СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.Первый урок по теме

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года»

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Султанова Клавдия Акимовна

МБОУ ООШ с. Гвардейское Красноармейского района Саратовской области

Учитель истории и обществознания

История

Класс 9

Тема: «Отечественная война 1812 года» ( первый урок по теме)

Цели урока: 1) осмысление социального опыта предшествующих поколений;

2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией: анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы; готовность к сотрудничеству с соучениками;

3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Задачи:

1) На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи. 2) На основе работы с текстом учебника и исторического источника, с исторической картой узнать об основных причинах войны 1812 г и событиях, связанных с нашествием армии Наполеона в Россию, установить логические связи между Тильзитским миром и нашествием армии Наполеона в Россию.

3) В ходе коллективного обсуждения определить причины отступления русской армии, причины оставления Москвы, осознать роль народа в разгроме Наполеона.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: работа в парах, коллективная работа.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, подключение к интернету для работы с сервером LearningApps.org , карточки с нумерацией от 1 до 5 (для работы в группах) - 5 наборов карточек, на доске - портреты Александра 1, Наполеона, Барклая де Толли, Багратиона, Раевского, братьев Тучковых, Д.Давыдова, картины с изображением основных сражений Отечественной войны.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личност-ные результа-ты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1 этап. Мотивация (самоопре-деление к учебной деятельности)

Приветствие.

- Послушайте пожалуйста стихотворение Лермонтова Два великана и попробуйте определить, о ком идет речь.

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ;
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец, —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою....
Ахнул дерзкий — и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.


Корректирует ответы учащихся. Итак , мы с вами выяснили, что в этом стихотворении речь идет о вторжении Наполеона в Россию.



Учащиеся выдвигают версии, о каких двух великанах говорится в стихотворении.

Речь скорее всего идет о русском царе, так как он в золотой шапке. И ждал он нападения другого великого человека, слава о котором уже шла по миру.

Определять и объяснять свое отношение к наиболее значитель-ным событиям и личностям

Умение выдвигать версии и приво-дить аргумен-ты

2 этап. Определе-ние темы урока и постановка цели. Создание проблем-ной


- Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род. О таком историческом событии начала 19 века пойдет речь на сегодняшнем уроке.

- А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» размышляет: «Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?»

- Нам надо определить тему урока. Для этого, что мы уже знаем?

- Какое страшное историческое событие можно сравнить с грозой? -попробуйте сформулировать тему урока

- Есть еще война в истории России до 19 века, которая имеет такое название?

-Какой у вас возникает вопрос?

- Какие цели вы ставите перед собой в течении этого урока?












Ответы детей




-Важное событие начала 19 века, гроза 12 года.)




-войну

Учащиеся участвуют в их обсуждении. Анализируют. Выдвигают варианты формулировок цели.

-Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия.

Ученики формулируют основной вопрос ( проблему ) урока: «За какое отличие от других войн война 1812 г получила название «Отечественная»?

Записывают тему урока: «Отечественная война 1812 года»


Выявлять характер-ные , сущест-венные признаки исторических событий

Умение сотрудничать, вступать в дискус-сию

3 этап. Актуализация знаний и выявление затруднений

Подберите слова или словосочетания, характеризующие внешнюю политику Александра I.



Можем ли мы выявить причины войны между Россией и Францией?


Как вы думаете, с какими затруднениями мы можем столкнуться при изучении новой темы?

Ближневосточное и европейское направления, антинаполеоновская коалиция, союзники, тильзитский договор, континентальная блокада.

Ответы учащихся.

Составление логической цепочки событий: тильзитский мирный договор – ухудшение экономического положения России – нарушение условий договора - нападение на Россию.

В тексте много новых слов: флеши, редут, батарея, кавалерия, пехота, артиллерия.

Запись определений в тетрадь.


Умение отстаивать свою точку зрения

Устанав-ливать причинно-следственные связи событий

Извлекать информа-цию из текста

4 этап. Открытие учащимися новых знаний.

Новое знание получают в результате самостоятельного исследова-ния

Далее учитель направляет деятельность учащихся. Класс получает задание для работы в группах. Необходимо, используя свой отрывок текста учебника или документ, найти ответ на вопрос.

