СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое вводное занятие по гитаре "Знакомимся с гитарой"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть использован в качестве вводного занятия при знакомстве с музыкальным инструментом гитарой. На занятии освещаются вопросы о происхождении гитары, её истории и устройстве, учащиеся знакомятся с видами гитар и с наиболее известными гитаристами-виртуозами,  а также слушают звучание разных видов гитар и осваивают новые музыкальные термины.

Просмотр содержимого документа
«Открытое вводное занятие по гитаре "Знакомимся с гитарой"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Клинцы Брянской области









Открытое вводное занятие по гитаре.


Тема: «Знакомимся с гитарой»















Год разработки: 2020.

Автор: Бородина Елена Александровна

Должность: педагог дополнительного образования

Аннотация

Данный урок может быть использован в качестве вводного занятия при знакомстве с музыкальным инструментом гитарой. На занятии освещаются вопросы о происхождении гитары, её истории и устройстве, учащиеся знакомятся с видами гитар и с наиболее известными гитаристами-виртуозами, а также слушают звучание разных видов гитар и осваивают новые музыкальные термины.

Занятие будет полезно педагогам дополнительного образования и преподавателям музыкальных школ, обучающих детей игре на шестиструнной гитаре.

Материал предназначен для младших и средних школьников 9-15 лет, которые впервые знакомятся с данным инструментом или для начинающих играть на гитаре учеников.


















Содержание:


  1. Титульный лист------------------------------------------------------------------- 1

  2. Аннотация---------------------------------------------------------------------------

  3. Содержание------------------------------------------------------------------------2

  4. Введение----------------------------------------------------------------------------4

  5. Основная часть (ход занятия)----------------------------------------------------6

  6. Список использованных источников-------------------------------------------13

  7. Приложения------------------------------------------------------------------------15






















Введение

Актуальность занятия: Данная тема выбрана для проведения вводного занятия при обучении игре на гитаре в сфере дополнительного образования детей. Гитара является самым популярным и известным всему миру инструментом, особенно она привлекает внимание школьников. Многие ребята хотят научиться на ней играть, но не все могут посещать музыкальную школу. Поэтому обучение игре на гитаре в качестве дополнительного образования в центре детского творчества является альтернативой музыкальной школе. На данном занятии ребята узнают для себя много интересной информации о гитаре, её происхождении, видах, послушают звучание гитар, сами соберут модель гитары.

Актуальность данной работы определяется потребностью в развитии творческих способностей современных школьников, что является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.

Тема занятия: «Знакомимся с гитарой».

Цель: знакомство детей с музыкальным инструментом - гитарой.

Задачи:

-знакомство с историей создания гитары, с её предшественниками

-знакомство с наиболее известными исполнителями гитарной музыки

-знакомство с устройством гитары, её звучанием, видами гитар

-развитие познавательного интереса к истории музыкальных инструментов

-воспитание любви и интереса к музыкальному искусству

-воспитание музыкального вкуса

-развитие внимания, логики, мышления

-развитие музыкальных и способностей детей

- знакомство с основным положением пальцев при игре на гитаре

-расширение музыкального и общего кругозора учащихся

-знакомство с новыми музыкальными понятиями

-воспитание культуры слушания, желания заниматься музыкальной деятельностью

-развитие эмоциональной отзывчивости детей на выраженные в музыке чувства и настроения

- повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности

- формирование мотивации к творческому самовыражению в процессе коллективной деятельности

Возраст учащихся: 9-15 лет.

Условия проведения занятия: необходимо просторного помещения с магнитной доской и экраном для проектора, наличие парт или стульев для учеников.

Оборудование:

-ноутбук;

- флеш-карта с видео-материалами и фотографиями;

-магниты для доски;

-указка;

-проектор;

-проекционный экран;

-стулья 14 шт. или парты со стульями;

-стол для ноутбука;

-гитара.

Материалы:

-12 листов с текстом песни О.Митяева «Как здорово»;

-изображение гитары из картона, разделенное на части гитары – дека, гриф, подставка, розетка, обечайка.

Музыкальный репертуар:

1.Слушание музыки: Л.Бетховен пьеса «К Элизе»,

2.Увертюра из оперы «Кармен» муз. Ж.Бизе, fingerstyle импровизация в обработке и исполнении В.Зинчука,

3. Пьеса «Кадриль» Н. Кост op.3 в исполнении А.Панфилова,

4.Песня « Как здорово» (муз. и сл. О.Митяева).

Основная часть

Ход занятия:

1.Введение (показ инструмента)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна. Я педагог, учу играть ребят, таких же как вы вот на таком замечательном красивом инструменте. (педагог держит в руках гитару). Я думаю, что вы знаете как этот инструмент называется? (гитара)

Гитара – самый популярный инструмент во многих странах мира. Гитару любят все поколения. И наверно на земле не осталось места, где на ней бы не играли. Она звучит повсюду - и в классике, и в джазе, в блюзе и в роке, фламенко и авторской песне.

