СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие «Моё имя, моя фамилия, моя семья»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствую вас на нашем занятии «Мое имя, моя фамилия, моя семья». Занятие посвящёно важной теме, которая касается каждого из нас. Интерес к данной теме возник давно, людей интересовало откуда произошли их имена, постепенно этот интерес привел к изучению собственной фамилии и имени. В ходе подготовки к занятию вы открыли семейный альбом, где сохранились портреты ваших родителей, дедушек и бабушек, родоначальников вашей фамилии. Ваши рассказы о семейных фотографиях и семейных реликвиях,  ваши доклады, которые вы подготовили дома, дополнят представление о мире имён и фамилий, о связи времен и поколений.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие «Моё имя, моя фамилия, моя семья»»

Открытое занятие «Моё имя, моя фамилия, моя семья»



Цели:
Раскрыть смысл понятий «имя», «отчество», «фамилия», «родословное древо», сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»;
Познакомить детей с историей возникновения фамилий;
Развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям и реликвиям.
Формировать нравственные и духовные ценности семьи, бережное отношение к ним.
Воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу;
воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям.
Формировать навыки исследовательской работы у воспитанников.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий, родословное древо.


































Ход занятия:

I. Организационный этап.
II. Вступительная часть. Общение темы занятия.
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствую вас на нашем занятии «Мое имя, моя фамилия, моя семья». Занятие посвящёно важной теме, которая касается каждого из нас. Интерес к данной теме возник давно, людей интересовало откуда произошли их имена, постепенно этот интерес привел к изучению собственной фамилии и имени. В ходе подготовки к занятию вы открыли семейный альбом, где сохранились портреты ваших родителей, дедушек и бабушек, родоначальников вашей фамилии. Ваши рассказы о семейных фотографиях и семейных реликвиях, ваши доклады, которые вы подготовили дома, дополнят представление о мире имён и фамилий, о связи времен и поколений.

III. Основная часть.

1. «Что в имени тебе моём…»

- Родился ребенок, и родители дают ему имя. Как это происходило на Руси?

(Выступление ребенка на тему «Происхождение русских имён»)

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.

(Выступления обучающихся о значение своих имён).
Виктор-
сильное имя, характеризующее крепкого человека. Произошло оно от латинского Victor и означает «победитель». Женский аналог – Виктория. В христианстве это мужское имя символизирует победу Иисуса над всеми грехами и смертью. В древнеримской мифологии Виктор представляет богов Марса и Юпитера.
Валерий-
произошло от римского родового имени Valerius, которое в свою очередь образовано от «valeo» и означает «быть сильным», «быть здоровым» (сила духовного состояния). В древнеримской мифологии «Валериус» является эпитетом бога войны Марса.
Елизавета-
это древнее еврейское имя, происходящее от имени Элишеба, значение которого в переводе трактуется как «почитающая Бога», «мой Бог – клятва», «заклинающая Богом». Оно получило широкое распространение во всем мире, Россия не является исключением.
Данил-
имеет библейское происхождение. Перевод с древнееврейского языка представлен вариантами – «судья мне Бог», «суд Божий», «Бог – судья». Исследователи истории этого имени и психологи связывают его значение с тайнами древних народов, именами святых и пророков. Имя Даниил (древнееврейское – Даниэль) состоит из двух частей: «дан» - «судья» и «эль» - «бог», «священный».
Иван- имеет библейское происхождение и древнееврейские корни. В переводе с еврейского языка означает «божье благоволение», «милость божья».
В России до 1917 года среди крестьян почти каждый четвертый мужчина носил имя Иван. Широкое распространение получило оно и среди других народов мира.

Игра «Откуда пошли имена».

Сейчас мы проведем игру. Задания даны на карточках, вам необходимо ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Вопросы и задания команде:

1.Вспомните растения, в названия которых присутствует женское или мужское имя.
Анисья, Василий, Василиса, Лилиана, Лилия, Роза, Розалия, Магнолия, Маргарита, Азалия, Лавр.



2.Образуйте имена от сочетаний слов:

Владеть, всё- Всеволод,

Любить, мир-Любомир, Миролюб,

Свято, славить-Святослав,

Милая, люди-Людмила
Владеть, Мир-Владимир,
Данный, Бог-Богдан.

3. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»

Малёк, Кудряш, Добрыня, Селянин, Третьяк, Умник, Молчан, Ждан.