Каждый участник получает номер от 1 до 5. Участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы. Каждая группа досконально изучает свою часть текста и отвечает на вопросы к нему, используя карту

Примерные вопросы группам:

1 эксперт- «Начало войны»:

- Когда началась война?

- Кто командовал 1, 2, 3 русскими армиями?

-Какова численность русской армии в начале войны? французской армии?

- каков был план военной компании Наполеона? Каков план русского командования?

-Почему русская армия отступала?


2-й эксперт – «Смоленское сражение»;

-Кто руководил действиями русской армии?

-Какую тактику выбрал Барклай де Толли?

-Где должны были соединиться 1 и 2 русские армии?

-Когда началось Смоленское сражение?

-Какое значение имело Смоленское сражение?

-Когда и почему произошла смена командования русской армией?

-Кто стал новым командующим русской армией? Какую тактику он выбрал и почему?


3-й эксперт –«Бородинское сражение»

-Каково было соотношение русской и французской армией перед Бородинской битвой?

-Когда состоялось генеральное сражение?

-Где начались первое наступление французских войск?

-Приведи пример героической обороны русских позиций на Бородинском поле?

-Каковы были потери русской и французской армий при Бородино?

-Кто победил, по твоему мнению, в Бородинской битве?

-Когда состоялся Совет в Филях? Какой вопрос там обсуждали? Какое было принято решение на совете?

-Что такое Тарутинский марш маневр? Какое значение он имел?


4-й эксперт – «Партизанское движение»:

-В чем проявлялся народный характер войны?

-Что такое ополчение? Какую помощь ополченцы оказывали действующей армии?

-Какую роль в партизанском движении сыграл Денис Давыдов?

--Кто такие партизаны? Приведи пример крестьянского партизанского движения.

- Какова их роль в разгроме армии Наполеона?


5-й эксперт – «Отступление французской армии»:

-Пытался ли наполеон заключить мир? Почему?

-Когда французская армия покинула Москву?

-По какой дороге двинулась французская армия?

-Что заставило французскую армию повернуть на Старую Смоленскую дорогу?

- Какие сражения произошли на этом этапе войны?

-Когда война была завершена?

-Какой характер носила война 1812 г?




Выработка собствен-ной позиции, оценка процесса

Способ-ность анализировать и действо-вать с позиции содержа-ния предмета

Формирование навыков поиско-вой деятельности, формиро-вание умений учебного сотрудничества

5 этап. Первичное закрепле-ние

Учитель предлагает экспертным группам выступить со своими сообщениями






-Итак, мы отмечаем, что нового узнали об истории Отечественной войны?


Итак, мы должны были выяснить причины победы россиян в войне 1812 года. В чем они? КОРЗИНА ИДЕЙ




По ходу изложения материала учащиеся перерабатывают информацию при помощи построения таблицы, где:

1.Основные сражения

2. Соотношение сил

3. Командующие

4 колонка пока не заполняется


Учащиеся делают вывод о том, почему война называется Отечественной.



Учащиеся выдвигают свои идеи:

- моральный дух русской армии выше,

-патриотизм, мужество;

-талантливые полководцы, гений Кутузова,

- со стороны России война носила освободительный характер

- широко развернулась партизанская война


Умение выстраи-вать отношения внутри группы

Способ-ность приме-нять понятий-ный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа

Способ-ность сознательно организо-вывать и регулиро-вать свою деятель-ность


6 этап. Самосто-ятельная работа с самопро-веркой по эталону


Перед вами пять событий войны 1812 года. Расположи их в правильной хронологической последовательности, поставив против каждого события порядковый номер: 1, 2, 3, 4, 5.

Бородинская битва.

Войска Наполеона переходят границу России.

Русская армия оставляет Москву.

Русская армия отходит в глубь страны.



Учащиеся выполняют задание и проверяют его по эталону





Знать события отечест-венной войны


Опреде-лять степень успеш-ности выполне-ния работы, исходя из имею-щихся критериев


7 этап. Включение новых знаний в систему учебных действий


Вам поручено оформить стенд по Отечественной войне 1812 года. У вас есть картины по событиям этой войны и тексты. Соотнесите картины с текстами.


