СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Отечественная война 1812 года в романе "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Отечественная война 1812 года в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" - приложение к уроку литературы в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Отечественная война 1812 года в романе "Война и мир"»

 «Отечественная война 1812 года»  .

«Отечественная война 1812 года»

.

Цели: Какие цели преследовали в этой войне Франция и Россия? Причины войны. Характер войны для двух стран.

Цели:

  • Какие цели преследовали в этой войне Франция и Россия?
  • Причины войны.
  • Характер войны для двух стран.
 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года, освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск Наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года, освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск Наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.

Политическая ситуация накануне войны Император Александр I

Политическая ситуация накануне войны

Император Александр I

Вооружённые силы противников Император Наполеон в 1812 году

Вооружённые силы противников

Император Наполеон в 1812 году

Стратегические планы сторон    Карта Европы в 1812 году

Стратегические планы сторон

Карта Европы в 1812 году

Наступление Наполеона (июнь—сентябрь 1812 г.) Переправа наполеоновской армии через Неман. Переправа итальянского корпуса Богарне через Неман 30 июня 1812.

Наступление Наполеона (июнь—сентябрь 1812 г.)

Переправа наполеоновской армии через Неман.

Переправа итальянского корпуса Богарне через Неман 30 июня 1812.

От Немана до Смоленска (июль—август 1812 г.) Северное направление Французы атакуют. Русская кампания 1812 года. Рисунок 1896 г.

От Немана до Смоленска (июль—август 1812 г.) Северное направление

Французы атакуют. Русская кампания 1812 года. Рисунок 1896 г.

Московское направление Схема соединения русских армий под Смоленском в начале августа 1812 года.

Московское направление

Схема соединения русских армий под Смоленском в начале августа 1812 года.

Южное направление Французская армия продвигается

Южное направление

Французская армия продвигается

От Смоленска до Бородино (август—сентябрь 1812 г.) Наполеон в окружении генералов руководит Бородинским сражением. Рисунок из книги XIX в.

От Смоленска до Бородино (август—сентябрь 1812 г.)

Наполеон в окружении генералов руководит Бородинским сражением. Рисунок из книги XIX в.

Бородинское сражение Атака русских кирасир под Бородино. Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

Бородинское сражение

Атака русских кирасир под Бородино.

Фрагмент панорамы Бородинского сражения.

Бородинское сражение - кульминация всего действия, во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление «захлебнулось»; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев, проверка их по отношению к отечеству, это решение «мысли народной» в романе.

Бородинское сражение - кульминация всего действия, во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление «захлебнулось»; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев, проверка их по отношению к отечеству, это решение «мысли народной» в романе.

Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск? Почему он изменил истинную диспозицию русских войск? Толстой усложняет положение русских . Таким образом он хочет показать, что сражение за отечество, где бы оно ни произошло, завершилось бы победой русского оружия . Бородино, по воле автора, произошло на случайной, неудобной и невыгодной для русских позиции. Русские сражались, почти не имея укреплений и в выгодных положений. Почему сражение показано глазами Пьера, человека невоенного?
  • Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск? Почему он изменил истинную диспозицию русских войск?

Толстой усложняет положение русских . Таким образом он хочет показать, что сражение за отечество, где бы оно ни произошло, завершилось бы победой русского оружия . Бородино, по воле автора, произошло на случайной, неудобной и невыгодной для русских позиции. Русские сражались, почти не имея укреплений и в выгодных положений.

  • Почему сражение показано глазами Пьера, человека невоенного?
«Мысль народная»  «Въехав на гору …. Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали …Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят».

«Мысль народная»

«Въехав на гору …. Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали …Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят».

Толстой почти исключает роль материально-стратегических факторов, ему важно показать дух войска, настроение участников боя , а Пьер, как человек невоенный, обратит внимание прежде всего на психологические факторы. Здесь писатель использует приём отстранения.

Толстой почти исключает роль материально-стратегических факторов, ему важно показать дух войска, настроение участников боя , а Пьер, как человек невоенный, обратит внимание прежде всего на психологические факторы. Здесь писатель использует приём отстранения.

Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем на­родом навалиться хотят»? Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорит о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: «...Одно слово - Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение» (ч. III , гл. XX ). В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины. Князь Андрей высказывает главную для по­нимания войны мысль: речь идет не о войне на абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты . И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом
  • Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем на­родом навалиться хотят»?

Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорит о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: «...Одно слово - Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение» (ч. III , гл. XX ).

В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным», всеобщим становится защита Родины.

Князь Андрей высказывает главную для по­нимания войны мысль: речь идет не о войне на абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты . И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом

Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, сейчас призы­вает к жестокой расправе над врагом. «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения. Война должна идти не по правилам фехтовального искусства, скажет далее Толстой (т.IV, ч. III , гл.1). Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война - это «самое гадкое дело в жизни». (т. III , ч. III , гл. XXV ), завершает автор устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, сейчас призы­вает к жестокой расправе над врагом. «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения.

Война должна идти не по правилам фехтовального искусства, скажет далее Толстой (т.IV, ч. III , гл.1).

Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война - это «самое гадкое дело в жизни». (т. III , ч. III , гл. XXV ), завершает автор устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

Князь Андрей Болконский Перед Бородинским сражением.

Князь Андрей Болконский

Перед Бородинским сражением.

Подготовка к Бородинскому сражению: лагерь французов. а) В чем разница в поведении русских и французов перед боем, а значит – и в войне? б) Как относится Толстой к своим героям? Например, к Наполеону? Что вы думаете о насморке Наполеона, ставшем «причиной» поражения (Глава XXVII ) Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что ос­новано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать « Vive l ' empereur !» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т. III , ч. III , гл. XXVIII ). Для самого Наполеона будущее сражение - большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы - войска.

Подготовка к Бородинскому сражению: лагерь французов.

а) В чем разница в поведении русских и французов перед боем, а значит – и в войне?

б) Как относится Толстой к своим героям? Например, к Наполеону? Что вы думаете о насморке Наполеона, ставшем «причиной» поражения (Глава XXVII )

Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что ос­новано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать « Vive l ' empereur !» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т. III , ч. III , гл. XXVIII ).

Для самого Наполеона будущее сражение - большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы - войска.

Большое место в романе “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. С помощью показа двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность или массы. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях?
  • Большое место в романе “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. С помощью показа двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность или массы. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях?
Кутузов воплощает образ полководца, который думает о своих солдатах и знает всех в лицо :
  • Кутузов воплощает образ полководца, который думает о своих солдатах и знает всех в лицо : "знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти"
Слава о Наполеоне облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего «кумира», постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности. Вот как Толстой описывает “великую армию” Наполеона: “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны”.
  • Слава о Наполеоне облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего «кумира», постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности. Вот как Толстой описывает “великую армию” Наполеона: “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны”.
Наполеон относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: “Война- игра, люди- пешки, которые следует правильно расставить и двигать”, “Шахматы расставлены; игра начнется завтра”.
  • Наполеон относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: “Война- игра, люди- пешки, которые следует правильно расставить и двигать”, “Шахматы расставлены; игра начнется завтра”.
 Наполеон умный и талантливый полководец, но солдаты для него - орудие победы , он о них думает как о кучке пешек , которая станет просто « мясом для пушек» или «едой для птиц».
  • Наполеон умный и талантливый полководец, но солдаты для него - орудие победы , он о них думает как о кучке пешек , которая станет просто « мясом для пушек» или «едой для птиц».
Вывод  В образах Наполеона и Кутузова Толстой изобразил идею войны и мира. Герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные наполеоновскими чертами, способствуют возникновению войн между людьми. Такими являются далекие от битв Курагины, Анна Павловна Шерер, Вера Ростова и другие. Герои же, тяготеющие к полюсу Кутузова, несут идеи мира, духовности и любви. Это Наташа Ростова, Марья Болконская и, как ни парадоксально, “военные” люди - Тушин, Тимохин, Денисов. Главные герои романа - Пьер Безухов и Андрей Болконский - проходят путь от Наполеона к Кутузову, от ложных ценностей к истинным идеалам.

Вывод

В образах Наполеона и Кутузова Толстой изобразил идею войны и мира.

Герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные наполеоновскими чертами, способствуют возникновению войн между людьми. Такими являются далекие от битв Курагины, Анна Павловна Шерер, Вера Ростова и другие.

Герои же, тяготеющие к полюсу Кутузова, несут идеи мира, духовности и любви. Это Наташа Ростова, Марья Болконская и, как ни парадоксально, “военные” люди - Тушин, Тимохин, Денисов.

