Открытое внеурочное занятие
«Основы первой медицинской помощи»
Организационный момент
КАТЯ:
- Здравствуйте, ребята. Приветствую вас на внеурочном занятии «Мой выбор», который для вас проведёт Алёна Антоновна
АЛЁНА:
и Екатерина Владимировна.
- Сегодня у нас в классе присутствуют гости, давайте их поприветствуем.
- Ребята, вспомните, с чего начинается каждый урок физической культуры?
- Предлагаю вам немного размяться, гости – присоединяйтесь!
(Звучит музыка «Зарядка» выполняем разминку)
- Молодцы. А теперь, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Присаживайтесь.
Актуализация знаний. Определение темы урока
КАТЯ:
СЛАЙД 1
- Для того, чтобы определить тему занятия, нам поможет облако слов. Давайте прочитаем их хором.
(Учитель указкой наводит на слова, дети хором читают)
- Каким словом вы бы объединили группу терминов? (скорая помощь)
щелчок
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
СЛАЙД 2
- Вы правильно определили тему занятия. Сегодня мы не просто ученики одного класса, а медицинский персонал “Скорой помощи”. Когда человеку стало внезапно плохо, произошел несчастный случай, ему необходимо оказать первую медицинскую помощь. Это поможет сохранить не только здоровье, но и жизнь пострадавшего. Но до приезда “Скорой помощи” можно оказать первую неотложную помощь. В таких ситуациях нельзя терять драгоценные секунды.
Работа по теме урока
КАТЯ:
- Ребята, давайте вместе определим, что означает понятие «несчастный случай».
- Какие случаи относятся к несчастным?
- Сегодня в классе присутствует врач-педиатр частной клиники «Школоведение» Асанов Керим. Послушаем, что говорит его медицинский словарь.
(читает сообщение из словаря)
КЕРИМ:
- «Несчастный случай – это нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения».
Учитель:
- Как вы считаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай?
(слушаем ответы учащихся)
Учитель:
- Доктор, а что вы нам расскажете?
КЕРИМ:
- В первую очередь необходимо вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может быстро приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода медиков сделать всё возможное, чтобы облегчить боль, спасти жизнь пострадавшего, помешать ухудшению состоянию пострадавшего. Это мы и называем первой помощью.
Учитель:
- А теперь подскажите, какая помощь называется самопомощью?
(ответы учащихся)
Учитель:
- На уроках физической культуры и переменах необходимо соблюдать правила техники безопасности. Ведь вы, ребята, пока не можете оказать себе самопомощь, а специалист не всегда находится рядом.
(Раздаётся стук в дверь. Входят три ученика)
Учитель:
- Ох, Данил, Демид, Лера. Вы опоздали на урок. Что с вами случилось?
(Учащиеся жестами объясняют ситуацию)
Ученик (Керим)
- Да у пациентов же травматический шок! Они не могут говорить!
Учитель:
- Посмотрите, у ребят на спине какой-то шифр. Давайте срочно разгадаем его! Соберём слова в правильном порядке.
(Работа по рядам: ребята подходят к своему ряду, учащиеся разгадывают шифр.)
1) КА ШИШ (ШИШКА), НЯК СИ (СИНЯК),
2) ПИ РА ЦА НА (ЦАРАПИНА), РЕЗ ПО (ПОРЕЗ)
3) ДАР У (УДАР) НА РА (РАНА)
Ученик (Керим)
- У нас трое пострадавших с травмами
(подходит к каждому ряду, выясняет диагноз)
Учитель:
- Так что же такое травма? Давайте прочитаем определение:
СЛАЙД 3
Травма - это внезапное острое повреждение организма, вызванное внешним воздействием: удар, ранение, ожог и т.д.
СЛАЙД 4
- Как вы понимаете слова “внезапное” ЩЕЛЧОК и “острое” ЩЕЛЧОК повреждение?
- А что такое “внешнее воздействие”? ЩЕЛЧОК
Ученик (Керим)
- Посадим всех пострадавших и будем оказывать первую помощь.
1 травма РАНА
АЛЁНА:
- Лера, что с тобой случилось?
Ученик (Лера)
- Я бежала с урока музыки и столкнулась с мальчиком. Счесала себе коленку. Очень болит!
Ученик (Керим)
- Не беда! Сейчас вылечим!
(1-й ряд выходит к доске для оказания медицинской помощи)
КАТЯ:
- Для оказания первой медицинской помощи необходимо:
- Промыть место повреждения струей воды (лучше кипяченой);
- продезинфицировать ранку, поливая на нее струйкой бледно-розового раствора марганцовки или перекиси водорода;
- кожу вокруг ранки смазать йодом или бриллиантовой зеленью (зелёнкой);
- наложить стерильную повязку.
Несколько советов, как правильно забинтовать рану:
1) приложить конец бинта к ране, сделать один полный оборот;
2) сделать 2 или 3 оборота ниже раны, 2 - 3 оборота на месте раны и заканчивать перевязку после 2 - 3 оборотов выше раны;
3) разрезать конец бинта пополам и завязать узел.
КАТЯ:
- Обратимся за справкой к медицинскому персоналу:
ЕВА:
- Свежие измельченные листья подорожника применяют при ранениях, ушибах, ожогах как кровоостанавливающее и противовоспалительное средство.
СТЕПАН Л. :
- Дома можно разрезать кусочек листа алоэ и приложить одну из половин резаной стороной к ране или порезу.
БАЖЕНА:
- В лесу в походе одно из прекрасных средств при ранах и порезах это смола-живица хвойных деревьев: кедр, пихта, сосна, ель. Можно размять листья крапивы до сока и прикладывать к ране.
2 травма УШИБ
АЛЁНА:
- Демид, что с тобой произошло?
