Разработал учитель начальных классов Пирбудагова Людмила Ивановна МБОУ «сош№46 г. Махачкала.
1 Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
2. Дочитали эту книжку школьники вчера.
А сегодня им прощаться с Азбукой пора!
1Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
О своих успехах.
2Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид-
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит.
3Букв сначала мы не знали,
мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
подружились сказки с нами.
4Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Ученик 5.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
5Разбудите меня ночью.
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
6Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
7А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
8Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
9Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
И к ней мы все привыкли.
10Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Дети: Спасибо!
Сценка.
Выносится реквизит – домик. Ранец.
Ведущий:
Стоит терем, теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу:
– Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идет пенал.
Пенал:
Ах, куда же я попал?
Вот так терем, теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду здесь жить- поживать!
Ведущий:
Азбука потом пришла,
Речь такую завела.
Азбука:
Стоит терем, теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, появись!
Ведущий:
Вышел на порог пенал,
Азбуку к себе позвал.
Пенал:
Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить!
Ведущий:
Тут тетрадка прибежала,
В теремок проситься стали.
Тетрадь:
В школе детям я нужна,
С вами вместе жить я должна!
Ведущий:
В теремочке потеснились,
И тетрадка поместилась.
Карандашики бегут –
В теремочке все их ждут,
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появилась и пятерка,
А за нею и четверка –
Тоже к терему спешат,
В нем пожить они хотят.
Вдруг плетутся двойка
с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый на пороге снова.
Пенал:
Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь.
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь сей же час!
Двойка:
Подождите, не спешите,
Нас отсюда не гоните.
Единица:
Отвернемся на минутку –
Вы поймете нашу шутку.
(Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.)
Все:
Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.
Ведущий:
Вот замочек щелкнул,
В портфеле все примолкли.
Ждут кого -то,
и приходит школьница ... (имя).
Школьница:
Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежной стать
И пятерки получать!
Я надеюсь, что все ребята нашего класса будут прилежными учениками.
6. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли
" Азбуку» – учебник первый
На столах своих нашли.
Вот проходит день за днём,
Изучаем «Азбуку» .
7. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
8.Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
9. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать
10. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
11.И в десять лет и в шесть, и в пять
Так хорошо уметь читать!
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски.
Все прочитаем в жизни сказки.
12.Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она
13.Мы прочтём хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
14. Почему мы наш учебник Азбукой зовём?
А другие называют книгу Букварём
15. Книгу, что знакомит с буквой
Букварём назвали встарь
В честь славянских АЗ и БУКИ
Назван Азбукой Букварь.
16.Как сегодня радуются дети
Стало больше грамотных на свет
Скажем Азбуке мы «До свиданья»
И рукой помашем на прощанье
УЧИТЕЛЬ. Кого же не хватает на нашем празднике?
Давайте дружно позовём Азбуку.
В зал под весёлую песню выбегают Буква Я, Буратино и Мальвина с письмом в руках.
Буратино: Я буду читать.
Буква Я (пытаясь выхватить письмо): Нет, я, я, я!!!
Буратино: Я – последняя буква в алфавите. И не якай!
Мальвина: Пожалуйста, не ссорьтесь, это неприлично.
Буква Я:
Ну, не знаю, прилично или неприлично
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояло Я.
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду.
Я, ведь, вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною недоразумение!
1 ученик (сердито):
Да, друзья мои,
Попробуй, потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый! (показывает кулак букве Я)
2 ученик:
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
Мы же грамотный народ.
Буква Я сама поймёт!
1 ученик (сердито):
Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперёд!
Буква Я:
Не хочу водиться с вами
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
2 ученик:
Хорошо, идём на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя.
Буква Я:
Чтобы я, да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а Я.
Учитель:
Буква Я взялась за дело. (буква Я пишет на листе буквы Я)
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела…
Написать она сумела только
Я,я,я,я,я.
Буква Я (грустно):
Я, ребята, виновата.
Признаю свою вину.
Я согласна стать, ребята,
Самой крайнею в строю.
Буратино: Вот это правильно, буква Я. Отдай письмо!
Буква Я: Скажи волшебное слово. Даже дети его знают.
Мальвина: Ребята, какое это слово?
(Дети дружно кричат «пожалуйста». Буратино недовольно морщится.)
Буратино: Ну какая же ты «футы-ну-ты»! Отдай письмо, пожалуйста!
(Буква Я протягивает Буратино письмо. Он радостно читает письмо.)