Людей, играющих на гитаре намного больше, чем людей, играющих на любом другом музыкальном инструменте. И наверно еще больше тех, кто хотел бы научиться на ней играть.

Сегодня на занятии я приглашаю вас в свой мир – мир гитарной музыки.

2.Устройство гитары.

Давайте узнаем как же устроена гитара.(педагог показывает на части гитары)

Эта часть называется дека.

Круглое отверстие – розетка. Она нужна для усиления звука.

Эта часть называется подставка. Кто мне скажет для чего подставка нужна? Верно, к ней крепятся струны.

Вот эта часть сбоку похожа на крылья птицы чайки – так и называется обечайка.

Эта часть называется гриф, на гриф натянуто 6 струн. А эта часть – головка грифа, здесь находится специальный механизм. Для чего он нужен? Правильно, чтобы настраивать гитару.

А сейчас я буду Вам показывать части гитары, а вы мне будете называть их и прикреплять на доске. Так мы соберем гитару. (Учитель показывает заранее подготовленные изображения частей макета гитары, ученики их закрепляют на доске магнитами, в итоге получается полностью собранная гитара – см.приложение №3 и № 4).

Учитель: Замечательно! Вот мы и собрали гитару.

3.Знакомство со звучанием гитары (Л. Бетховен пьеса«К Элизе»)

Теперь давайте послушаем, как же гитара звучит. Я вам исполню фрагмент произведения Л.Бетховена «К Элизе». Внимательно послушайте музыку и скажите мне, какого она характера, настроения? (учитель исполняет фрагмент произведения). Итак, какая музыка по характеру? Верно- печальная, грустная, задумчивая.

4.История происхождения гитары.

Ребята, как вы думаете гитара старинный инструмент или современный? Правильно – старинный. Давайте мы с вами отправимся в глубь веков и узнаем как появилась гитара. Посмотрите на экран.(на экране показывают видео-фрагмент №1- отрывок из телепередачи Академия занимательных искусств. Выпуск 14)

Учитель: Ребята, так как же появилась первая гитара?

Ребята отвечают.

5.Сравнение строения современной и старинной гитар.

Учитель: Давайте сравним чем современная гитара отличается от старинной? Посмотрите на экран. (на экране показана фотография №1 –см.приложение №1). Перед вами изображены две старинные гитары 17 века. Чем же они отличаются от строения современной гитары? (ребяты отвечают).

6. Виды и звучание различных гитар.

Учитель: Какие виды современных гитар вы знаете? (звучат ответы учеников)

Разновидностей гитар на самом деле очень много. Сейчас я вам покажу самые основные виды. Посмотрите на экран. (на экране показывают видео-фрагмент №2 – отрывок из телепередачи Академия занимательных искусств. Выпуск 14)

Учитель: Русская семиструнная, электрогитара, электроакустическая, джамбо, вестерн, 12-струнная, гавайская, бас-гитара, миди гитара.(учитель называет виды гитар во время просмотра видео-фрагмента).

Учитель: Давайте послушаем с вами звучание разных гитар. Вначале прозвучит гавайская гитара – укулеле, затем классическая и в конце электрогитара. (на экране показывают видео-фрагмент №3 –видео со звучанием разных гитар )

Учитель: Ребята, чем же у нас отличается звучание трех разных гитар?

Звучание каких гитар вам понравилось, чем именно, какой был звук у гитар? (ребята отвечают).

7. Физ.разминка.

А сейчас я вам покажу специальные упражнения для рук. Встаньте. Встряхните немного руки. Сожмите левую руку в кулак, а правой обхватите кулак. Руки держим перед собой.

Посмотрите, какие у нас пальцы - округлые, как будто вы держите яблоко. Такими пальцы должны быть, когда вы играете на гитаре. Теперь поднимите руки вверх и крепко сожмите пальцы. Чувствуете, как мышцы напряжены? На счет три расслабим руки и опустим вниз. Теперь руки стали свободны, расслаблены. Повторим еще два раза. Сожмем – расслабим.

Вот и при игре на гитаре надо свободными руками, а не напряженными. Руки должны быть расслаблены. Мышцы напрягать не нужно. Молодцы, садитесь.

8.Знакомство с музыкальными понятиями (соло, ансамбль, дуэт, трио, квартет, квинтет)

Ребята, а как называют человека который исполняет музыку? Верно – музыкант.

Сейчас посмотрите на экран. Как мы назовем такого музыканта?

(На экране показана фотография №2 ,см. приложение №1)

Учитель: Верно, это скрипач.

А вот это кто?

(На экране показана фотография №3 ,см. приложение №1)

Учитель: Правильно, пианист.

А это?

(На экране показана фотография №4 ,см. приложение №1)

Учитель: Да, это гитарист.