Главные герои романа - Пьер Безухов и Андрей Болконский - проходят путь от Наполеона к Кутузову, от ложных ценностей к истинным идеалам.

«Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». «Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения.

«Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки».

«Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения.

«…Но вот он решается подъехать ближе. Потеряв из виду своих проводников, Пьер остаётся один и, проехав немного, оказывается на батарее Раевского, которая впоследствии окажется одним из самых важных мест Бородинского сражения».

«…Но вот он решается подъехать ближе. Потеряв из виду своих проводников, Пьер остаётся один и, проехав немного, оказывается на батарее Раевского, которая впоследствии окажется одним из самых важных мест Бородинского сражения».

Пьер на Бородинском сражении  «Мысль народная»  «Солдаты … убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами … тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие… Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище.

Пьер на Бородинском сражении «Мысль народная»

«Солдаты … убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами … тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие… Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. "Наш барин" прозвали его и про него ласково смеялись между собой».

Сначала Пьер был для солдат только забавой, многие подшучивали над ним, пока Пьер не заговорил с ними как равный, «они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их». Этот эпизод раскрывает образ Безухова как простого, доброго человека, лишённого сословных предрассудков и аристократизма. Пьеру понравились люди, окружавшая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу.

Безухова поразило то, что солдаты с хохотом разговаривали друг с другом, шутили. Смеялись над пролетающими снарядами. С каждым попавшим ядром оживление всё более и более разгоралось: «Чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей молнии скрытого, разгорающегося огня». Безухов не смотрел на пожар, полыхающий на поле сражения, он был поглощён созерцанием происходившего на батарее, он чувствовал, что всеобщее оживление «точно так же разгорается его душе». Пьер видел перед собой солдат, которые не столько боялись смерти, сколько не хотели замечать её. Но пули и снаряды всё-таки попадали в намеченные цели, в тех людей, которые ещё минуту назад также смеялись вместе с ними.

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых. Но самое сильное впечатление произвела на Безухова смерть молодого офицера, стоявшего рядом с ним, «всё сделалось страшно, неясно и пасмурно в глазах Пьера».

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

Но самое сильное впечатление произвела на Безухова смерть молодого офицера, стоявшего рядом с ним, «всё сделалось страшно, неясно и пасмурно в глазах Пьера».

Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

В кругу солдат

В кругу солдат

"Слава богу, что этого нет больше, - подумал Пьер, опять закрываясь с головой. - О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они... они все время, до конца были тверды, спокойны...- подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.

"Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая. - Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

Пьер уже не мог воспринимать происходившего: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали». Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения, многое изменили в его душе. Он видел, как умирают простые люди, и сам чуть не был убит . После всего увиденного им в первой в его жизни настоящей войне Пьер понял всю никчемность и ничтожность его прошлой жизни. Такая же мысль появилась ранее, во время Аустерлицкого сражения, и у князя Андрея. Случившиеся с Пьером события на батарее Раевского стали одними из важных для его душевных исканий.

Пьер уже не мог воспринимать происходившего: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали». Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения, многое изменили в его душе. Он видел, как умирают простые люди, и сам чуть не был убит . После всего увиденного им в первой в его жизни настоящей войне Пьер понял всю никчемность и ничтожность его прошлой жизни. Такая же мысль появилась ранее, во время Аустерлицкого сражения, и у князя Андрея. Случившиеся с Пьером события на батарее Раевского стали одними из важных для его душевных исканий.

 Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.

Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.

Ранение князя Андрея, его мужество (гл. XXXVI - XXXVII ) Полк князя Андрея на поле Бородина не ведёт войну в обычном понимании этого слова, а противостоит войне. Самое трудное - это не сражаться, а стоять под огнём неприятеля, не убегать и не драться, а быть в резерве, быть вместе со своими солдатами.

Ранение князя Андрея, его мужество (гл. XXXVI - XXXVII )

Полк князя Андрея на поле Бородина не ведёт войну в обычном понимании этого слова, а противостоит войне. Самое трудное - это не сражаться, а стоять под огнём неприятеля, не убегать и не драться, а быть в резерве, быть вместе со своими солдатами.

