Тема: «Мировой океан, его части, его единство».
Урок – путешествие. 7 класс.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся, формировать интерес к предмету.
Оборудование: карты полушарий, атласы, корабли, флажки, якорьки, карточки, фишки,
Эмблемы, рында.
Ход урока: (звучит музыка)
Класс садится по группам
Учитель:
Вы слышите эту удивительную музыку? Она зовет нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель:
Переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о нем.
У нас 4 фрегата, и каждая команда плывет на своем корабле. (столы в кабинете расставлены в форме треугольников, напоминающих форму корабля), у нас есть помощники – диспетчеры – которые будут наблюдать за нашим плаванием, и оценивать правильность его курса, за каждое выполненное задание команды будут получать морские ракушки, команда, у которой окажется большее количество ракушек, станет победителем нашей игры «Морское путешествие». Время на задания будет ограничено, звон рынды огласит время начала и окончания конкурса.
Даю сигнал рынды
Для начала, представим свои фрегаты.
Представление команд.
Но, чтобы пройти воды МО, нужна смелость, отвага, и конечно удача, поэтому необходимо провести один важный ритуал всех моряков Земли для которого нужна вода МО. А какими свойствами обладает вода МО? Но, мы так далеко от океана, и у нас есть только вода из водопровода. Как нам быть? Где взять воду МО? Сделать самим!
«Ритуал помазанья»
Свистать всех наверх! Команды в сборе, и для начала мы узнаем, из какого порта мы начинаем свое плавание, и кто первым возглавит регату. Это будет та команда, которая опередит всех, выполняя первое задание. 1 ракушка - бонус
Задание № 1
Определите координаты порта – 51 градус с. ш. и 0 градусов з. д. (Лондон) Учитель:
Итак, друзья, в путь! Совершим кругосветное плавание. Через Финский залив переплываем Балтийское море и вот мы в просторах Северного моря. А впереди Атлантический океан. Что вы уже знаете о нем? (ответ учеников)
Видео про Саргассово море
Учитель: Но прежде чем мы отправимся в плавание дальше, выполним задание.
Задание № 2 «Цифровой диктант»
1. Материк, 2 Остров, 3. Полуостров, 4. Архипелаг, 5. Море, 6. Залив, 7. Пролив.
1. Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.
2. Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана и разделяет участки суши.
3. Часть океана, более или менее отделенная от него сушей.
4. Огромный участок суши.
5. Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
6. Скопление островов.
7. Часть суши, с трех сторон окруженная водой.
Учитель:
Ребята, свои листочки вы сдаете диспетчерам, они их проверят и выставят оценки в судовые журналы ваших фрегатов. Итак, мы обогнули Южную оконечность Южной Америки, проходим вдоль пролива Дрейка. Мы уже вышли в просторы Тихого океана. Он на удивление спокойный и доброжелательный. Друзья, что мы знаем о нем? (ответы команд).
Сейчас мы плывём на север, пересекаем экватор и попадаем в особенное на карте место…
Она не раз пугала исследователей таящимися в её глубинах монстрами. Название своё эта абсолютная глубина получила благодаря находящимся рядом островам. По сути это обычный тектонический разлом, место, где Тихоокеанская плита заходит под Филиппинскую. Эта впадина — самое глубокое место такого рода. Что это за место?
Фото организмов впадины на экран
Учитель: На такой глубине темнота и безмолвие, и следующий конкурс мы проведём в тишине. Я буду показывать объект на карте, а вы должны обозначить его на карте.
Задание № 3. «Немой диктант».
Учитель показывает объекты на карте, а ученики их обозначают на карте
1. Северный Ледовитый океан
2. Южная Америка
3. Средиземное море
4. Мексиканский залив
5. Берингов пролив
6. Австралия
7. Полуостров Индостан
8. Аравийское море
9. Остров Гренландия
10. Архипелаг
Учитель:
У диспетчеров опять много работы, и все мы спешим дальше. Где же наш следующий якорь? Наша цель – порт Сидней, Австралия! Есть возможность подзаправиться, набрать пресной воды и отправиться дальше. (корабли выстраиваются на карте у якоря возле берегов Австралии) Проведём отдых с пользой.
ФИЗМИНУТКА
УЧИТЕЛЬ: Впереди Индийский океан, наш следующий якорь – мыс Доброй Надежды. На пути у нас встали подводные рифы, и, чтобы преодолеть этот участок пути, выполним следующее задание.
Конкурс №4. «Морская почта»
Каждая команда получает по 4 «почтовых ящика». ( Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый) и по 16 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам.
Даются названия хребтов, желобов, рифов и течений: Срединно-Атлантический, Марианский, Гольфстрим, Куросио, Лабрадорское, Перуанский, Большой Барьерный.
Проверяют диспетчера
Учитель: Вот мы и на финишной прямой. Но чтобы вернуться вновь домой, капитаны – к доске! От вас, капитаны, зависит сейчас очень многое. В ваших руках судьба команды. Вам определять, чей фрегат первым придет к финишу
Конкурс №5 «Конкурс капитанов»
Капитаны должны на карты нанести маршрут нашего морского путешествия, обозначая объекты, через которое оно проходило.
Лондон, Атлантический океан, Саргассово море, пролив Дрейка, Тихий океан, Экватор, Марианская впадина, Сидней, Индийский океан, мыс Доброй Надежды.
(10 объектов, за каждый – 1 балл)
Назовите, чей маршрут путешествия мы повторили?
(Фернана Магеллана 1 балл дополнительный)
Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу.
Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания.
В заключение слово диспетчерам – оцените свои команды.
Диспетчеры подводят итоги по судовым журналам. Вручение грамот
Конкурс капитанов
Самый большой остров на Земле – Мадагаскар.
Сахалин – остров в Тихом океане.
Тихий океан не пересекается экватором.
Три океана Земли пересекаются Северным и Южным тропиками.
Тихий океан пересекают все меридианы Земли.
Единственное на Земле море без твёрдых берегов находится в Индийском океане.
Самый большой полуостров Земли - Аравийский.
Африка с востока омывается Индийским океаном.
Самое мощное течение в Мировом океане – Куросио.
Самое большое по площади море в Мировом океане – Филиппинское.
Ответы: 2, 4, 7, 8,10