Автор: Шилова Анна Владимировна
Образовательное учреждение: ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский Технологический Университет» Колледж приборостроения и информационных технологий
Предмет: информатика
Группа: ПКС-11
Тема: Решение логических задач
Раздел рабочей программы: Информация и информационные процессы
Тип занятия: комбинированное
Форма занятия: игровое занятие, направленное на воспитание культуры сотрудничества, культуры умственного и творческого труда.
Технология: игровая, проблемно-развивающая технология
Преобладающий метод обучения – «мозговой штурм»
Цели занятия:
Систематизация и актуализация знаний и навыков, по решению логических задач тремя способами: методом рассуждения, табличным методом и с помощью алгебры логики;
Развитие у школьников творческого мышления;
Развитие активности учащихся.
Задачи занятия:
1. Образовательные — получение новых знаний и закрепление полученных знаний,; знакомство с алгоритмами решения логических задач; обеспечение достижения положительных результатов в самостоятельной деятельности обучающихся
2. Развивающие
развитие логического мышления, расширение кругозора.
развитие памяти, внимания, грамотной речи, а также интереса к разделу информатики – Информатика и информационные процессы;
развитие коммуникативных способностей учащихся в совместной деятельности.
3. Воспитательные
работа над повышением знаний основных понятий и законов алгебры логики, достижение сознательного усвоения материала учащимися с применением полученных знаний на практике;
формирование умений и навыка обучающихся работать в коллективе, культуры отношений в процессе учебного труда;
воспитание уверенности в своих силах и возможностях, в способности преодолевать возникающие трудности;
создание условий для самореализации и самоутверждения обучающегося в учебном процессе
развитие познавательного интереса.
Учебно-методическое обеспечение: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов
Время реализации занятия: 1 занятие
Оборудование: компьютер, оснащенный лицензированным программным обеспечением, операционная система Windows 9x или выше, мультимедийный проектор; компьютерные презентации, карточки с логическими задачами.
Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
основные понятия и определения тем «Основы логики и логические операции», «Законы алгебры логики».
Обучающиеся должны уметь:
упрощать логические выражения;
строить таблицы истинности для логических выражений;
записывать составные высказывания в виде логических функций;
решать логические задачи.
Карта занятия
Комментарий хода занятия | Время (мин) | Развитие личностных качеств и психических процессов |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности |
Вступительное слово преподавателя, активизация внимания, объявление темы занятия. | 3 | Внимание | Любознательность |
Определение целей занятия | 2 | Внимание | Умение слушать и слышать; |
Обсуждение способов решения логических задач и запись их в тетради | 5 | Внимание, Память, Организованность | Мышление, умение слушать и слышать, ясность и точность речи; |
Разбор задачи №1 и запись решения в тетради | 15 | Внимание, Память, Организованность | Мышление, умение слушать и слышать, ясность и точность речи; |
Самостоятельное решение задачи №2 | 15 | Внимание, Память, Организованность | Мышление, Исследование, Наблюдательность; Самостоятельность; |
Разбор задачи №3 и запись решения в тетради | 15 | Внимание, Память, Организованность | Мышление, умение слушать и слышать, ясность и точность речи; |
Домашнее задание | 5 | Организованность | Ответственность |
Логическая игра | 25 | Внимание, Память, Организованность | Исследовательские, культура работы, наблюдательность; самостоятельность; коммуникативная культура |
Подведение итогов занятия | 5 | Внимание, Память, Организованность | Мышление, умение слушать и слышать, ясность и точность речи; |
Ход занятия
(работа в классе строится по группам)
Организационная часть
приветствие; проверка отсутствующих; вступительное слово преподавателя.
Цели занятия:
узнать способы решения логических задач;
научиться решать логические задачи разными способами.
Обсуждение способов решения логических задач и запись их в тетради
Способы решения логических задач:
Решение логических задач с помощью рассуждений
Этим способом обычно решают несложные логические задачи.
Решение логических задач табличным способом
При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.
Решение логических задач средствами алгебры логики (на следующем занятии)
Разбор задачи №1 и запись решения в тетради
Решение.
Имеются три утверждения:
Вадим изучает китайский.
Сергей не изучает китайский.
Михаил не изучает арабский.
Если верно 1-е утверждение, то верно и 2-е, т.к. юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому 1-е утверждение ложно.
Если верно 2-е утверждение, то 1-е и 3-е должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение ложно.
Остается считать верным 3-е утверждение, а 1-е и 2-е – ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей.
Ответ: Сергей изучает китайский язык, Михаил – японский, Вадим – арабский.
Самостоятельное решение задачи №2
Задача 2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая из жидкостей?
Ответ: в бутылке – лимонад, в стакане – вода, в кувшине – молоко, в банке – квас.
Табличный метод решения логических задач
Задача 2. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая из жидкостей?
| бутылка | стакан | кувшин | банка |
молоко | 0 | 0 | 1 | 0 |
лимонад | | | | 0 |
квас | | | | |
вода | 0 | | | 0 |
| бутылка | стакан | кувшин | банка |
молоко | 0 | 0 | 1 | 0 |
лимонад | 1 | 0 | 0 | 0 |
квас | 0 | 0 | 0 | 1 |
вода | 0 | 1 | 0 | 0 |
Ответ: в бутылке – лимонад, в стакане – вода, в кувшине – молоко, в банке – квас.
Разбор задачи №3 и запись решения в тетради
Задача 5. Дочерей Василия Лобанова зовут Даша, Анфиса и Лариса. У них разные профессии и они живут в разных городах: одна в Ростове, вторая – в Париже, а третья – в Москве. Известно, что
Даша живет не в Париже, а Лариса – не в Ростове.
Парижанка – не актриса.
В Ростове живет певица
Лариса – не балерина.
Париж | Ростов | Москва | | Певица | Балерина | Актриса |
| | | Даша | | | |
| | | Анфиса | | | |
| | | Лариса | | | |
В каждой строке и в каждом столбце может быть только одна единица!
Решение:
Париж | Ростов | Москва | | Певица | Балерина | Актриса |
0 | 1 | 0 | Даша | 1 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | Анфиса | 0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | Лариса | 0 | 0 | 1 |
Ответ: певица Даша живет в Ростове, балерина Анфиса живет в Париже, актриса Лариса живет в Москве.
Домашнее задание
Задача 4. Ребята знали, что у четырех подруг – Маши, Вали и Наташи – дни рождения приходятся на разное время года, но не могли точно вспомнить, у кого на какое. Попытки вспомнить закончились следующими высказываниями:
У Вали день рождения зимой, а у Кати – летом.
У Кати день рождения осенью, а весной у Маши.
Весной празднует день рождения Наташа, а Валя отмечает летом.
Позже выяснилось, что в каждом утверждении только одно из двух высказываний истинно. В какое время года день рождения у каждой из девушек?
Логическая игра (компьютерная презентация Логические задачи_игра)
Подведение итогов занятия
Информационные ресурсы:
А.А.Чернов, А.Ф.Чернов Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов – Волгоград: Преподаватель, 2006
Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005
http://ntl.narod.ru/logic/smullyan/lady/p2.html
www.koob.ru/smallian/princessa_ili_tigr -
http://ntl.narod.ru/logic/course/valentin.html
6