Конспект урока по окружающему миру
по теме:
«Отечественная война 1812 года»
4 класс
Автор-составитель Аберясева Т.И.,
учитель начальных классов МБОУ «Темниковская СОШ № 1»
Цели: 1. познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года,
основными этапами и событиями, героями;
2. развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, делать выводы;
3. воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине,
её героям, национальную гордость
Этапы урока:
Организационный этап: ввести уч-ся в урок, настроить на работу.
Этап подготовки к работе на основном этапе: вспомнить события истории своей страны, повторить даты.
Этап усвоения новых знаний: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, с основными событиями, именами.
Этап самоконтроля знаний: первичный контроль и самоконтроль усвоенных знаний.
Этап информации о домашнем задании: проинформировать о домашнем задании, дать возможность самим определить его круг.
Подведение итогов.
Ход урока:
І. Организационный момент: (приветствие, проверка готовности к уроку)
ІІ. Этап подготовки к работе на основном этапе. Актуализация ранее изученного:
У. Начнем урок с работы в парах. Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?
У. - Что общего у этих пословиц?
У. - Как вы думаете, почему именно с них мы начали урок?
-Дети, работая в паре, составляют из слов пословицы. У каждого ряда – своя пословица:
1.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
3.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей).
( - Все они о Родине.
- Мы изучаем историю своей Родины
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
(- Эпоху Екатерины Великой - российской императрицы.)
- Давайте вспомним наиболее важные моменты этой темы.
2 слайд: - Кто продолжил дело Петра І?
3 слайд ( - Екатерина Великая.)_
4 слайд: - Назовите самый большой город Российской империи в 18 веке.
. 5 слайд:( - Санкт- Петербург.)
6 слайд: Во время войны России и Турции отличились?
У. 7слайд: - Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов. Вы видите портреты этих великих полководцев.
- Молодцы, действительно у России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин России.
Работа по «Ленте времени».
Назовите даты, размещённые на «Ленте времени», размещённой на доске.
С какими историческими событиями они связаны?
988 год – Крещение Руси (князь Владимир – Красно Солнышко);
1147 год – Первое упоминание о Москве (князь Юрий Долгорукий);
1240 год – Нашествие на Русь монголо – татар (хан Батый);
1242 год – Ледовое побоище (князь Александр Невский);
1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);
1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);
1564 год – напечатана первая печатная книга в России (Иван Фёдоров);
1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма
Минин и Дмитрий Пожарский);
1703 год – основание Петербурга (царь Пётр I);
1709 год – Полтавская битва (Пётр I).
- Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей
(Родина – мать, умей за неё постоять?)
1240, 1242, 1380, 1480, 1612.
- Почему?
(- Эти даты связаны с событиями, когда русскому народу приходилось защищать свою землю.)
– Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой.
ІІІ. Этап усвоения новых знаний.
У. -Послушайте фрагмент из произведения композитора Римского-Корсакова «Млада». Вы услышите «Марш».
У. - Какая музыка звучала? (тревожная, торжественная, ликующая, печальная).
У. -И это не случайно, музыка характеризует ту эпоху, куда мы с вами отправляемся. В очень тревожное и грозное время.
У. - Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой и отправимся в 1812 год.
У. - Говорит ли вам эта дата о чём-либо? (Если дети знают, то они отвечают, если нет, то рассказывает учитель).
У. слайд 8: - В этом году началась одна из кровопролитных для России войн- Отечественная война 1812 года.
Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года».
У. - Как вы думаете война- это «хорошо» или «плохо»?
У. - Часто ли происходят в мире войны?
У. - По какой причине начинаются войны?
(Люди не хотят договариваться друг с другом, не хотят уступать, происходит захват чужих территорий, полезных ископаемых и водных ресурсов).
У.- Какие войны новой истории вам известны? (І мировая война, Великая отечественная 1941-1945 год, Японская война, Чеченская война, Афганская)
У. - Какими признаками можно наделить слово «Война»?
(Страшная, грозная, разрушительная и т.д…)
У. - А как лично вы относитесь к войне? ( я не хочу…)
У. -Как вы думаете, что значит Отечественная война? (люди встают на защиту своей Родины, своего Отечества).
У. 9 слайд:- Вот так трактует понятие «Отечество» Сергей Иванович Ожегов -составитель толкового словаря.