Легко ли было русским в бою? Зачем было нужно убивать князя Андрея? Почему Толстой показывает своего героя в резерве, в бездействии, а не в первых рядах атакующих, как в Аустерлицком сражении? Почему князь Андрей не предпринимает ни малейшей попытки спастись, когда перед ним падает граната? Но ведь князь Андрей мог бы отбежать от упавшей гранаты? Почему он этого не сделал? А могли ли отбежать с и д е в ш и е солдаты?
  • Легко ли было русским в бою?
  • Зачем было нужно убивать князя Андрея?
  • Почему Толстой показывает своего героя в резерве, в бездействии, а не в первых рядах атакующих, как в Аустерлицком сражении?
  • Почему князь Андрей не предпринимает ни малейшей попытки спастись, когда перед ним падает граната?
  • Но ведь князь Андрей мог бы отбежать от упавшей гранаты? Почему он этого не сделал? А могли ли отбежать с и д е в ш и е солдаты?
Итоги сражения . Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских – глава XXXVIII . Итог – это и описание природы - глава XXXIX . Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т. III , ч. III , гл. XXX - XXXIX ): бой идет «по солнцу и под солнцем». Сначала это утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов; затем солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко – уже в середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?» На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой се­литры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя .

Итоги сражения .

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских – глава XXXVIII .

Итог – это и описание природы - глава XXXIX .

Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т. III , ч. III , гл. XXX - XXXIX ): бой идет «по солнцу и под солнцем». Сначала это утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов; затем солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко – уже в середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?»

На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой се­литры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя .

Выводы. Толстой показывает войну двояко: 1. Изображает ужасы войны, например, на перевязочных пунктах: «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми разных положениях и мундирах на полях и лугах»; «На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью». «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?» 2. Изображает героизм народа, произносит гимн народ e -победителю: «...победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

Выводы.

Толстой показывает войну двояко:

1. Изображает ужасы войны, например, на перевязочных пунктах: «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми разных положениях и мундирах на полях и лугах»;

«На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью».

«Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

2. Изображает героизм народа, произносит гимн народ e -победителю: «...победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

Захват Москвы (сентябрь 1812 г.) Расстрел предполагаемых поджигателей Москвы французами. Пожар Москвы .

Захват Москвы (сентябрь 1812 г.)

Расстрел предполагаемых поджигателей Москвы французами.

Пожар Москвы .

Образ «дубины народной войны» в романе.

Образ «дубины народной войны» в романе.

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Идеология народной войны сформулирована Толстым в словах Андрея Болконского: «Французы разорили мой дом. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. Та же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Идея защиты от мародёров путём их казни воплощена в образе Тихона Щербатого.

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей.

Идеология народной войны сформулирована Толстым в словах Андрея Болконского: «Французы разорили мой дом. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. Та же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Идея защиты от мародёров путём их казни воплощена в образе Тихона Щербатого.

Петя Ростов, его любовь к жизни к жизни. Зачем его Толстой отправляет на войну? Зачем понадобилось автору смерть мальчика Пети, почти ребенка, только что начинающего жить?
  • Петя Ростов, его любовь к жизни к жизни.
  • Зачем его Толстой отправляет на войну?
  • Зачем понадобилось автору смерть мальчика Пети, почти ребенка, только что начинающего жить?
Петя, мальчик с удивительной ростовской непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, противопоставлен жестоким сценам войны. Участие его в войне - это нечто противное его существу. Петя носитель жизни и любви, он даже в войне видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Погибает он, так и не совершив героического поступка. «Опять опоздал!» - промелькнуло в его сознании. Сцена гибели Пети - новое проклятие войне, проклятие её бессмысленности и жестокости.

Петя, мальчик с удивительной ростовской непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, противопоставлен жестоким сценам войны. Участие его в войне - это нечто противное его существу. Петя носитель жизни и любви, он даже в войне видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Погибает он, так и не совершив героического поступка. «Опять опоздал!» - промелькнуло в его сознании. Сцена гибели Пети - новое проклятие войне, проклятие её бессмысленности и жестокости.

Отступление Наполеона (октябрь—декабрь 1812 г.)  От Москвы до Малоярославца (октябрь 1812 г.)   Отход французов из Москвы. Отступление Наполеона из Москвы. Сражение за Малоярославец.

Отступление Наполеона (октябрь—декабрь 1812 г.) От Москвы до Малоярославца (октябрь 1812 г.)

Отход французов из Москвы.

Отступление Наполеона из Москвы. Сражение за Малоярославец.