Буратино: «ДАрАгие рИбята! Вы нОстоящие пИрвАклаШники и можете смело зОкрывать дверь в стрОну Знаний. А ключик вам ниХто не принесёт. ПАздравляю вас, рИбята! Ваша Азбука».
(когда Буратино читает письмо, Мальвина и Буква Я возмущаются).
Мальвина: Могла ли Азбука, ребята, написать это письмо?
(Дети хором отвечают: «нет»)
Хихикание за кулисами (двойка и единица): Они прочитали!
В ЗАЛ ВЫХОДЯТ ЕДИНИЦА И ДВОЙКА
Двойка: (обращается к ребятам): Что, понравилось вам наше письмецо?
Единица: Мы просто молодцы! Познакомтесь …
Единица:
Я Двойкина сестрица,
Красотка единица!
Меня из школы вечно
Все гонят бессердечно!
Ругают, обижают,
Совсем не уважают.
За что - сама не знаю!
Детей я обожаю!
Твержу им: "Отдохните!"
Уроков не учите!
Тетрадки закрывайте!
Гуляйте и играйте!"
Двойка:
А я на лебедя похожа!
Стройна, красива и пригожа!
Скажите, в чем я не права,
И чем плоха оценка "два"?
Готовы мы помочь с сестрой
Остаться вам на год второй!
Ведь всем, как дважды два, понятно,
Что полениться так приятно!
Учитель:
Ах, вот, кто это написал!
Но вас сюда никто не звал!
Двойка:
Как никто не звал?
Мы целый год за вами наблюдали
Друзей себе мы выбирали!
Ленивых и неряшливых искали.
Учитель:
Вы наблюдать-то наблюдали,
Да время даром потеряли!
Сможете ответить нам:
Чтобы быть всегда здоровым,
Что нужно делать по утрам?
Единица:
Это должен каждый знать:
Надо всем …. подольше спать.
Учитель: Это не про наших ребят вы говорите. Наши мальчики и девочки не ленятся и любят физкультуру.
(Выбегает мальчик, всех зазывает на весёлую зарядку – машет рукой). ФИЗМИНУТКА «Солнечная»
Учитель: Вот, видите, наши ребята с двойками и единицами никогда не подружатся!
Двойка: Не хотите с нами дружить – так и не надо.
Учитель: Вы лучше скажите нам, где письмо от Азбуки?
Единица: Привет – пока! Ищите письмо на дне пруда!
Единица и двойка убегают, хихикая, под весёлую мелодию.
Буква Я: Ох, горе нам! Утопили единица и двойка важное письмо!
Буратино: Да не пугайтесь вы! Нырну я в этот пруд – и письмо у меня в руках.
Убегает и возвращается с конвертом
Учитель: Настал торжественный момент, ребята! Предлагаю вам составить из этих букв слово АЗБУКА.
ИГРА «СОБЕРИ СЛОВО АЗБУКА» (выходят 6 человек, им дают буквы, они выстраиваются так, чтобы получилось слово АЗБУКА).
КОГДА СОБРАЛИ СЛОВО, ТО ВКЛЮЧАЕТСЯ СКАЗОЧНАЯ МЕЛОДИЯ, ВХОДИТ АЗБУКА.
Азбука:
Вот и я, мои друзья! Всех вас видеть рада я!
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
Я верным помощником в этом вам стала.
И первые буквы я показала.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда,
Открылся, ребята, вам сразу!
Азбука.
Я пришла к вам в гости не одна. Догадайтесь, с кем?
33 родных сестрицы
Писаных красавицы
В одном городе живут
И повсюду славятся (Буквы)
Буквы –значки, как бойцы на парад
В чётком порядке построились в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется он …( Алфавит)
Молодцы! Буквы очень хотят услышать стихи о себе
Дети читают стихи про буквы
Алфавит
А
А - начало алфавита, тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва начинаются на А.
И кончаются на А - астра, азбука, айва.
Б
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В
Вот буква В видна вдали - красивая, витая.
Как будто крендель испекли, приезжих поджидая.
Г
Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Д
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Е
Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась.
Ё
Е и Ё - родные сестры,
Различать сестер непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом, точно жук, издает жужжащий звук:
ж - ж - ж - ж!
З
З - непросто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
И
Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? - Три!
А какая буква? - И!
Й
Букву Й зовут "и кратким",
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с буквой И,
Сверху галочку пиши.
К
Это - Ж, а это - К:
Целый жук и полжука.
Л
Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.
М
Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.
Н
На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенку.
О
Посмотри на колесо, и увидишь букву О.
В старом дереве дупло,
Ну, совсем, как буква О.