Читать слайд
У. -Кто на ваш взгляд является главной решающей силой победы в войне: (командир, армия, народ)
У. - Сегодня мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Любая война-это потери близких, трагедия в каждом доме. И в каждой войне есть люди, которые встают на защиту своего Отечества. Сегодня мы узнаем о таких людях, которые защищали своего родину в 1812 году.
У.10 слайд:- 1812 год- это начало какого века?
У. -Война с Россией была неизбежна. К 1812 году почти вся Европа была захвачена французами во главе с Наполеоном Бонапартом. Европейские города сдавались ему быстро и даже с почётом встречали своего завоеватели. Этот полководец мечтал завоевать весь мир, теперь его взгляд был направлен уже на Россию. Он привёл к границам России огромную армию.
Зачитать слайд.
У. 10слайды:- Рассмотрите портреты французского императора.
-Какое у вас сложилось впечатление об этом человеке (ответы)
Сообщение о Бонапарте Наполеоне (Макаева Виктория)
«Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти пришел в 1799 году. Это человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчиненных, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый человек. Он замахнулся на мировое господство и едва не достиг своей цели. Самой большой ошибкой было вторжение в Россию. Но это он поймет немного позже.
А накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев - я схвачу Россию за ноги, если я овладею Петербургом - я возьму её за голову, а заняв Москву - я поражу её в сердце. Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».
У. -Объясните его слова (Москва была и остаётся главным городом страны, её сердцем, как без сердца нет жизни, так и без Москвы нет государства).
У. -Но вы слышали, наверно, не раз такое выражение « у тебя наполеоновские планы»
У. - Что означают эти слова? (т.е. планы которым не суждено сбыться никогда).
У. 12 слайд:- Российскую империю в начале 19 века возглавлял Александр Павлович Романов (Александр І )
Кириллова Даша приготовила сообщение о Российском императоре.
Александр І был незаурядным дипломатом. Но есть небольшой нюанс в его отношениях с Наполеоном. В 1810 году Наполеон просил руки русской княжны Анны Павловны, которая являлась родной сестрой Александра І. Но он не дал согласия на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон стал смертельным личным врагом Российского императора. После победы над Наполеоном, он станет одним из самых могущественных правителей в мире.
У. 13 слайд:- 12 июня 1812 года Наполеон и его громадная армия вторглась, т.е. вошла в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.
У. -Какой войной она была для России? (освободительной)
У. - А какой была для Франции? (захватнической)
У. –Почему?
Ответы детей
У. - Наполеон собрал 600 тысячное войско из подвластных ему народов и двинул их в Россию. Он рассчитывал закончить войну за 1-2 месяца.
«Я иду в Москву»,- говорил он. И в одно или два сражения всё закончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира.
- Во главе русской армии стоял
14 слайд М. И. Кутузов. Ему на ту пору было уже 67 лет
Сообщение оМ. Кутузове
- Не случайно, при выборе главнокомандующего выбор Александра пал именно на него.
- Итак, 12 июня 1812 года армию Наполеона встретила у границ России армия Кутузова, которая насчитывала 210 тыс. человек.
Франция Россия
Наполеон Бонапарт М. И. Кутузов
628 тыс. чел. 210 тыс. чел.
15 слайд
- Что можете сказать, глядя на эту таблицу?
- К чему это может привести?
- Конечно же, Кутузов, будучи опытным военачальником, прекрасно это понимал.
Он сказал: «Если потеряем армию – потеряем Россию». Поэтому он не стал вступать в открытое сражение, а пошел на хитрость.
русская армия нарушила планы Наполеона. Уклоняясь от решающих битв, втягивая армию Наполеона в бескрайние российские просторы, изматывая противника мелкими боями, русская армия отступала. Каждый шаг вглубь родной земли давался солдатам с болью. После себя французские войска оставляли сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.
Работа с картой.
У.- Соориентируйтесь по карте: граница, моря, Москва…
У. - Посмотрите на условные обозначения. Что обозначают синие стрелочки? Что – красные?
У. - Постарайтесь определить по карте, что делают русские войска?
( - Русская армия отступает вглубь страны, уклоняясь от большого сражения.
Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками. Происходят небольшие сражения в различных местах)
У. - Что делают французские войска?
( - Преследуют русскую армию, углубляясь на территорию России.)
У. - Что ещё можете сказать, опираясь на карту? (Дети высказывают свои предположения, учитель корректирует, направляет, задает наводящие вопросы, помогает).
- Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками. Происходят небольшие сражения в различных местах.
- Как вы думаете, какие трудности будет испытывать армия Наполеона, двигаясь по территории России, после таких отступлений?