А как можно назвать музыканта, который играет один? – Солист. В переводе с итальянского языка соло значит один. А как называется коллектив музыкантов, когда их несколько играют? – ансамбль.

Слово ансамбль часто встречается в нашей жизни – посмотрите на экран.

(На экране показана фотография №5 ,см. приложение №1)

Учитель: Вот это архитектурный ансамбль - все здания выдержаны в одном стиле.

(На экране показана фотография №6 ,см. приложение №1)

Учитель: А вот это хореографический ансамбль – коллектив танцоров.

(На экране показана фотография №7 ,см. приложение №1)

Учитель: Вот это садово-парковый ансамбль – в парке все гармонично, радует глаз.

Но прежде всего я считаю, что ансамбль слово музыкальное, в переводе с французского языка означает вместе, целое. А скажите мне если два музыканта играют вместе как они называются? Дуэт.

А когда три ? Трио. Когда 4 – квартет (вспомните басню И.Крылова). Пять – квинтет.

А скажите мне вам веселее играть одному или с друзьями? А в поход ходить интересней всем классом или одному?

И мы с вами будет играть на уроках на гитаре все вместе ансамблем. Всем вместе будет работать интересней и быстрее.

9.Исполнение песни «Как здорово» (муз. и сл. О.Митяева), подведение итогов занятия.

Сейчас я предлагаю вам всем исполнить известную песню О.Митяева «Как здорово». (Учитель раздает листы со словами песни, играет ее на гитаре, а ребята поют –см. приложение №2).

Ребята, интересное занятие у нас получилось? Кому что понравилось? Что интересного вы запомнили, узнали? Как этот урок повлиял на ваше отношение к гитаре? (звучат ответы ребят).

Я надеюсь, что вам понравился этот инструмент, сегодня каждый для себя узнал что-то новое и вам захочется и дальше продолжать изучать гитару, учиться на ней играть.

Что мы с вами и сделаем на следующих занятиях. До встречи!



























Список использованных источников.


Список использованной литературы для педагога:

  1. Корыхалова Н. О музыкальных инструментах и не только о них…-СПб: Композитор, 2014.-132с.

  2. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара. Справочник. –СПб: Композитор, 2000.-216с.

  3. Вольман Б. Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства. -Изд-во:Музгиз, 1961. – 196с.

  4. Вольман Б. Гитара. - Изд-во: Музыка,1980. – 64с.

  5. Бровко В. Аккорды для шестиструнной гитары. – Изд-во: Лань,2002. – 80с.


Список использованной литературы для детей

  1. 1.Вельтман О. Популярные песни. Самоучитель аккомпанемента на шестиструнной гитаре. Выпуск 1 –Изд-во: Краков, 1993. – 104с.

  2. 2.Газарян С. Рассказ о гитаре. -Изд-во: Детская литература,1989. – 48с.

  3. Кузин Ю. П. Азбука гитариста. Доинструментальный период. – Н., 2014.



Интернет-ресурсы:

  1. Увертюра из оперы «Кармен» муз. Ж.Бизе, fingerstyle импровизация в обработке и исполнении В.Зинчука – 2020 (Электронный ресурс). -URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17221343321405014554&reqid=1605654158710775-1775340516879520203500098-sas1-8830&suggest_reqid=97241888160079781141940015943616&text=зинчук+кармен+fingerstyle (дата обращения: 08.09.2020).

  2. Официальный сайт О.Митяева – 2020 (Электронный ресурс).- URL: https://mityaev.ru/songs/101-kak-zdorovo-(1979) (дата обращения: 05.09.2020).

  3. Телепередача Академия занимательных искусств. Гитара. Выпуск 14. – 2014 (Электронный ресурс).-URL:https://yandex.ru/video/touch/preview?text=Виолетта%20модестовна%20гитара%20академия&path=wizard&parent-reqid=1605446211454683-1671466638925145055000274-production-app-host-sas-web-yp-138&wiz_type=vital&filmId=5887581735971699239 (дата обращения: 11.09.2020)

  4. Пьеса «Кадриль» Н. Кост op.3 в исполнении А.Панфилова -2015 (Электронный ресурс). – URL:https://www.youtube.com/watch?v=or_v-ubhdSE (дата обращения: 01.09.2020)





















Приложения:

Приложение №1

Фотографии, применяемые на занятии:


Фотография 1

Фотография 2

Фотография 3

Фотография 4

Фотография 5

Фотография 6

Фотография 7

Приложение №2

Текст песни О.Митяева «Как здорово» ( с аккордами)

(муз. и сл. О.Митяева)


Начало формы

Am Dm E7 Am

1.Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Am Dm G C

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

A7 Dm G7 C A7

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.

Dm Am E7 F

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

A7 Dm G7 C A7

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.

Dm Am E7 Am

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!



2.Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!..

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза



3.И все же, с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. -

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза



Приложение №3

Схема «Устройство шестиструнной гитары»

















Приложение №4


Фотография макета гитары: