Открытое занятие по хореографии в старшей группе
по ознакомлению с народным прикладным искусством русских мастеров
через движения русского народного танца
Тема: «Ложечка резная – ручка золотая»
Цель занятия: Познакомить детей с народно – прикладным искусством русского народа через движения русского народного танца.
Задачи:
Образовательные:
дать представление об основах русского танца, через народно-прикладное искусство ложкарей;
познакомить детей с азбукой выражения эмоций, выразительным движениям, через построение игровых моментов.
Развивающие:
создавать условия для дальнейшего развития ловкости, ориентации в пространстве и координацию движений через хореографию;
продолжать способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата через партерную гимнастику;
создавать условия для развития познавательного интереса и творческого потенциала детей
Воспитательные:
воспитывать в детях умение творчески взаимодействовать на занятии с педагогом;
способствовать воспитанию уважения к истории и культуре своей Родине, через познавательный материал.
Интеграция образовательных областей:
Оборудование: Ноутбук, экран. Музыкальный центр, флэш-карты с записью музыки, ложки, коробочка.
Ход занятия.
Организованный вход в зал
1.Поклон – приветствие (изучение русского поклона).
Здороваются с гостями.
Учитель хореографии: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычное занятие! Нас приглашают в сказочную деревню, где живут народные умельцы и мастера. Они изготавливают деревянные ложки и приглашают Вас поиграть на них, а также потанцевать! У них для вас есть сюрприз! Дети! А,вы любите сюрпризы? Но прежде чем отправимся в путь, сделаем танцевальную разминку.
2. Разминка
на середине зала
маршировка на месте;
прыжки по VI поз на месте и по точкам 1,3,5,7;
упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;
упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;
упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;
упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
Учитель хореографии: - Молодцы, можно смело отправляться в путь. Идем шагом друг за другом, по кругу.
Идем по извилистой дорожке
- «змейкой»;
- Впереди лужи, пойдем на носочках, а потом на пяточках;
- А, сейчас весело поскакали.
- поскоки;
- сядем на лошадку и поедем дальше на свои места.
- Вот мы и приехали в сказочную деревню мастеров. Оглянитесь вокруг, как ласково пригревает весеннее солнышко. И как здесь красиво!
Учитель хореографии:
Речь с движениями:
Солнышко проснулось руки вверх;
Всем улыбнулось, наклон вперед;
Согрело ладошки, трут ладошки;
Цветы на окошке, ладони сложить в бутон;
- А, сейчас я думаю наши ножки устали и предлагаю вам сесть на пол и показать мастерам какие у нас красивые ножки, как они у нас умеют работать.
4. Партерная гимнастика
Учитель хореографии: Молодцы! Очень хорошо поработали! Дети, а вы помните, что мастера приготовили вам подарок? Вот в этой коробочке волшебной, давайте – ка посмотрим.. что-же лежит в ней! Да здесь сказочная ложка мастеров!
Да не одна, их много здесь!
Разные, разные ложки расписные
От зари и до зари веселятся ложкари.
Разбирай ребята ложки, поиграем-ка немножко.
Учитель хореографии: Теперь я попрошу вас всех встать! И нам с вами, наши красивые ложки помогут выучить движение русского народного танца «ковырялочка». А, почему она так называется. Раньше наши предки на больших праздниках одевали только новые красивые сапожки и хвастались ими на празднике. Показывали носок и пяточку, вот поэтому и произошло название «ковырялочка». А, вот в Китае наоборот, когда люди танцуют…они выполняют очень мелкий шаг, как-будто они быстро-быстро бегут. В Греции есть народный танец сиртаки и там основной шаг, когда поднимают высоко колени -так они показывают свое мастерство.
5. Танцевально - музыкальная композиция «Застучали ложки»
на «раз-два» бьем лодку о ложку
на «три-четыре» правую ногу ставим на пяточку
на «раз-два» бьем лодку о ложку
на «три-четыре» левую ногу ставим на пяточку
«ковырялочка» на месте
Учитель хореографии: Молодцы ребята! Все хорошо справились, видите, как вам помогают ложки. А вы знаете, ребята, кто были первые исполнители на народных инструментах? Посмотрите на экран!
Ответ - скоморохи.
Это были скоморохи, бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей.