От Малоярославца до Березины (октябрь—ноябрь 1812 г.) Французские солдаты маршала Нея загнаны в лес в сражении под Красным. Казаки нападают на отступающих французов.

От Малоярославца до Березины (октябрь—ноябрь 1812 г.)

Французские солдаты маршала Нея загнаны в лес в сражении под Красным.

Казаки нападают на отступающих французов.

От Березины до Немана (ноябрь—декабрь 1812 г.) Бегство французов с семьями из России.

От Березины до Немана (ноябрь—декабрь 1812 г.)

Бегство французов с семьями из России.

Итоги Отечественной войны 1812 года

Наполеон, признанный гений военного искусства, вторгся в Россию с силами, троекратно превосходящими западные русские армии под начальством генералов, не отмеченных блестящими победами, а уже через полгода кампании его армия, сильнейшая в истории, была полностью уничтожена.

Уничтожение почти 550 тысяч солдат не укладывается в голове даже современных западных историков. Большое количество статей посвящено поиску причин поражения величайшего полководца, анализу факторов войны. Наиболее часто приводятся следующие причины — плохие дороги в России и мороз, встречаются попытки свалить разгром на плохой урожай 1812 года, из-за чего не удалось обеспечить нормальное снабжение. Более экзотическая версия называет победителем Наполеона вшей, которые распространили тиф среди его солдат.

Русская кампания получила в России название Отечественной, именно этим объясняя разгром Наполеона. К его поражению привела совокупность факторов: всенародное участие в войне, массовый героизм солдат и офицеров, полководческое дарование Кутузова и других генералов, умелое использование природных факторов. Победа в Отечественной войне вызвала не только подъём национального духа, но и стремление к модернизации страны, приведшее в конечном итоге к восстанию декабристов в 1825 году.

Итоги

По подсчетам Клаузевица армия вторжения в Россию вместе с подкреплениями в ходе войны насчитывала 610 тысяч солдат, включая 50 тысяч солдат Австрии и Пруссии. В то время как австрийцы и пруссаки, действовавшие на второстепенных направлениях, в основном уцелели, из основной армии Наполеона собрались за Вислой к январю 1813 г. лишь 23 тысячи солдат. Наполеон потерял в России свыше 550 тысяч обученных солдат, всю элитную гвардию, свыше 1200 орудий. Относительно большое количество спасшихся офицеров позволило Наполеону организовать новую армию, призвав рекрутов 1813 года.

Хотя Наполеону удалось собрать свежие силы, их боевые качества не могли заменить погибших ветеранов. Отечественная война в январе 1813 перешла в «Заграничный поход русской армии»: боевые действия переместились на территорию Германии и Франции. В октябре 1813 Наполеон был разгромлен в битве под Лейпцигом и в апреле 1814 отрекся от трона Франции.

Историк середины XIX века М. И. Богданович проследил пополнения русских армий за время войны по ведомостям Военно-ученого архива Главного штаба. Он посчитал пополнения Главной армии в 134 тыс. человек. Главная армия к моменту занятия Вильно в декабре насчитывала в своих рядах 70 тыс. солдат, а состав 1-й и 2-й западных армий к началу войны был до 150 тыс. солдат. Таким образом общая убыль к декабрю составляет 210 тыс. солдат. Из них, по предположению Богдановича, в строй вернулось до 40 тыс. раненых и больных. Он оценивает потери русской армии в Отечественной войне в 210 тысяч солдат и ополченцев.

Память о войне 1812 года 30 августа 1814 года император Александр I издал Манифест: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Праздник Рождества отмечался также как современный День Победы до 1917 года.  В ознаменование победы в войне было поставлено множество памятников и мемориалов. Ансамбль Дворцовой площади: Арка главного штаба Александровская колонна — менгир, один из известнейших памятников Петербурга. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Монферраном по указу Николая I в память о победе над Наполеоном. Наградная медаль в честь 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги»

Память о войне 1812 года

  • 30 августа 1814 года император Александр I издал Манифест: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Праздник Рождества отмечался также как современный День Победы до 1917 года.
  • В ознаменование победы в войне было поставлено множество памятников и мемориалов.
  • Ансамбль Дворцовой площади:
  • Арка главного штаба
  • Александровская колонна — менгир, один из известнейших памятников Петербурга. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Монферраном по указу Николая I в память о победе над Наполеоном.

Наградная медаль в честь 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!