главное сражение этой войны —….. .
- Обменяемся карточками, проверяем глядя на слайд. Кто без ошибок выполнил.
- Сейчас работаем командой. За правильный ответ жетон.
Блицопрос
• Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110км от Москвы.)
• Почему Кутузов решил отступить? (Чтобы сберечь войско.)
• Почему Наполеон, французы оставили Москву? (Из-за пожаров, голода армии в Москве.)
• Кто наносил значительный урон отступающим французам? (Партизаны.)
• Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? (Храм Христа Спасителя.)
IX. Подведение итогов урока
— О каком историческом событии мы сегодня говорили?
— Что произвело на вас самое большое впечатление? (Высказывания детей.)
— Объясните, почему война 1812 г. называется отечественной. (Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 г. после того, как на защиту родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную.)
Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, земле предков, к традициям не родится и чувство единения с народами России.
— Достигли ли мы цели урока, проведя историческое исследование?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
X. Рефлексия
Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)
— Дополните предложения.
• Я узнал...
• Я научился...
• Было трудно...
• Новые знания мне...
Цифровой веер взяли, оцените свою работу от 1 до 9 баллов.
Выставление оценок учителем.
— Дифференцированное домашнее задание.
1. Прочитать текст на с. 112—119 учебника.
2. Выполнить задание 1,2, 3 на с. 39-41 рабочей тетради.
3. На слайде. Найти дополнительный материал по данной теме. Я предлагаю приготовить сообщения: Бородинский мост, Панорама «Бородинская битва». Храм Христа Спасителя.
Используемые ресурсы:
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-otechestvennaya-voyna-goda-klass-1144166.html
Физкультминутка двигательная - https://infourok.ru/fizkultminutki-v-stihah-dlya-klassov-1273263.html
Физкультминутка для глаз -http://gamejulia.ru/fizkultminutki-dlya-glaz.html
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 216
Ютуб
8