Но, в наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.
Учитель хореографии: И еще ложка помогает не только петь и танцевать, но и играть! Хотите я вас научу! Становитесь все в круг!
6. Музыкальная – танцевальная игра
Ты беги, скорее ложка
Быстро-быстро по рукам.
У кого осталась ложка
Тот в кругу станцует нам.
Дети становятся в круг, двум ребятам в руки дают по ложке, включается фонограмма «Ах вы, сени» и дети под музыку, передают ложку по кругу: по часовой стрелке. Игра повторяется 2-3 раза.
Учитель хореографии: Молодцы ребята! Вы все молодцы! Понравилось вам в сказочной деревне у мастеров? Как бы нам не хотелось, но, к сожалению, пора возвращаться домой, скажем, народным мастерам большое спасибо и до свидание! Давайте пониже поклонимся им и поблагодарим их за прекрасный подарок!
7. Поклон – прощание. Теперь можно отправляться домой. Садитесь пожалуйста на лошадки и мы с вами отправляемся!
Список используемой литературы
Яковлева, Н. А. Анализ и интерпретация произведений искусства. Художественное сотворчество / Н. А. Яковлева. – Москва.: Высшая школа, 2005. – 551 с.
Кулова, В. Ф. Мастерство хореографа : учеб.-метод. комплекс для студентов. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2009. – 24 с.
Зарипов, Р. С. Драматургия и композиция танца. Взгляд из зрительного зала / Р. С. Зарипов. – Новосибирск, 2008. – 344 с.
Савина, А. А. Театр. Актер. Режиссер : краткий словарь терминов и понятий / А. А. Савина. – Санкт-Петербург : Лань, 2010. – 352 с.
Арто, А. Театр и его двойник : манифесты. Лекции. Философия театра / А. Арто. – Москва ; Санкт-Петербург : Симпозиум, 2000. – 440 с.
Елькина, М. Театр / М. Елькина. – Москва : Олма-Пресс, 2002. – 223 с.
Осовцов, С. М. Драматургия и театр в системе искусств : учеб. пособие / С. М. Освоцов. – Санкт-Петербург, 2000. – 148 с.
Чечетин, Анатолий Иванович. Основы драматургии : учеб. пособие для вузов культуры и искусств / А. И. Чечетин. – Москва : МГУКИ, 2004. – 148 с.
Шубина, И. Б. Драматургия и режиссура зрелища : игра, сопровождающая жизнь : учеб.- метод. пособие / И. Б. Шубина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 288 с.
Мурашко, М. П. Формы русского танца. Кн. 1. Ч. 1 / М. П. Мурашко. – Москва : Один из лучших, 2006.
Мурашко, М. П. Формы русского танца Кн. 1 Ч. 2 / М. П. Мурашко. – Москва : Один из лучших, 2006. – 307 с.
Борзов, А. А. Танцы народов мира / А. А. Борзов. – Москва : Ун-т Натальи Нестеровой 2006. – 496 с.
Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца : этюды / Г. П. Гусев. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 232 с.
Левочкина, Наталья Алексеевна. Традиционная народная хореография сибирских татар Барабинской степи и Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.) : т. 8 / Н. А. Левочкина; редкол.: Н. А. Томилов и др. – Новосибирск : Наука, 2002. – 177 с
Блазис, К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы / К. Блазис. - 2-е изд. – Санкт-Петербург : Лань, 2008. – 352 с.
Глушковский, А. П. Воспоминания балетмейстера / А. П. Глушковский.- 2-е изд. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2010.- 576 с.
Красовская, В. М. Анна Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы / В. М, Красовская. - 2-е изд. – Санкт-Петербург : Лань, 2009. – 192 с.
Левинсон, А . Я. Старый и новый балет. Мастера балета / А. Я. Левинскон. – Санкт-Петербург : Лань, 2008.– 560 с.
Светлов, В. Я. Современный балет. / В. Я. Светлов. – Санкт-Петербург : Лань, 2009. – 288 с.
Смирнова, А. И. Мастера русской хореографии: словарь./ А. И. Смирнова. - Санкт-Петербург : Лань, 2009. – 208 с.
Ивлева, Л. Д. История преподавания танца / Л. Д. Ивлева. - Челябинск : ЧГАКИ, 2005. – 136 с.