СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок- игра  в 8б классе  Задачи:Повторить и обобщить материал по изучению истории России в Отечественной войне 1812 года (основные события того периода времени, исторических деятелей).

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года»



Тема : "Отечественная война 1812 года".

Повторительно-обобщающий урок- игра: в 8б классе

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить материал по изучению истории России в Отечественной войне 1812 года.

  2. Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;

  3. Развивать умения обобщать и делать выводы;

  4. Воспитание учащихся на примере героизма российского народа

  5. Воспитание чувства гордости за свою Родину. 

Задачи урока:

  1. ) Расширение кругозора учащихся в вопросах Отечественной войны 1812 года;

  2. Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений;

  3. Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе и индивидуально.

Тип урока: урок закрепления  знаний. 

Форма урока: урок- игра. 

Оборудование урока: ИКТ, дифференцированные задания, вопросы по теме в конвертах 

  1. Эпиграфы

  2. Таблички с названиями команд. 

  3. Портреты героев Отечественной войны 1812 года;

  4. Портрет императора Александра I;

  5. Фотографии исторических архитектурных зданий;

  6. Стол, компьютер, проектор, юла,14 конвертов с вопросами, мозаика «Исторические картины», кроссворд, раздаточный материал и карточки-баллы для поощрения команд за правильный ответ. учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России ХIХ в. 8 кл.

  7. репродукции: В. Верещагина «Конец Бородинского сражения», С.Герасимова «М.И. Кутузов на бородинском поле»,», А.Кившенко «Военный совет в Филях», Ф. Рубо «Бородинская битва».








Ход урока

1.Организационный момент. 

Вступительное слово учителя.

Вводный инструктаж (объяснение условий игры):

Учитель: Здравствуйте! (садитесь). Сегодня на нашем уроке присутствуют гости я рада приветствовать вас.

Учитель (ведущий): В памяти никогда не сотрутся подвиги русского народа и русской армии. Они сломили грозного врага. Врага захватившего всю Европу, поработившего народы проживающие там. И только Россия оказала достойное сопротивление . Героям этой войны, спасителям Отечества, храбрости народа которые любили Россию, защищали её, умирали за её свободу, посвящается наш урок-игра .

Учитель: Ребята, героям какой войны мы посвящаем наш урок ?

( Отечественной войны 1812г)

Учитель: - Как вы думаете, почему же я провожу данную игру? Давайте сформулируем цели нашего урока.

Ученики:

(1.Повторить и обобщить материал по изучению истории России в Отечественной войне 1812 года.Углубить и закрепить исторические знания об Отечественной войне 1812 года,
2.Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;
3.Развивать умения обобщать и делать выводы;
4.Воспитание чувства патриотизма на примере героизма русского народа, чувства гордости за свою Родину.)

Вступительное слово учителя. Вводный инструктаж (объяснение условий игры):

План проведения урока:

  1. Учитель объявляет название урока, цели, задачи.

  2. Представление команд, объявляются правила игры.

  3. Разыгрывается право первого хода.

  4. Ход игры.

  5. Подведение итогов.






Ход  игры: 

Учитель: Для проведения игры нам нужно выбрать жюри ( приглашаю гостей и детей)

Учитель: У вас было домашнее задание, разделиться на команды, придумать название, девиз и выбрать капитана команды. Я вижу что вы подготовились. Начнем представление.

Под звуки песни “Гардемарины, вперёд! Не вешай нос” появляются участники команд.

Ученики: Представляют свои команды. Защита эмблемы команд.

Представление команды:

1 команда - « Родина»

Кто Родине верен

И в бою примерен

Тот всякий пусть знает

Всегда побеждает.



2команда- « Разведчики»

Ходим ночью, ходим днём

Никогда не устаём.



3 команда – « Бородино»

Мы команда- Бородино,

У нас правило одно!

До победного конца

Бьются наши молодца!

Учитель: Молодцы!

Учитель: Итак, я напомню, вам о правилах игры.

Правила честной игры

  1. Играй честно. 

  2. Обидно когда проигрываешь, но не злись. 

  3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают. 

  4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. 

  5. Будь стойким, не унывай при неудачах. Учись у других. 

Итак, начинаем. 



Игра проходит в несколько раундов.

1. раунд.Разминка.

2. раунд- «Юный художник».

3. раунд “Отечественная война 1812 года в пословицах”.

4. раунд. ”О ком или о чём»

5. раунд.» Разведчики»

6.раунд. «Интенданты»

7раунд.» Гонка за лидером»

8раунд.- « Бой капитанов»

9.раунд.- « Разминируй»

10.раунд.-« Связь»

11. раунд Кроссворд для команд.

12.раунд. – «Обоз с продуктами»

Побеждает команда, сумевшая ответить на большее количество вопросов и набрать большее количество баллов.

А теперь разыграем право первого хода, с помощью жребия. Приглашаю к себе капитанов команды на жеребьёвку. (1, 2 ,3)

1 РАУНД. Разминка

Каждая команда по очереди крутит юлу, на котором конверте остановится стрелка юлы на тот вопрос и будет отвечать один из участников команды. Я вам буду давать 1 минуту на размышление, а затем один из знатоков озвучит ответ. Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ, право ответа переходит другой команде.