П
На хоккее, на футболе,
Буква П - ворота в поле.
Р
Дрожу от страха до сих пор! - воскликнуло полено.
Похожа буква на топор! Расколет непременно!
С
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т
Буква т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
Ф
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Х
Х - забавная игрушка, деревянная вертушка,
Деревянная вертушка, ветра вольного подружка.
Ц
Вот буква Ц: с коготочком на конце.
Коготок - царапка, как кошачья лапка.
Ч
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Ш
Посмотри на букву Ш -
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Щ
На расческу я похожа,
Три зубца всего? Ну что же?
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик -Ъ, чтобы не облиться.
Ы
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы -
Все мы знать ее должны.
Ь
Буква р перевернулась
Мягким знаком обернулась.
Э
Буква Э на с дивится, словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка, только нету языка.
Ю
Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось: получилась … буква Ю
Я
Посмотрите на меня, разве я не хороша?
Не худющая, как А, и не толстая, как Ш!
Ножку вправо отведу к букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду я стоять последней!
Обращается к Азбуке.
Книжка первая моя, пожалей ты букву Я,
Разреши минут хоть пять первой в азбуке стоять!
Азбука.
Ай-ай-ай, мне очень стыдно и за алфавит обидно.
Как ты можешь, буква Я, подводить меня сейчас?
В алфавите всем известно: хвастунишкам тут не место!
Знают буквы все отлично: якать просто неприлично.
Буквы людям все нужны, этим буквы и дружны.
Дело тут совсем не в месте, дело в том, …
Все буквы.
Что мы ВСЕ ВМЕСТЕ.
Буква Я становится в строй последней.
Азбука.
Дорогие мои, буквы! Объявляю вам благодарность за то, что вы научили читать ребят, за то, что помогали им становиться грамотными учениками, учили их быть настоящими друзьями.
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
Хором:
Тридцать три!
Учитель:
Дорогая Азбука, послушай историю о букве, которая не захотела подчиниться строгому алфавитному порядку.
Инсценировка сказки Б. Заходера.
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Дети: (хором)
Неизвестно!
Автор:
Интересно?
Дети: (хором)
Интересно!
Автор:
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за странного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор:
Говорят ей:
Буквы:
Встань на место!
Автор:
Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение -
Не более, не менее!
Автор:
Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф:
Фу - ты, ну - ты!
Автор:
Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С:
"Срам!"
Автор:
Сердито ЭС сказала!
Все кричат буквы: (хором)
- Воображала!
Автор:
Проворчала П:
Буква П:
"Попробуй, потолкуй с такой особой!"
Автор:
Я затопала ногами:
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы:
Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела...
Написать она сумела только
Я ЯЯЯЯЯЯ!
Автор:
Как зальется буква ХА:
Буква Х:
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха!
Буква О:
О от смеха покатилась!
Буква А:
А за голову схватилась!
Буква Б:
Б схватилась за живот...
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом - как заревёт!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор:
"Что ж", - решил весь алфавит, -
Буква А:
Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: (хором)
Чтобы все от А до Я -
Жили как одна семья!
Азбука: Вот и пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся в каждой книге, на каждой странице, в ваших тетрадях, письмах и открытках.
Учитель: Спасибо Азбука, а ребята на прощание прочтут тебе стихи и споют песенку «Азбука»
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт
Ученик
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!
Ученик
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Входит Литературное чтение Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы.
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Там много интересного,
Пока вам неизвестного.
Учитель За то время, что мы читали Азбуку, у нас появилось много любимых авторов и героев произведений. И, наверное, самые любимые – это СКАЗК И
Литературное чтение: Сейчас мы это проверим.
1) Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку. И называется…(Три поросёнка)
2)У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос.(«Золотой ключик» )
3)Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?(«Семеро козлят» )
4)Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет,( «Федорино горе»)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ: Молодцы, ребята. Давайте поиграем, игра называется «Цветик-семицветик».( Дети отрывают лепестки и читают, что написано.) МОЛОДЦЫ.
Литературное чтение: Я от всей души поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
УЧИТЕЛЬ. Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение! В добрый путь по дороге знаний!
ДАрАгие рИбята!
Вы нОстоящие пИрвАклаШники и можете смело зОкрывать дверь в стрОну Знаний. А ключик вам ниХто не принесёт. ПАздравляю
вас, рИбята!
Ваша Азбука.
Дорогие ребята!
Спешу к вам на праздник. Из букв, которые лежат в конверте, соберите моё имя и произойдёт волшебство.
Ваша Азбука.