Ученик (Демид)
- Я играл с ребятами в зелёном классе в догонялки и споткнулся об пень. Упал и почувствовал сильную боль в ноге.
Учитель:
- Что скажете, доктор?
Ученик (Керим)
- Думаю, что это ушиб.
Учитель:
- Прочитаем, что такое ушиб.
СЛАЙД 5
- Ушиб - это закрытое повреждение, которое возникает в результате удара тупым предметом или при падении.
На месте ушиба может образоваться синяк или шишка. Чтобы ослабить боль, снять припухлость надо приложить к месту ушиба холодный компресс. Если боль не утихает, необходимо обязательно обратиться к врачу, т.к. при сильном ушибе можно получить перелом.
(во время сообщения учителя 2-й ряд оказывает с учителем первую медицинскую помощь)
КАТЯ:
- Медицинский персонал уже подготовил информацию о дальнейших действиях.
НИКИТА:
- При ушибе нужно положить на это место медный пятак, тогда не будет синяка. Также можно взять растение темно-зеленого цвета и потереть его в руках, чтобы получился сок. Этим соком надлежит смазать ушиб.
АЛЁНА Ч.:
- А боль при ушибе хорошо снимает уксус. Разбавьте в одном литре воды две столовых ложки уксуса. Намочите в этом растворе ткань и положите ее на ушиб.
АЛЁНА:
- Пациенту оказана неотложная медицинская помощь. Строго придерживайтесь указаний и ваша нога вскоре будет здорова.
3 травма ПОРЕЗ ИЛИ ЦАРАПИНА
АЛЁНА:
- Даниил, рассказывай, на что жалуемся?
Ученик (Даниил):
- Я поднимался по лестнице и рукой напоролся на острый угол.
АЛЁНА:
- Ваши предположения, доктор?
Ученик (Керим)
- Ничего страшного, небольшой порез на кисти руки. Но оказать первую помощь необходимо.
КАТЯ:
- Любым острым предметом можно повредить кожу. Это – царапина, по другому – порез.
- Прочитаем со слайда определение.
СЛАЙД 6
Порез - это более глубокое повреждение кожи острым предметом: ножницами, лезвием, ножом и т.д.
Первая помощь при порезах и царапинах:
1) необходимо остановить кровотечение и промыть рану перекисью водорода;
2) обработать края раны йодом или зелёнкой;
3) заклеить рану бактерицидным пластырем.
- Медицинский персонал готов дать нам рекомендации:
АЛИНА Ю.:
Ни в коем случае нельзя делать следующее:
- помните, перекись водорода и марганцовка подходит только для обработки поверхностных ран, глубокие раны этим средством промывать строго запрещено!
- йод и зеленка также подходят только для обработки поверхностных ран. Ими обрабатываются только края раны, саму рану не прижигают;
- не рекомендуется извлекать частички грязи из раны пинцетом или руками.
СТЕПАН П:
Если первая помощь при ссадинах оказана грамотно, заживление обычно протекает без осложнений. Но бывают ситуации, когда царапина на руке, лице или теле долго не затягивается — выглядит воспаленной на протяжении более 3-5 дней, является болезненной на ощупь, кровоточит, из нее выделяется сукровица, гной. В таких случаях нужно немедленно обратиться к специалисту.
Закрепление полученных знаний
(Дидактическая игра-физминутка)
КАТЯ:
- Давайте проверим, как же вы справитесь с таким заданием, как забинтовать палец своему товарищу, если возникнет такая необходимость.
У вас на парте вы найдете то, что для этого необходимо: кусочек бинтика и ножнички. Определитесь, кто из вас будет врачом, а кто пациентом. Красным фломастером мы отмечаем место ранки у пострадавшего.
Итак, готовимся к конкурсу. Участники “на старт”. Проверяем готовность: размяли руки (круговые движения), ноги (приседания) и пальчики (упражнение “веер”, “водопад”)
Сейчас мы посмотрим, кто из вас выполнит перевязку быстро, но и в тоже время качественно, так, чтобы бинтик не спадал. Помните, что действовать нужно быстро.
(звучит музыка)
- Всем оказана первая медицинская помощь. Вы большие молодцы!
- Давайте узнаем, что говорит о предосторожности от травм народная мудрость. У вас на партах лежит начало пословиц, найдите её продолжение и объясните смысл.
Здоровье не купишь - его разум дарит
Берегись бед, пока их нет
Болен - лечись, а здоров – берегись
Рефлексия
АЛЁНА :
- Мы сегодня очень часто называли такие средства оказания помощи как йод, зелёнка, бинт. А где же их искать в случае необходимости? Где они хранятся?
- У всех лекарств есть свой домик, и называется он - аптечка.
- В школе кроме медицинского пункта в каждом классе должна храниться аптечка. Предлагаю вам собрать её вместе с нами, разгадав загадки.
1. Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран. (Зелёнка)
2. Пушистая волокнистая масса, из хлопка, употребляемая в медицине. (Вата)
3. Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки. (Бинт)
4. Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам. (Пластырь)
5. Спиртовой раствор вещества тёмно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран. (Йод)
- Мы обновили в классе аптечку и теперь сможем оказывать первую помощь быстро и качественно.
- Наше занятие подходит к концу.
- С какими видами травм сегодня познакомились?
- Сможете ли вы теперь оказать своему товарищу первую помощь? Если да, то нарисуйте красный крест у себя на листочках, если затрудняетесь и у вас остались вопросы, поставьте минус. А теперь поднимите листочки вверх.
- Хотелось бы закончить наше занятие стихотворением:
Ты должен знать своё тело,
Знать и любить.
Самое первое дело -
В мире с ним жить.
Каждую клеточку тела
Нужно понять,
Пользоваться умело
И охранять!
- Спасибо за активную работу! До встречи на следующем занятии!