СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года. Урок в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру и тематическая презентация "Отечественная война 1812 года". В физкультминутку рекомендую найти песенку "Аты-баты шли солдаты".

Просмотр содержимого документа
«Война 1812 года Урок»



Конспект урока по окружающему миру

по теме:

«Отечественная война 1812 года»

4 класс

Автор-составитель Аберясева Т.И.,

учитель начальных классов МБОУ «Темниковская СОШ № 1»


Цели: 1. познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года,

основными этапами и событиями, героями;

2. развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,

обобщать, делать выводы;

3. воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине,

её героям, национальную гордость


Этапы урока:

  1. Организационный этап: ввести уч-ся в урок, настроить на работу.

  2. Этап подготовки к работе на основном этапе: вспомнить события истории своей страны, повторить даты.

  3. Этап усвоения новых знаний: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, с основными событиями, именами.

  4. Этап самоконтроля знаний: первичный контроль и самоконтроль усвоенных знаний.

  5. Этап информации о домашнем задании: проинформировать о домашнем задании, дать возможность самим определить его круг.

  6. Подведение итогов.


Ход урока:

І. Организационный момент: (приветствие, проверка готовности к уроку)


ІІ. Этап подготовки к работе на основном этапе. Актуализация ранее изученного:

У. Начнем урок с работы в парах. Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?

У. - Что общего у этих пословиц?

У. - Как вы думаете, почему именно с них мы начали урок?


-Дети, работая в паре, составляют из слов пословицы. У каждого ряда – своя пословица:


1.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.


2. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.


3.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей).

( - Все они о Родине.

- Мы изучаем историю своей Родины


- Какую тему изучали на прошлом уроке?

(- Эпоху Екатерины Великой - российской императрицы.)

- Давайте вспомним наиболее важные моменты этой темы.

2 слайд: - Кто продолжил дело Петра І?

3 слайд ( - Екатерина Великая.)_

4 слайд: - Назовите самый большой город Российской империи в 18 веке.

. 5 слайд:( - Санкт- Петербург.)

6 слайд: Во время войны России и Турции отличились?

У. 7слайд: - Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов. Вы видите портреты этих великих полководцев.


- Молодцы, действительно у России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин России.

        Работа по «Ленте времени».

Назовите даты, размещённые на «Ленте времени», размещённой на доске.

С какими историческими событиями они связаны?

988 год – Крещение Руси (князь Владимир – Красно Солнышко);

1147 год – Первое упоминание о Москве (князь Юрий Долгорукий);

1240 год – Нашествие на Русь монголо – татар (хан Батый);

1242 год – Ледовое побоище (князь Александр Невский);

1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);

1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);

1564 год – напечатана первая печатная книга в России (Иван Фёдоров);

1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма

               Минин и Дмитрий Пожарский);

1703 год – основание  Петербурга (царь Пётр I);

1709 год – Полтавская битва (Пётр I).

- Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей

(Родина – мать, умей за неё постоять?)

1240, 1242, 1380, 1480, 1612.

- Почему?

(- Эти даты связаны с событиями, когда русскому народу приходилось защищать свою землю.)


– Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой.



ІІІ. Этап усвоения новых знаний.


У. -Послушайте фрагмент из произведения композитора Римского-Корсакова «Млада». Вы услышите «Марш».

У. - Какая музыка звучала? (тревожная, торжественная, ликующая, печальная).

У. -И это не случайно, музыка характеризует ту эпоху, куда мы с вами отправляемся. В очень тревожное и грозное время.

У. - Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой и отправимся в 1812 год.

У. - Говорит ли вам эта дата о чём-либо? (Если дети знают, то они отвечают, если нет, то рассказывает учитель).

У. слайд 8: - В этом году началась одна из кровопролитных для России войн- Отечественная война 1812 года.

Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года».


У. - Как вы думаете война- это «хорошо» или «плохо»?

У. - Часто ли происходят в мире войны?

У. - По какой причине начинаются войны?

(Люди не хотят договариваться друг с другом, не хотят уступать, происходит захват чужих территорий, полезных ископаемых и водных ресурсов).