Задание: вырежи и наклей.




Учащиеся выполняют задание и полученную комбинацию заносят в четвертую колонку таблицы.





Учащиеся вырезают фрагменты картосхем и наклеивают их правильно.




осознание своей идентичности как граждани-на страны


умения изучать и систематизировать информа-цию из различ-ных исторических источни-ков

Способ-ность сознательно органи-зовывать и регулиро-вать свою деятель-ность

8 этап. Домашнее задание

Составьте задание к игре

« Четвертый лишний» по теме «Отечественная война 1812 года».

Придумайте задание для викторины по этой же теме.





9 этап. Рефлексия. Осознание обучающимися своей учебной деятельности

Итак, подведем итоги урока, закончив предложение:


Я узнал (-а) …


Я научился (-лась) …


Мне понравилось …


Я бы хотел (-а) …


Новые знания мне …


Учащиеся озвучивают выбирают любое предложение и заканчивают его

Осознавать причины своего успеха или неуспеха.


Умение выражатьсвои мысли

Тексты:

Текст 1.

«Несколько выше Ковно, там, где в Неман впадает маленькая речка Еся, река образует большую луку в сторону западного берега. Это место избрал Наполеон для перехода через Неман главной части своей армии. Император переправился один из первых. Ступив на неприятельский берег, он долго стоял у мостов, ободряя солдат и слушая восторженные «Vive l'Empereur!». Потом, наэлектризованный, пришпорив коня, поскакал в лес во весь опор, и долго мчался вперед, совершенно один, в каком-то опьянении. Наконец опомнился, медленно вернулся к мостам, и, присоединившись к одному из гвардейских отрядов, направился в Ковно.»

(Источник : http://www.museum.ru/1812/Library/Sitin/contents3.html)

Текст 2.

«Древний город России, названный народом «Ключ-город», запиравший дорогу на Москву, готовился к отпору. С рассветом 16 августа белый туман, стоявший над Днепром, растворился в лучах восходящего солнца.

Стало видно, как в открытом поле строятся колонны французов. Вот они тронулись и пошли в наступление. Корпус Нея атаковал предместье Смоленска. В 9 часов утра к атакующим войскам подъехал сам Наполеон. По его приказу открыли огонь 150 пушек. Затем в атаку пошли главные силы французской армии. Их встретил огонь 70 русских пушек. Французы, неся потери от русских ядер, все же достигли рва у городских стен. Им навстречу бросились русские пехотинцы. На всем фронте завязался рукопашный бой. Рвы заполнялись телами убитых и раненых. Французы не выдержали штыкового удара русских и отошли. Снова гремели пушки. Снова били барабаны, собирая в строй полки. Трубили трубы и гудел набат, скликая население тушить пожары, помогать русским воинам в бою. Новые и новые дивизии бросает Наполеон на город. Из последних сил держится, истекая кровью, пехота генерала Раевского. К вечеру на взмыленном коне примчался к Раевскому офицер-гонец с запиской Багратиона: «Друг мой! — писал Багратион. — Я не иду, а бегу. Желал бы иметь крылья, чтобы скорей соединиться с тобой. Держись!»

(Источник: http://1812.dt-ostrova.ru/page6.html)



Текст 3.

«Шахматы поставлены, игра начнется завтра» - сказал Наполеон, возвратясь в свою палатку. Но прежде чем начаться задуманной игре был прочитан перед войсками, как только они заняли свои места по диспозиции, знаменитый приказ Наполеона:

«Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»

(Источник: http://www.museum.ru/1812/Library/Sitin/contents3.html)



« Марш, марш! пошли вперед, и более
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел.
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
 Гора кровавых тел.»

М.Ю. Лермонтов



Текст 4.

Фрагмент донесения Кутузова императору Александру от 4 сентября:

«...в таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России... Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию».

Текст 5.

«Нет. Не пошла Москва моя
К нему с повинной головою!..
Не праздник, не приемный дар —
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою»...

А.С. Пушкин.

Репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 г