Тема: «Насекомые».
Цель: закреплять знания детей о внешнем строении тела насекомых, названия отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки), пользе (вреде) насекомых для людей и растений.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать зрительную и слуховую память.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
Развивать связную речь.
Развивать образность речи.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Развивать общую моторику, координацию.
Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку), стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение.
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок
Не поймешь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени
Синяя река
Белые пушистые в небе облака.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О лете.
Воспитатель: А какое оно бывает лето?
Дети: Жаркое, знойное, веселое, замечательное, солнечное, зеленое, долгожданное.
Воспитатель: Почему лето называется красным?
Дети: Потому что летом солнца много.
Воспитатель: Правильно. Солнце просыпается очень рано, а вместе с ним пробуждается звонкоголосый пернатый народ – птахи малые и большие. Вслед за птицами просыпаются и начинают свой трудовой день: муравьи, бабочки, пчёлы. Для них в зеленой траве множество синих, лиловых, красных, желтых цветов.
Введение в тему.
Воспитатель:
- Мы сегодня с вами поговорим о маленьких лесных жителях. Вот послушайте о них загадки.
III. Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети их отгадывают.
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела? Посмотрите на цветок, пчела уже трудится.
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Воспитатель:
- Ребята, а как можно их назвать одним словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель:
- Для чего нужны насекомые?
Дети: Они опыляют растения и являются кормом для птиц.
Воспитатель:
- Насекомые бывают разные: полезные, вредные, и хищные. Посмотрите на картинки и назовите мне полезных насекомых.
Дети: Пчела, бабочка, муравей.
Воспитатель:
- Какую пользу приносит пчела?
Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Живут они в улье, у них там целое пчелиное гнездо.
Воспитатель:
- Какую пользу приносит муравей?
Дети: Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Их еще зовут санитарами леса, потому что они могут уничтожить за лето много вредных насекомых. Живут они в муравейниках, которые разорять нельзя.
Воспитатель:
- Какую пользу приносят бабочки?
Дети: Бабочки опыляют цветы.
Воспитатель:
- Назовите вредных насекомых.
Дети: Муха разносит на своих лапках микробы, гусеница – ест листья растений, комар – кусает людей.
Воспитатель:
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным.
Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.
Воспитатель:
- Почему их называют хищниками?
Дети: Потому что они охотятся за другими насекомыми.
Воспитатель:
- Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте ее рассмотрим. Из каких частей состоит тело бабочки?
Дети: Головы, груди и брюшка.
Воспитатель:
- А сколько лапок у бабочки?
Дети: Шесть.
Воспитатель:
- Для чего бабочка летает от одного цветка к другому?
Дети: Они порхают и заняты очень важной работой. Они собирают нектар.
Воспитатель:
- А чем они собирают нектар и чем питаются?
Дети: У них есть хоботок, он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар, и этим соком питаются.
Воспитатель:
- А как рождается бабочка?
Дети: Сначала бабочка откладывает яйца на цветке. Из яйца появляется гусеница, которая ест и ест листья, затем она превращается в куколку, а из куколки появляется бабочка.
Физминутка «Стрекоза».
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза (изображают большие глаза)
А сама как вертолет (вращения)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
- Молодцы!
Игра «Сложи картинку».
Итог занятия.
Воспитатель:
- Вот и подошло наше занятие к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей).
- Посмотрите, какая у нас полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи, прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
- Я хочу вас всех поблагодарить. Вы сегодня молодцы!
- Давайте еще раз вспомним:
- Какие бывают насекомые?
- Для чего нужны насекомые?
- Нужно ли охранять насекомых?
Тема: «Насекомые».
Цель: закреплять знания детей о внешнем строении тела насекомых, названия отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки), пользе (вреде) насекомых для людей и растений.
План занятия
Организационный момент.
Введение в тему.
Загадки. Беседа по теме.
IV. Физкультминутка «Стрекоза».
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом
«потому что».
Игра «Сложи картинку».
Итог занятия.
ГБСУСО МО «Яхромский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Конспект открытого занятия в группе № 3
по теме:
«Насекомые»
Подготовила:
Воспитатель Роменкова В.Ф.
Яхрома
Июль 2015