У.- Какие войны новой истории вам известны? (І мировая война, Великая отечественная 1941-1945 год, Японская война, Чеченская война, Афганская)

У. - Какими признаками можно наделить слово «Война»?

(Страшная, грозная, разрушительная и т.д…)

У. - А как лично вы относитесь к войне? ( я не хочу…)

У. -Как вы думаете, что значит Отечественная война? (люди встают на защиту своей Родины, своего Отечества).

У. 9 слайд:- Вот так трактует понятие «Отечество» Сергей Иванович Ожегов -составитель толкового словаря.

Читать слайд

У. -Кто на ваш взгляд является главной решающей силой победы в войне: (командир, армия, народ)


У. - Сегодня мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Любая война-это потери близких, трагедия в каждом доме. И в каждой войне есть люди, которые встают на защиту своего Отечества. Сегодня мы узнаем о таких людях, которые защищали своего родину в 1812 году.


У.10 слайд:- 1812 год- это начало какого века?

У. -Война с Россией была неизбежна. К 1812 году почти вся Европа была захвачена французами во главе с Наполеоном Бонапартом. Европейские города сдавались ему быстро и даже с почётом встречали своего завоеватели. Этот полководец мечтал завоевать весь мир, теперь его взгляд был направлен уже на Россию. Он привёл к границам России огромную армию.

Зачитать слайд.


У. 10слайды:- Рассмотрите портреты французского императора.

-Какое у вас сложилось впечатление об этом человеке (ответы)


Сообщение о Бонапарте Наполеоне (Макаева Виктория)

«Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти пришел в 1799 году. Это человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчиненных, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый человек. Он замахнулся на мировое господство и едва не достиг своей цели. Самой большой ошибкой было вторжение в Россию. Но это он поймет немного позже.

А накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев - я схвачу Россию за ноги, если я овладею Петербургом - я возьму её за голову, а заняв Москву - я поражу её в сердце. Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

У. -Объясните его слова (Москва была и остаётся главным городом страны, её сердцем, как без сердца нет жизни, так и без Москвы нет государства).

У. -Но вы слышали, наверно, не раз такое выражение « у тебя наполеоновские планы»

У. - Что означают эти слова? (т.е. планы которым не суждено сбыться никогда).


У. 12 слайд:- Российскую империю в начале 19 века возглавлял Александр Павлович Романов (Александр І )


Кириллова Даша приготовила сообщение о Российском императоре.

Александр І был незаурядным дипломатом. Но есть небольшой нюанс в его отношениях с Наполеоном. В 1810 году Наполеон просил руки русской княжны Анны Павловны, которая являлась родной сестрой Александра І. Но он не дал согласия на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон стал смертельным личным врагом Российского императора. После победы над Наполеоном, он станет одним из самых могущественных правителей в мире.

У. 13 слайд:- 12 июня 1812 года Наполеон и его громадная армия вторглась, т.е. вошла в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

У. -Какой войной она была для России? (освободительной)

У. - А какой была для Франции? (захватнической)

У. –Почему?

Ответы детей

У. - Наполеон собрал 600 тысячное войско из подвластных ему народов и двинул их в Россию. Он рассчитывал закончить войну за 1-2 месяца.

«Я иду в Москву»,- говорил он. И в одно или два сражения всё закончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира.

- Во главе русской армии стоял

14 слайд М. И. Кутузов. Ему на ту пору было уже 67 лет

Сообщение оМ. Кутузове


- Не случайно, при выборе главнокомандующего выбор Александра пал именно на него.

- Итак, 12 июня 1812 года армию Наполеона встретила у границ России армия Кутузова, которая насчитывала 210 тыс. человек.


Франция Россия

Наполеон Бонапарт М. И. Кутузов

628 тыс. чел. 210 тыс. чел.

15 слайд

- Что можете сказать, глядя на эту таблицу?

- К чему это может привести?

- Конечно же, Кутузов, будучи опытным военачальником, прекрасно это понимал.

Он сказал: «Если потеряем армию – потеряем Россию». Поэтому он не стал вступать в открытое сражение, а пошел на хитрость.


русская армия нарушила планы Наполеона. Уклоняясь от решающих битв, втягивая армию Наполеона в бескрайние российские просторы, изматывая противника мелкими боями, русская армия отступала. Каждый шаг вглубь родной земли давался солдатам с болью. После себя французские войска оставляли сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.