ВНЕШНОСТЬ

МЕСТО В
СЕМЬЕ

ЧЕРТА
ХАРАКТЕРА

РОД ЗАНЯТИЯ
СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ

Малёк, Кудряш, Беляк, Светлана, Чернава, Милава, Рябой, Черный, Хромой.

Третьяк, Ждан, Первой, Друган, Важняк, Первуша, Пятой, Старшой, Послед, Нечай, Неждан.

Добрыня, Умник,
Молчун, Храбр, Гордый-Гордей, Несмеяна, Пискун

Селянин, Воин, Мороз, Весняна, Шубейка, Кузнец, Попович, Пушка-Пушкарь.

Завершение игры.


2. «Откуда мы родом».
Традиция на Руси - давать имена в честь предков.

Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

(Г. Граубин)

- Имя вам дали родители, отчество – по имени отца. А как возникла фамилия? К вашему отцу она перешла от его отца. Но кто же был первым и как произошла фамилия?

Выступление ребенка с презентацией/ проектом «Откуда произошли фамилии».

- Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий:

Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Жданов, Любомиров, Сидоров и др.).

Во-вторых, фамилия возникала от древних прозвищ (Бойцов, Белов, Стрелков, Ушаков)

В- третьих, от профессии предков. Так появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы, Кожемяка, Пушкарев и др.

Также фамилии образовывались от названий села, города, местности (Новгородцев, Москвичев, Муромов, Селиванов).

- Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Расскажите о своих находках.



3. «Моё родословное древо».
Дань памяти своим предкам можно отдать, составляя свое родословное древо. Родители и вы – верхняя часть древа, в дальнейшем оно будет расти вверх, а ваши дети и внуки будут гордиться вами. В нашем классе есть ребята, которые поучились составлять свое родословное древо.

Выступления обучающихся с представлением собственного родословного древа.



5. Музыкальная динамическая пауза/физминутка, физминутка для глаз.

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.



- В каждой семье есть вещи, которые хранят истории, связанные с нашими предками. Бережно сохраняя их, передавая из поколение в поколение, мы можем почувствовать связь времен и событий.

6. «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи».

Рассказы детей о семейных реликвиях – Виктор Г, Данил Р.


-Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. Вглядитесь в семейные фотографии разных лет.

Семейные фото в альбоме потёртом.
Видавшие виды листы в переплёте.
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.

7. «Фотографии из семейного альбома»

- Фотографии разных лет, о которых мы узнаем прошлое родных. Расскажите о своих находках.

- Рассказ Гонтарева Виктора о старинной фотографии бабушки и дедушки 20-30 х годов ХХ века

- Фотографии времен Великой Отечественной войны – особые. Их бережно хранят в своих семьях потомки. (Рассказы о фото с фронта Гонтарева Виктора).

- Счастливые лица, на фото и стар, и млад. Кто это?(Рассказ о семейной фотографии).



IV.Заключение. 

- Ребята, сегодня на занятии вы рассказывали про свою семью, о своей родовом древе, мы услышали рассказы о памятных фотографиях. Спасибо за интересные находки, за уважение к своей семье!
А сейчас послушайте напутствие вам.



Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 

Отец и мать, и дети дружно 
Сидят за праздничным столом, 
И вместе им совсем не скучно, 
А интересно впятером. 

Малыш для старших как любимец, 
Родители - во всем мудрей, 
Любимый папа - друг, кормилец, 
А мама ближе всех, родней. 

Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже 
На этой сказочной земле.












Вопросы и задания:

1.Вспомните растения, в названия которых присутствует женское или мужское имя.




2.Образуйте имена от сочетаний слов:

Владеть, всё.

Любить, мир

Свято, славить

Милая, люди

Владеть, Мир-Владимир,
Данный, Бог-Богдан.


3. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»


Малёк, Кудряш, Беляк, Светлана, Чернава, Милава, Рябой, Черный, Хромой. Третьяк, Ждан, Первой, Друган, Важняк, Первуша, Пятой, Старшой, Послед, Нечай, Неждан. Добрыня, Умник, Молчун, Храбр, Гордый-Гордей, Несмеяна, Пискун. Селянин, Воин, Мороз, Весняна, Шубейка, Кузнец, Попович, Пушка-Пушкарь.

ВНЕШНОСТЬ

МЕСТО В
СЕМЬЕ

ЧЕРТА
ХАРАКТЕРА

РОД ЗАНЯТИЯ
СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!