СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие. 3 класс. Интересное вещество мел.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие. 3 класс. Интересное вещество мел.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«МАОУ СОШ № 57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»







Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

с использованием рабочей тетради пособия «Функциональная грамотность»,

3 класс

издательства «Планета»









Учитель начальных классов:

Норбоева Татьяна Валерьевна

























Улан-Удэ, 2024 г.









Тема: Интересное вещество - мел

Цель: формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Задачи:

  • изучить состав школьного мела;

  • доказать, что у мела есть полезные и необычные свойства, которыми может воспользоваться человек в быту.

Оборудование: тренажёр для школьников М. В. Буряк, С. А. Шейкина «Функциональная грамотность» 3 класс (издательство «Планета»), для работы в группах –карточки с заданиями, карточки для рефлексии, мелки, гипс, емкости для гипса, воды, растительного масла; йод, пипетки, чайные ложки, тарелки. Для учителя – уксус 9%, емкость, мел

Прогнозируемые результаты внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

Ученики научатся:

  • проявлять культуру общения, уважительное отношение к сверстникам, работая в группах;

  • оценивать свою работу на основе заданных критериев успешной учебной деятельности;

  • получат первоначальные представления о свойствах яблока.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Ученики научатся:

  • планировать учебную деятельность;

  • подбирать и структурировать знания в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • выполнять самопроверку учебного задания;

  • строить понятные для собеседника высказывания.

Познавательные УУД:

Ученики научатся:

  • использовать различные источники знания для поиска нужной информации;

  • получат возможность делать выводы на основе экспериментальной и опытной деятельности;

  • фиксировать полученные результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

Ученики научатся:

  • принимать участие в групповой работе, приходить к общему решению;

  • использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

Ученики научатся:

  • узнают основные свойства мела;

  • получат дополнительную информацию об использовании мела в повседневной жизни.




















Содержание взаимодействия учителя и обучающихся.

Название этапа

Деятельность учителя

  1. Эмоциональный

настрой


правила работы в лаборатории

(дети читают)

Добрый день! Сегодня наше занятие по функциональной грамотности проходит в присутствии гостей, (поприветствуем) СЕГОДНЯ РАБОТАЕМ в лаборатории, где каждый станет исследователем в составе группы. Когда вы заходили в класс, вы выбрали бейджик определенного цвета. У нас получились группы. Правила работы в группах нам хорошо известны с 1 класса( указать на доску).

Нужно будет распределить роли: Координатор, Книгочей, Секретарь.

А вот правила работы в лаборатории нужно повторить: называют дети с карточки на доске ( 1 МИН)


  1. Создание мотивационно-проблемной ситуации

ТЕМА:

«Интересное вещество - мел » ( на доске)

МЕЛ


Состав свойства применение

Сегодня у нас второе занятие по теме : МЕЛ

На первом занятии мы узнали о меловом периоде и происхождении мела. А сегодня практическое занятие, на котором мы постараемся ответить на вопросы героя нашей тетради, любопытного почемучки Ромы.

Давайте узнаем какой разговор произошел у Ромы с папой? Прочтем текст на с.31

Какие же вопросы возникли у Ромы после этого разговора. ( Из чего состоит? Какие имеет свойства? Где используется) ЗНАЧИТ ЦЕЛЬЮ НААШЕГО ЗАНЯТИЯ БУДЕТ:


Изучить состав, свойства школьного мела и Узнать о его применении.

Для этого заполним кластер.

Желаю всем хорошей и интересной работы? ( 2 мин)

  1. Основной этап. Проведение исследования.

Свойства: твердый, шероховатый, крошится, хрупкий, пачкается

У каждой группы будет свое задание, но начнем мы все вместе с выполнения задания №1 на с.31

Секретарь подчеркивают правильный ответ.

Возьмите в руки мел ( далее по заданию)



( 2 мин)



  1. Основной этап. Проведение опытов (продолжение)


На доске номера заданий около цветного прямоугольника


1 группа: свойства: не растворяется в воде



2 группа: состав:

Гипс, природный мел,Клей, химические красители, (крахмал?)