Внимание вопрос!

1. Одна российская бабушка написала «бабушкину азбуку» с анекдотами дидактического характера. А кто был ее любимый внук? (Александр I)

__________________________________________________________________

2.Назвать первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости? Дату и при каком правителе он был издан? (Указ о «вольных хлебопашцах», 1803, при Александре 1.)

__________________________________________________________________

3. Где и когда проходила встреча Александра I и Наполеона ?( р.Неман, г.Тильзит, 7 июля (25 июня) 1807г)

__________________________________________________________________



4. Назовите кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования, а так же его состав. (Негласный комитет, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей).

__________________________________________________________________

5.Какой император правил в начале 19 века? Назовите годы его правления. Какая война во время правления этого императора вошла в историю.(Александр 1 (1801-1825), Отечественная война 1812 года).

6.Почему военный поход Наполеона в Россию называют «нашествием двунадесяти языков»? (В его войске участвовали воины из завоёванных стран и стран-союзниц: немцы, австрийцы, швейцарцы, итальянцы и т.д.)



2 раунд- «Юный художник».

Каждая команда получает задание – собрать разрезанную репродукцию и выполнить задания.

  1. Назвать имя художника .

  2. Название картины.




3. раунд “Отечественная война 1812 года в пословицах”

О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но…распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.




1. На француза




а) бить французов.

2. От Бородинской пушки под Москвой

б) растерял свои подвязки.

3. Приехал Кутузов

в) да оступился.

4. Француз боек,

г) а замерз на Березине.

5. Наступил на землю русскую,

д) земля дрожала.

6. Отогрелся в Москве,

е) и вилы ружье.

7. Бонапарту не до пляски -

ж) да русский стоек.

(Ответ: 1-е, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-б)

4. Раунд « О ком или о чём»

О ком или о чём идёт речь, или кто бы это мог быть?»

Вопросы 1 команде

1. «Я в одно или два сражения всё кончу. Император будет на коленях просить мира». (Наполеон.)

3. «Он ведёт гостя в Москву». (О Барклае-де-Толли.)

Вопросы 2 команде

1.«Через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её». (Наполеон.)

2. «Этот российский монарх после победы над Наполеоном отказался принять орден Святого Георгия, признав, что заслуги Барклая де Толли и Кутузова выше императорских ». (Александр I)

Вопросы 3 команде

1. «Разве можно с такими молодцами отступать?» (Кутузов — после назначения на пост главнокомандующего русской армией.)

2. Кто и о ком говорил: «Общество ждало его назначения, и я его назначил. Сам же умываю руки». (Александр I о назначении Кутузова командующим армией.)

5. Раунд «Разведчики»

Ведущий. Во время разведки вам удалось из вражеского штаба выкрасть пакет с ценной информацией. В нём находились эти буквы. Из них надо сложить фамилию полководца Отечественной войны 1812 г. Время пошло. (Багратион.)

Ведущий. Багратион — один из полководцев, погибших на Бородинском поле. И он не единственный, кто так героически сражался. Перед боем Михаил Илларионович Кутузов обратился к солдатам с такими словами: «Вам придется защищать землю родную, послужить ей верой и правдой, до последней капли крови!» Простые слова, но они были понятны каждому воину, которые и послужили родной земле верой и правдой. Велики были потери с обеих сторон: французы потеряли 58,5 тыс. для воинов, а наши — 44 тыс., из них 23 генерала. Послушаем, как об этом сражении рассказывает великий русский поэт М.Ю.Лермонтов.

Ахмадуллина Дания прочитает отрывок из стихотворения «Бородино».

6. Раунд «Интенданты»

Ведущий. Прошу подойти ко мне по 1 человеку от команды. Вы — интенданты, то есть люди, которые отвечают за материальное обеспечение армии. Вам сейчас предстоит «закупить» головные уборы: сделать из газеты «пилотки», «треуголки» — у кого что получится. Время на их изготовление — 1 минута.

7. Раунд «Гонка за лидером»



Ведущий. Партизан, офицер, поэт ,гусар Денис Давыдов наносил неожиданные, стремительные удары противнику. Такими же стремительными должны быть и ваши ответы в этом раунде. За 30 секунд вам надо ответить на как можно большее количество вопросов. Сначала вопросы задаются одной команде, потом — другой. Задание понятно?

Вопросы команде

1. Где был дан бой накануне Бородинского сражения? (У деревни Шевардино — бой за шевардинский редут.)

2. Сколько времени шёл бой за Багратионовы флеши? (6 часов.)

3. Где расположились русские войска после отступления из-под Бородина? (Под Тарутино.)

4. Кто из русских классиков писал о войне 1812 г.? (М.Ю.Лермонтов — «Бородино», Л.Н.Толстой — «Война и мир».)

5. Почему Наполеон решил покинуть Москву? (Осталось пепелище, сгорел запас продуктов, армия не была готова к зимней кампании, армия разлагалась.)

5. Куда был сослан Наполеон в первый раз? (Остров Эльба.)

6. Главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г. (Война приобрела всенародный характер, а народ победить невозможно.)

7. Где соединились 1-я и 2-я русские армии? (У Смоленска.)

8. Во сколько часов началось Бородинское сражение? (Около 6 часов утра.)

9. Почему именно в Тарутино расположил Кутузов свои войска после отступления из-под Бородина? (Армия прикрывала путь в Тулу, где находились военный заводы, и путь в плодородные южные губернии.)

10. Кого из партизан Отечественной войны 1812 г. вы знаете? (Денис Давыдов, Курин, Василиса Кожина, Фигнер, Четвертаков и т.д.)

11. Почему Наполеон с неохотой возвращался по старой Смоленской дороге? (Она была разорена им самим, и население там было озлоблено против Наполеона.)

12. Где Наполеон бросил своё войско? (У реки Березины.)

13. Почему в обществе в начале войны были недовольны Барклаем? (Он был иностранцем, а войско отступало в то время, когда все ждали генерального сражения.)

14.Название, какого русского города звучит в почетном княжеском титуле фельдмаршала М.И.Кутузова? (Смоленский)  

15.Столица нашей Родины славится большим числом храмов. Один из них напрямую связан с историей Отечественной войны 1812 года и победой в этой войне. Что это за храм? (Храм Христа Спасителя) 




8. Раунд «Разминируй»

Переходим непосредственно к боевым действиям. Разминируй! (Что или кто является лишним в ряду)


1команда - Руководители партизанских отрядов: Г.Курин, Е. Четвертаков, П. Багратион, А. Фигнер. (П. Багратион) 

2команда- Места Бородинского сражения: Шевардинский редут, Дрисский лагерь, Багратионовы флеши, батарея Раевского. (Дрисский лагерь) 

3команда- Командующие армиями: П. Багратион, М. Барклай, А. Тормасов, Э. Тотлебен (Э. Тотлебен)



9 раунд « Кроссворд для команд».

10раунд «Связь». 

На войне огромную роль играет правильно отлаженная связь. У нас проблемы со связью. Она прервана. Нужно срочно ее восстановить. Для этого расставьте в правильной последовательности события войны 1812г



1. Переправа через р. Березину 

2. Пожар Москвы 

.3 Совет в Филях 

4. Бородинское сражение 

5. Тарутинский маневр 


(4, 3, 2, 5, 1) 


11. Раунд - «Обоз с продуктами»

Ведущий. После Бородинского сражения Кутузов отвел свои войска к Тарутино, что в 80 км от Москвы. Подтягивались резервы, залечивались раны. Вот и капитаны сейчас будут пополнять свои резервы. Задание: по очереди называйте слова, имеющие какое-либо отношение к Отечественной войне 1812 г. Задание понятно? За каждое правильное слово капитан имеет право взять 1 мешочек с продуктами для своей команды.

Обоз с «продуктами» — в студию! (Приносят поднос, на котором в качестве «мешков с продуктами» лежат конфеты.)

Ведущий. Ну что ж, закончилось Бородинское сражение, подошла к концу и наша игра. Прошу жюри огласить окончательные итоги и сказать заключительное слово.

(Оглашение окончательных результатов, награждение победителей и участников игры.)



Подведение итогов.

Ведущий. Я поздравляю игроков, жюри, болельщиков. Спасибо ребята за великолепную игру. Команда победителей получает оценки «5». ВСЕ УЧАСТНИКИ ОЧЕНЬ ХОРОШО РАБОТАЛИ!!!

Сегодняшний урок закрепил ваши знания по событиям Отечественной войны 1812 года. Мы увидели, что со стороны России, война носила справедливый, народный характер.

В борьбе за свободу и независимость приняли участие представители различных слоев населения, представители различных национальностей.В условиях всеобщей трагедии  у людей обострилось чувство  патриотизма, которое есть и в вас, ребята. Я думаю, что если придет час испытаний, то каждый из вас возьмется за правое дело – защита Родины, России.

Закончить урок мне хочется на поэтической ноте, это стихотворение А. Кедрина, это обращение к ВАМ, современному поколению:

В час испытаний поклонись Отчизне

По-русски, в ноги и скажи ей: 
- Мать! Ты жизнь моя! 
Ты мне дороже жизни! 
С тобою - жить, 
С тобою - умирать! 
Будь верен ей. 
И как бы не был длинен 
И тяжек день военной маяты, - 
Коль пахарь ты, 
Отдай ей все, как Минин, 
Будь ей Суворовым, 
Коль воин ты. 
Люби ее, клянись, 
Как наши деды, 
Горой стояли за жизнь ее и честь 
Чтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ: 
И моего здесь капля меда ЕСТЬ. 

На ваших партах вы видите смайлики (грустный и веселый), если вам понравился урок - поднимите весёлый смайлик , если нет - то грустный. До свидания. Всего вам доброго.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!