- создавались партизанские отряды, которые совершали вылазки, нападения в тылу врага.
- подвоз продовольствия и боеприпасов;
- несла потери в мелких столкновениях с русскими войсками;
16 слайд Бородинская битва
- Таким образом, к концу августа Наполеоновская армия приблизилась к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда» - сказал М. И. Кутузов. И. в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решается дать большое сражение.
-Историческое событие Бородинскую битву – отразил в своём стихотворении известный поэт М.Ю.Лермонтов. ВИДЕО (2 минуты о Бородинском сражении)
Отступление русской армии
17слайд:- Бородинское сражение (читать слайд)
У. -Чем же закончилось это сражение? Русские не разбили врага, но и не отступили. Наполеон не выиграл битву. Русские войска потеряли половину армии, но и французы не досчитались многих тысяч солдат и офицеров. У Наполеона оставалось ещё резервное, т.е. запасное войско.
У. -Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может совсем потерять армию.
-Перед Кутузовым и всем командованием русской армии встал вопрос - принимать ли новое сражение и не допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя.
У. 19 слайд:- 1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили, в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военные решали, как быть.
Инсценирование военного совета детьми.
У. 20 слайд:- 2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вошли, но увидели, что Москва покинута людьми и опустошена.
У. -Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с продовольствием и боеприпасами. Город был подожжён. Были взорваны склады с 20 000 пудов пороха, и Москву застилал едкий дым.
Заняв Москву, Наполеон объявил город своим трофеем, т.е. добычей, Москва была отдана на разграбление. (грабят Москву)
У. -Наполеон очень обманулся в своих ожиданиях.
. Голод и болезни стали одолевать французскую армию, -За время пребывания Наполеона в Москве, французская армия потеряла 30 тысяч солдат. и Наполеон приказал отступать из Москвы
21 слайд
Работа с картой:
У. - Найдите на карте пути отступления французской армии. Что можете сказать? Д. - Отступление проходило по тому же самому пути, где наступление.
У. - Как вы считаете, что ожидало Наполеона во время отступления по уже пройденной им старой Смоленской дороге? (нападения партизан, ополченцев)
:- «партизанское движение»
- Ситуация для французов осложнялась ещё и тем, что на борьбу встал весь народ. Инициатором стал полковник Денис Давыдов, получивший согласие на это ещё до Бородинского сражения.
22 слайд
:- Вскоре на занятых врагом территориях, начали возникать отряды из числа местных жителей. Крестьяне отказывались снабжать французов продовольствием, убивали их. Один исторический факт того времени: русский крестьянин отрубил себе руку, лишь бы эта рука ничего не сделала на пользу французам.
24 слайд
- Представьте, что мы стоим на обочине Смоленской дороги.
-В какое время года происходит отступление?
- Как выглядят солдаты? (потрёпанные, оборванные, голодные, обмотаны остатками одежды, мёртвые люди и кони лежат по обочинам).
-Какие трудности они испытывают?
-Так бесславно закончилась для захватчиков война.
25 слайд
-Русская армия наступала до самого Парижа, освобождая по пути города Европы.
25 декабря 1812 года Александр І издал Высочайший манифест (указ), возвещающий об окончании Отечественной войны 1812 года.
У. - С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратное дело тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги и героизма.
26 слайд- Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров.
ІV. Этап самоконтроля знаний
-Давайте проверим, что мы запомнили, какие знания вынесли из урока
- Оцените правильность выполнения работы.
Отечественная война 1812 года была не только войной армий. В ней принимал участие весь русский народ, который поднялся на защиту своей Родины.
-В честь Великого сражения осталась ещё одна память - популярный в наше время бородинский хлеб, вкусный, ржаной.
Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших своё Отечество.
VІ. Подведение итогов
У. -О чем говорили? Что запомнилось?
- Что произвело самое большое впечатление?
- О чем захотелось узнать поподробнее?
- Оцените свою работу на уроке:
- Все ли получилось, было понятно?
- Всегда ли вы были активны, внимательны?
-У вас на столах по три лепестка: красного, жёлтого и синего цвета. Если вы испытываете: чувство гордости за свою страну, её героев - жёлтый цвет,
чувство сострадания, милосердия - красный цвет,
ничего не испытываете - синий цвет.
-Прикрепите ваши лепестки магнитиком к сердцевинке.
-На что похоже? (солнышко)
-Пусть над вами всегда светит мирное небо. А вы будьте патриотами своей Родины и сострадательны и милосердны к окружающим.
-