3 группа: свойства: впитывает воду и жир


Применение:

Пятновыводитель

Поглотитель влаги

6 мин







Состав: карбонад кальция







1 мин









Делаем мел



20 мин


видеоролик


Дальше изучение мела мы продолжим по группам. Изучите инструкции. И заполните лабораторные листы. На выполнение дается 3 минуты. После защита.

1 группа( желтые бейджики) – задание № 2

2 группа ( красные бейджики) – задание № 6

3 группа ( синие бейджики) – задание №7

( Учащиеся читают по инструкции вывод.) какой опыт вы провели?

- Мы добавили в воду кусочки мела и шпателем( деревянной палочкой) размешали.

Читают: вода стала мутной, частички осели, значит мел не растворяется в воде.

ВЫВОД(учитель): при взаимодействии с водой мел не растворяется

О каком свойстве мела узнали?

Ребятам 2 группы нужно было узнать состав мела и исследовать его на наличие примесей. (с.32 №6)

Слово ребятам из группы № 2 Из чего состоит мел?

(Для опыта из задания №6 мы взяли 3 разных образцов мела ( белый прямоугольный и круглый, и цветной мелок, капнули на каждый образец по 1 капле йода. Ни на одном из образцов йод не изменил окраску.

-Какой делаем вывод? Мел содержит примеси.


Слово ребятам группы № 3 Ребята проверяли, как взаимодействует мел с жидкостями. ( с.32, №7)

(Мы взяли 2 тарелочки. В первую налили воду, во вторую немного растительного масла. В каждую положили по кусочку мела. Воду мел впитал очень быстро, масло - помедленнее, но тоже впитал.

Вывод: мел хорошо впитывает воду и жир. И применяется как пятновыводитель

А еще он впитал воду и масло, значит поглотитель влаги, вспомните, когда вы пишите мелом руки становятся сухими? А ведь человек на70-80% состоит из воды.


Опыт учителя задание №5

На прошлом уроке мы узнали, что мел образовался из? известковых водорослей, останков рачков и улиток, которые извлекали из морской воды кальций и строили свои раковинки и скелетики.

Давайте убедимся, что в химический состав мела входит карбонат кальция. Ранее мы уже проводили опыт по выявлению кальция в яичной скорлупе и в этом нам помогло какое вещество? (Уксус)

Этот опыт проведу я.

В емкости немного 9% уксуса , опустим туда мелок. Если в меле есть кальций, то произойдет какая-то реакция, если нет, то ничего не произойдет.

Что происходит? Уксус сильно забурлил. Затем от мела начали откалываться небольшие кусочки.

Вывод: мел взаимодействует с кислотой, разрушается и выделяется углекислый газ. Значит мел содержит кальций.

На доске схема: мел содержит карбонад кальция.


А возможно ли изготовить мел самим?

Попробуем!

Для этого мы возьмем гипс, воду и гуашь.

В стакан с гипсом(5чл) добавим гуашь и 3 ст.л. воды, тщательно размешаем деревянной палочкой, затем чайной ложечкой поместим и утрамбуем раствор в шприц, оставим на 8-10 минут.

А пока посмотрим видеоролик о том, где еще человек может использовать мел в повседневной жизни.

Достаем мел из шприца и оставляем на 5 минут сохнуть.

  1. Подведение итогов

КЛАСТЕР


Рефлексия

Итак, обратите внимание, на доску, как вы думаете мы достигли цели занятия, ответили на вопросы Ромы? Узнали состав, свойства и использование мела. Но, главное предназначение мела в школе для чего? Писать и рисовать. Значит мел- художник

Вы молодцы, понравилось ли вам занятие, было ли оно полезным? Если вы считаете, что вам на уроке удалось справиться с поставленными задачами, нарисуйте своим мелом лучик у солнышка, если не все удалось, то дождик у тучки.



Благодарю всех за отличную работу!

На память о нашей встрече дарим вам, уважаемые гости, кусочки созданного ребятами мела.