Работа с картой.

У.- Соориентируйтесь по карте: граница, моря, Москва…

У. - Посмотрите на условные обозначения. Что обозначают синие стрелочки? Что – красные?

У. - Постарайтесь определить по карте, что делают русские войска?

( - Русская армия отступает вглубь страны, уклоняясь от большого сражения.

Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками. Происходят небольшие сражения в различных местах)

У. - Что делают французские войска?

( - Преследуют русскую армию, углубляясь на территорию России.)

У. - Что ещё можете сказать, опираясь на карту? (Дети высказывают свои предположения, учитель корректирует, направляет, задает наводящие вопросы, помогает).

- Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками. Происходят небольшие сражения в различных местах.

- Как вы думаете, какие трудности будет испытывать армия Наполеона, двигаясь по территории России, после таких отступлений?

- создавались партизанские отряды, которые совершали вылазки, нападения в тылу врага.

- подвоз продовольствия и боеприпасов;

- несла потери в мелких столкновениях с русскими войсками;

16 слайд Бородинская битва

- Таким образом, к концу августа Наполеоновская армия приблизилась к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда» - сказал М. И. Кутузов. И. в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решается дать большое сражение.


-Историческое событие Бородинскую битву – отразил в своём стихотворении известный поэт М.Ю.Лермонтов. ВИДЕО (2 минуты о Бородинском сражении)


Отступление русской армии

17слайд:- Бородинское сражение (читать слайд)

У. -Чем же закончилось это сражение? Русские не разбили врага, но и не отступили. Наполеон не выиграл битву. Русские войска потеряли половину армии, но и французы не досчитались многих тысяч солдат и офицеров. У Наполеона оставалось ещё резервное, т.е. запасное войско.

У. -Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может совсем потерять армию.

-Перед Кутузовым и всем командованием русской армии встал вопрос - принимать ли новое сражение и не допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя.


У. 19 слайд:- 1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили, в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военные решали, как быть.

Инсценирование военного совета детьми.


У. 20 слайд:- 2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вошли, но увидели, что Москва покинута людьми и опустошена.

У. -Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с продовольствием и боеприпасами. Город был подожжён. Были взорваны склады с 20 000 пудов пороха, и Москву застилал едкий дым.


Заняв Москву, Наполеон объявил город своим трофеем, т.е. добычей, Москва была отдана на разграбление. (грабят Москву)


У. -Наполеон очень обманулся в своих ожиданиях.

. Голод и болезни стали одолевать французскую армию, -За время пребывания Наполеона в Москве, французская армия потеряла 30 тысяч солдат. и Наполеон приказал отступать из Москвы

21 слайд

Работа с картой:

У. - Найдите на карте пути отступления французской армии. Что можете сказать? Д. - Отступление проходило по тому же самому пути, где наступление.



У. - Как вы считаете, что ожидало Наполеона во время отступления по уже пройденной им старой Смоленской дороге? (нападения партизан, ополченцев)

:- «партизанское движение»

- Ситуация для французов осложнялась ещё и тем, что на борьбу встал весь народ. Инициатором стал полковник Денис Давыдов, получивший согласие на это ещё до Бородинского сражения.

22 слайд

:- Вскоре на занятых врагом территориях, начали возникать отряды из числа местных жителей. Крестьяне отказывались снабжать французов продовольствием, убивали их. Один исторический факт того времени: русский крестьянин отрубил себе руку, лишь бы эта рука ничего не сделала на пользу французам.

24 слайд

- Представьте, что мы стоим на обочине Смоленской дороги.

-В какое время года происходит отступление?

- Как выглядят солдаты? (потрёпанные, оборванные, голодные, обмотаны остатками одежды, мёртвые люди и кони лежат по обочинам).

-Какие трудности они испытывают?


-Так бесславно закончилась для захватчиков война.

25 слайд

-Русская армия наступала до самого Парижа, освобождая по пути города Европы.

25 декабря 1812 года Александр І издал Высочайший манифест (указ), возвещающий об окончании Отечественной войны 1812 года.

У. - С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратное дело тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги и героизма.


26 слайд- Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров.


ІV. Этап самоконтроля знаний


-Давайте проверим, что мы запомнили, какие знания вынесли из урока

- Оцените правильность выполнения работы.


Отечественная война 1812 года была не только войной армий. В ней принимал участие весь русский народ, который поднялся на защиту своей Родины.


-В честь Великого сражения осталась ещё одна память - популярный в наше время бородинский хлеб, вкусный, ржаной.

Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших своё Отечество.

VІ. Подведение итогов

У. -О чем говорили? Что запомнилось?

- Что произвело самое большое впечатление?

- О чем захотелось узнать поподробнее?

- Оцените свою работу на уроке:

- Все ли получилось, было понятно?

- Всегда ли вы были активны, внимательны?


-У вас на столах по три лепестка: красного, жёлтого и синего цвета. Если вы испытываете: чувство гордости за свою страну, её героев - жёлтый цвет,

чувство сострадания, милосердия - красный цвет,

ничего не испытываете - синий цвет.

-Прикрепите ваши лепестки магнитиком к сердцевинке.

-На что похоже? (солнышко)

-Пусть над вами всегда светит мирное небо. А вы будьте патриотами своей Родины и сострадательны и милосердны к окружающим.

-

Просмотр содержимого презентации
«Мой урок 1812»

Кто продолжил дела Петра I ?

Кто продолжил дела Петра I ?

  • Екатерина Великая
  • М.В. Ломоносов
  • Иван Грозный
Екатерина Великая

Екатерина Великая

Самый большой город Российской империи в XVIII веке?   Москва

Самый большой город Российской империи в XVIII веке?

  • Москва

  • Рязань
  • Санкт- Петербург
Санкт - Петербург

Санкт - Петербург

Во время войны России и Турции отличились:

Во время войны России и Турции отличились:

  • А.В. Суворов
  • Ф.Ф. Ушаков
  • Александр Невский
  • Дмитрий Донской
Фёдор Фёдорович Ушаков Александр Васильевич Суворов

Фёдор Фёдорович Ушаков

Александр Васильевич Суворов

Отечество  - Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Отечество  - Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит

(Толковый словарь С.И.Ожегова)

Мы узнаем:

Мы узнаем:

  • 1. Причины начала войны.
  • 2 . Какие сражения произошли в 1812 году?
  • 3. Почему война называется Отечественной войной?
  • 4. Кто руководил сражениями?
  • 5. Чем закончилась война?
  • 6. Кто был героями той войны?
  • 7. Как сохраняют память о войне потомки?
На карте жёлтым цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году после завоевания ряда государств. Наступила очередь России.

На карте жёлтым цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году после завоевания ряда государств. Наступила очередь России.

В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором. С этого времени события в Западной Европе связаны с его именем и завоевательными войнами.

В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором.

С этого времени события в Западной Европе связаны с его именем и завоевательными войнами.

Император Александр Павлович Романов (Александр I )  годы правления 1801-1825

Император Александр Павлович Романов (Александр I ) годы правления 1801-1825

12 июня 1812 года громадная французская армия вторглась в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

12 июня 1812 года громадная французская армия вторглась в Россию.

Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

Командование русскими войсками принял Михаил Илларионович Кутузов.

Командование русскими войсками принял Михаил Илларионович Кутузов.

Армия России 210 тыс.чел. Армия вторжения  Франция  600 тыс.чел

Армия России

210 тыс.чел.

Армия вторжения Франция 600 тыс.чел

Кутузов был опытным военачальником. Он понимал, что с каждым шагом вглубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать.
  • Кутузов был опытным военачальником.
  • Он понимал, что с каждым шагом вглубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать.

26 августа на Бородинском поле под неумолкаемый грохот артиллерии сошлись две огромные армии.

26 августа на Бородинском поле под неумолкаемый грохот артиллерии сошлись две огромные армии.

Целый день битва длилась с переменным успехом. Когда стемнело, сражение замерло само собой. Наполеон при Бородино впервые не выиграл битву. Для русских это была значимая победа.

Целый день битва длилась с переменным успехом. Когда стемнело, сражение замерло само собой. Наполеон при Бородино впервые не выиграл битву. Для русских это была значимая победа.

Монумент на Бородинском поле

Монумент на Бородинском поле

А. Кившенко. Военный совет в Филях Русские войска отступали к Москве.1 сентября 1812года Кутузов созывает в Филях военный совет и ставит вопрос: давать бой под Москвой или сдать древнюю столицу?

А. Кившенко.

Военный совет в Филях

Русские войска отступали к Москве.1 сентября 1812года Кутузов созывает в Филях военный совет и ставит вопрос: давать бой под Москвой или сдать древнюю столицу?

Жители спешно покидали Москву. Французские войска входили в пустой город. Это было впервые. Во всех покорённых Наполеоном странах знатные горожане, признавая поражение, подносили Наполеону ключи от города. Долго ждал Наполеон на Поклонной горе, но никто ему ключи от Москвы не принёс. А на утро Москва запылала. Французам негде оказалось стать на зимние квартиры.

Жители спешно покидали Москву. Французские войска входили в пустой город. Это было впервые. Во всех покорённых Наполеоном странах знатные горожане, признавая поражение, подносили Наполеону ключи от города. Долго ждал Наполеон на Поклонной горе, но никто ему ключи от Москвы не принёс. А на утро Москва запылала. Французам негде оказалось стать на зимние квартиры.

Оставаться в разорённой Москве французы больше не могли. А русская армия перекрыла им все пути на юг. Вот тогда-то Наполеон понял, что Бородино было не победой, а поражением. Его войско вынуждено было вновь идти назад , по разорённой им же Старой Смоленской дороге.

Оставаться в разорённой Москве французы больше не могли. А русская армия перекрыла им все пути на юг. Вот тогда-то Наполеон понял, что Бородино было не победой, а поражением. Его войско вынуждено было вновь идти назад , по разорённой им же Старой Смоленской дороге.

Падение и пожар Москвы потрясли русский народ. По всей стране стало собираться народное ополчение. На захваченных землях разгоралось партизанское движение. Партизаны громили французские обозы, нападали на вражеские отряды.

Падение и пожар Москвы потрясли русский народ. По всей стране стало собираться народное ополчение. На захваченных землях разгоралось партизанское движение. Партизаны громили французские обозы, нападали на вражеские отряды.

Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие М.Кутузова еще до Бородинского сражения. Вскоре на занятых врагом территориях начали возникать отряды из числа местных жителей. Крестьяне отказывались снабжать французов продовольствием. Денис Давыдов

Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие М.Кутузова еще до

Бородинского сражения. Вскоре на занятых врагом территориях начали возникать отряды из числа местных жителей. Крестьяне отказывались снабжать французов продовольствием.

Денис Давыдов

Отступление французов сопровождала армия Кутузова, не давая им покоя ни в пути, ни на отдыхе. Наконец, в конце декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России. Начался распад империи Наполеона.

Отступление французов сопровождала армия Кутузова, не давая им покоя ни в пути, ни на отдыхе. Наконец, в конце декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России. Начался распад империи Наполеона.

Наполеоновская армия была изгнана из России

Наполеоновская армия была изгнана из России

Герои Отечественной войны 1812 года Михаил Богданович Барклай де Толли Пётр Иванович Багратион

Герои Отечественной войны 1812 года

Михаил Богданович

Барклай де Толли

Пётр Иванович Багратион

Надежда Андреевна Дурова Денис Васильевич Давыдов 29

Надежда Андреевна Дурова

Денис Васильевич Давыдов

29

Благодарные потомки хранят память о событиях Отечественной войны 1812 года Могила М. И. Кутузова в Казанском соборе. Памятник Кутузову около Казанского собора.

Благодарные потомки хранят память о событиях Отечественной войны 1812 года

Могила М. И. Кутузова в Казанском соборе.

Памятник Кутузову около Казанского собора.

Памятник на месте ставки главнокомандующего русской армии М.И. Кутузова 

Памятник на месте ставки главнокомандующего русской армии М.И. Кутузова 

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Вы можете выбрать сами: написать рассказ о герое Отечественной войны 1812 года или нарисовать фрагмент Бородинского сражения.
  • Прочитать и пересказать стр.112-117


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!